Объемный труд французского дипломата и арабиста Мишеля Рембо посвящен событиям и последствиям «арабской весны», представленным сквозь призму всех наиболее важных аспектов региональной и глобальной политики. Детальное знание фактуры, глубокий анализ и независимый подход делают эту книгу одной из самых значительных последних работ по Ближнему Востоку.
Объемный труд (576 стр.) видного французского дипломата и политолога Мишеля Рембо представляет собой попытку показать и проанализировать события и последствия «арабской весны» (2011 ‒ 2015 гг.) сквозь призму всех наиболее важных аспектов современной ближневосточной и глобальной политики. Это, в частности, палестино-израильская проблема и интересы Израиля; различные грани шиитско-суннитского противостояния Ирана и монархий Персидского залива во главе с Саудовской Аравией; политика неоосманизма турецкого руководства во главе с Р. Эрдоганом; современная французская ближневосточная политика; закат эры однополюсного мира во главе с США и выдвижение нового глобального игрока в лице блока государств БРИКС и ШОС; наконец, элементы новой холодной войны, возникшие в связи с украинским кризисом.
Мишель Рембо много лет проработал на дипломатическом поприще, представляя интересы Франции в ряде арабских и африканских стран, и закончил карьеру в этой сфере на посту посла Франции в Зимбабве (2004‒2006). Дипломатическая деятельность дала возможность М. Рембо наладить контакты в различных государственных и общественно-политических структурах стран арабо-мусульманского мира. Будучи в курсе хитросплетений восточной политики, он в своей книге детально и глубоко освещает события, происходившие на Большом Ближнем Востоке, и дает объективную картину меняющейся глобальной расстановки сил. Как отмечает известный французский востоковед-арабист Ришар Лабевьер (Richard Labévière), написавший предисловие к книге Мишеля Рембо, она является одной из наиболее значительных последних работ по Ближнему Востоку.
В книге хронологически очень четко и ясно обозначены события местного, регионального и международного уровня. Проанализирована ситуация и в таких странах, как Бахрейн, Йемен, Судан, Мавритания, которые не слишком часто попадают в фокус внимания политологов-арабистов. В качестве центральной оси развития ближневосточных кризисов рассматривается палестино-израильский конфликт ‒ подход, который игнорируют представители неоконсервативных французской и американской востоковедческих школ.
Среди внутренних и внешних факторов «арабской весны», принесшей «бурю» на Большой Ближний Восток, автор выделяет движения социального протеста первой волны, происходившие в Тунисе и Египте. Их мишенью стали правящие режимы, за фасадом прозападного неолиберализма которых (а они лояльно выполняли команды международных финансовых институтов), процветали коррупция и клиентелизм. После краха этих режимов и нескольких недель «демократического парада» революционное пространство стало быстро исламизироваться движениями «Братьев-мусульман» и салафитов. Тем не менее общественно-политические силы в Тунисе и Египте, противостоявшие обскурантизму и сползанию своих стран в экономический коллапс, сумели отстранить исламистов от политической авансцены. Однако террористические акции радикальных исламистов продолжаются. М. Рембо позитивно оценивает избрание в мае 2014 г. президентом Египта генерала Абдель Фаттаха ас-Сиси, в поддержку которого выступили 96,9% избирателей, но в то же время характеризует как «фараоновский» грандиозный проект строительства «второго Суэцкого канала» по инициативе А. Сиси.
Вторая волна «весны», констатирует М. Рембо, изменила первоначальный сценарий. В городе Бенгази в Ливии, в городах Дараа и Хомсе в Сирии демонстрации борцов «за демократию и против тирании» быстро уступили место вооруженной исламистской оппозиции, а нашествие джихадистов и наемников превратило гражданскую войну в Сирии в кошмары из фильмов ужасов. Внешние силы, активно вмешавшиеся во вторую волну «арабской весны» и, в особенности, в сирийский конфликт, сочетали, по образному определению автора, «исламистский фанатизм, неистощимые ваххабитские финансовые ресурсы, неоосманистские амбиции и, не в последнюю очередь, постколониальную ностальгию Атлантической империи».
Представляет интерес содержащийся в книге историко-политический анализ политики и амбициозных целей турецкого руководства во главе с Эрдоганом ‒ лидером правящей умеренно-исламистской Партии справедливости и развития (ПСР). ПСР является наследницей исламистской партии «Рафах», преследовавшейся в период правления турецких военных ‒ сторонников светской доктрины основателя современной Турецкой республики Ататюрка. Согласно оценке М. Рембо, стратегической целью неоосманистской доктрины Эрдогана и его ближайших соратников, Гюля и Давутоглу, является воссоздание «славы и мощи» Османской империи путем формирования в регионе вассальных государств, создаваемых (в результате «арабской весны») поддерживаемыми Турцией суннитскими движениями, в том числе радикальными. Эрдоган входит в альянс с Саудовской Аравией и Катаром, которые также поддерживают суннитские силы в регионе, и прежде всего вооруженные группировки, воюющие в Сирии против режима Башара Асада. Наряду с этим Турция, оставаясь, по определению автора книги, «верным солдатом НАТО», должна действовать в русле политики США и, соответственно, их стратегического союзника Израиля. М. Рембо оставляет открытым вопрос, способно ли турецкое руководство реализовать свой стратегический замысел, так как для этого ему придется подавить шиитский блок Иран ‒ Хизбалла ‒ Сирия и одновременно снять обеспокоенность арабских стран, унаследовавших достаточно неоднозначную историческую память о четырехсотлетнем пребывании в составе Османской империи. В то же время, как отмечает М. Рембо, постоянная поддержка достаточно непредсказуемых радикальных суннитских группировок, воюющих в Сирии, все в большей степени ведет к дестабилизации внутренней ситуации в самой Турции.
Значительное внимание автор уделяет странам Аравийского полуострова, прежде всего Королевству Саудовская Аравия (КСА) и его особой роли в развитии «арабской весны» и региональных конфликтов. Поддерживая суннитские движения в «арабской весне», КСА пытается, с одной стороны, обезопасить себя и страны-члены возглавляемого КСА Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) от «весенних революций», инициаторами которых здесь могут стать шиитские меньшинства, считающие себя притесняемыми правящими суннитскими династиями. Это прежде всего касается Саудовской Аравии и Бахрейна (причем в КСА шиитская община проживает преимущественно на востоке страны, где сосредоточены основные нефтяные месторождения). С другой стороны, оказывая поддержку суннитской вооруженной оппозиции в Сирии, стремящейся свергнуть режим Башара Асада ‒ союзника шиитского Ирана, Саудовская Аравия решает свои стратегические задачи. Это, во-первых, стремление максимально ослабить Иран, который КСА обвиняет в продвижении шиитской экспансии в регионе. Во-вторых ‒ создание в альянсе с Турцией «суннитской дуги» из государственных образований, где у власти будут стоять победившие в «арабской весне» суннитские силы. Причем КСА и Турция, соперничающие за лидерство в суннитском мире не доверяют друг другу. Для Саудовской Аравии официально врагом номер один считается «Исламское государство» (ИГ), а также «Аль-Каида», хотя, как отмечает автор, к их созданию прямо или косвенно приложил руку сам Эр-Рияд. Наряду с этим значительными вызовами для КСА являются конфликт в Йемене с движением хуситов, поддерживаемым Ираном, и продолжающиеся протестные выступления шиитской общины в Бахрейне, отчасти подавленные с помощью саудовской армии. КСА пользуется постоянной военно-политической поддержкой США, считающими саудовскую династию своим стратегическим союзником. Это еще раз подтвердили высокопоставленные представители США в ходе визита в регион в 2015 г. после подписания с Ираном соглашения о снятии с него санкций в обмен на свертывание его ядерной программы (это соглашение в достаточной степени обеспокоило аравийские монархии).
Немалое место в книге отведено социально-экономической ситуации в странах Запада, особенно в США, а также их внешней политике, особенно в отношении «арабской весны». В главе, озаглавленной «Закат Америки», автор отмечает, что экономические преимущества стали главным козырем в победе США в холодной войне против СССР. Используя эту победу, Соединенные Штаты пытались стать единственной сверхдержавой, реализуя, по выражению М. Рембо, лозунг «что хорошо для Америки, то хорошо для всего мира». Вашингтон стал навязывать остальному миру свой образ жизни, свою субкультуру, демократию и права человека в лозунгах и тоталитарные амбиции и гуманитарные бомбардировки в политической практике, великодержавный эгоизм за фасадом великодушия. Однако США не смогли закрепить за собой статус глобальной силы на планете, и с 2010-х годов, по мнению М. Рембо, начался «закат» Америки. Автор связывает это прежде всего с финансово-экономическим фактором. Во-первых, отмечает он, в результате вывода целого ряда промышленных производств с территории США в страны с более дешевой рабочей силой и безудержного роста сектора финансовых услуг, биржевых и банковских операций произошла «деиндустриализация» Америки (считалось, как пишет М. Рембо, что можно развивать экономику «без фабрик и рабочих»). Ярким примером результатов такой экономической политики стало банкротство Детройта, столицы американского автопрома, бывшего когда-то символом американской индустриальной мощи. Сократился экспорт из США готовой продукции и, напротив, возрос импорт, вдвое превышающий сейчас экспорт. Во-вторых, различного рода сомнительные биржевые и банковские операции, связанные со спекулятивным увеличением стоимости за счет выпуска необеспеченных акций (деривативы), наряду с коллапсом реально не профинансированной системы ипотеки, привели к финансово-экономическому кризису, который затронул прежде всего США и ЕС. Начавшись в 2008 г., этот кризис фактически превратился в перманентный, его рецидивы следуют один за другим. Вместе с тем катастрофически увеличивается государственный долг США, потолок которого президент Б. Обама предложил Конгрессу поднять до 17 трлн долл. Бюджетный дефицит вырос с 1294 млрд долл. в 2010 г. до 1480 млрд в 2011 г. Это означает, что США берут взаймы каждый день у остального мира 4 млрд долл. В то же время работающий, по мнению М. Рембо, на полную мощность американский печатный станок выпускает реально не обеспеченные доллары, что может привести США и доллар как валюту международных расчетов к полному краху. В связи с этим, считает автор, эпоха монополии доллара идет к завершению.
Проблемы, связанные с финансово-экономическим кризисом, деиндустриализацией и, как следствие, ростом безработицы и социальной напряженности, испытывает также и ЕС. В то время как лидеры ЕС и высокопоставленные функционеры его политико-экономических структур собираются на бесконечные встречи и саммиты, не способные, по мнению автора, решить данные проблемы, экономика Евросоюза находится в тисках рецессии. Страны-члены ЕС ‒ такие как Греция, а за ней Ирландия, Португалия, Испания и далее Италия ‒ одна за другой скользят к социально-экономическому кризису.
Отдельная глава посвящена возникновению и деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и группе стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). По мнению М. Рембо, формирование ШОС стало, с одной стороны, реакцией на гегемонистскую политику США, с другой ‒ ответом на региональные вызовы, связанные с усилением опасности радикального исламизма. Главным в организации ШОС является сотрудничество России и Китая. Их сближение активизировалось в результате, как пишет автор, возрождения России в 2010-е годы, ярким проявлением которого стало возвращение России на Ближний Восток и ее твердая позиция в сирийском кризисе. Причем в ходе сирийского кризиса, как пишет М. Рембо, российский президент, по примеру русских царей, взял на себя функцию защиты христиан на Ближнем Востоке. При этом М. Рембо укоряет французского президента Н. Саркози, который, в отличие от В. Путина, «умыл руки» и заявил, что «христианам нет места на Ближнем Востоке», хотя Франция исторически всегда являлась защитницей христиан, в особенности католиков в этом регионе.
М. Рэмбо отмечает, что ШОС становится значительным экономическим и военно-политическим актором как в регионе, так и в мире. В организацию входят, наряду с Россией и Китаем, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и присоединившийся позднее Узбекистан. В качестве наблюдателей в ШОС состоят Монголия, Иран, Индия, Пакистан и Афганистан; в качестве приглашенных почетных членов ‒ Белоруссия, Турция и Шри-Ланка. Члены ШОС обладают 20% мировых запасов нефти, 40% газа, 50% урана. ШОС имеет весомый военный потенциал, состоящий из 10 тыс. ядерных боеголовок и 70 атомных подводных лодок (АПЛ) у России и более 400 ядерных боеголовок и 90 АПЛ у Китая, не считая других видов вооружений.
Что касается стран БРИКС, которые начинают создавать свои финансово-экономические институты и становятся весомой глобальной силой, то основой их объединения также стало стремление противостоять политико-экономическому давлению США. Здесь, как и в ШОС, проявляется намерение России и Китая развивать свое стратегическое и военное сотрудничество. Данная тенденция начинает беспокоить ведущую тройку НАТО (США, Англия, Франция), тем более что Россия и Китай являются самыми крупными странами мира ‒ одна по территории, другая по населению. Правда, напоминает автор, военные бюджеты России (125 млрд долл. в 2011 г.) и Китая (180 млрд долл. в 2012 г.) в совокупности уступают военным расходам США (700 млрд долл. в 2010/2011 гг.). В то же время, несмотря на намечающийся альянс, между Россией и Китаем, отмечает М. Рембо, существуют противоречия ‒ Китай не хочет слишком значительного усиления роли России в БРИКС, а Россия не хочет полностью переориентировать свои интересы с Запада на Восток, на союз с Китаем. Россия отказалась от коммунизма и провозгласила «рыночную демократию», в то время как Китай официально остается коммунистической страной, хотя и с экономикой «государственного капитализма». В действительности, полагает М. Рембо, идеологический коммунизм мертв. Тем не менее в мире и, в частности, в России существует ностальгия по коммунистической идее, отражающая стремление к социальной справедливости и связанная с периодом национально-государственного величия России ‒ СССР.
Отдельную главу автор посвящает детальному и нелицеприятному по отношению к Западу анализу украинского кризиса. По его мнению, демонстрации протеста на Украине под лозунгами реализации «европейской мечты», поддержанные Западом в лучших традициях «цветных революций» и «арабской весны», привели к соглашению между протестующими и «пророссийским» правительством Януковича. Однако уже через несколько часов после его заключения последовал государственный переворот, совершенный силами, исповедовавшими неонацистские идеи, но выступавшими под традиционными лозунгами «свободы, демократии и вхождения в Европу». Запад поддержал «путчистов», имея целью оторвать Украину, которую автор называет «русской исторической колыбелью», от России, взяв своеобразный реванш за провал своей политики на Ближнем Востоке и ослабив тем самым позиции Путина. Последовавшее затем в результате референдума вхождение Крыма в состав России и нежелание украинских юго-восточных регионов Донецка и Луганска, поддерживаемых Россией, подчиняться новой откровенно русофобской киевской власти, вызвало виток антироссийских действий Запада с тем, чтобы «изолировать» и «наказать» Россию. Были введены экономические санкции, которые, по замыслу Запада и прежде всего США, должны были ослабить российскую экономику. Россию исключили из членов Группы 8 (G8), что также должно было ослабить экономические связи России с Европой и изолировать ее. Однако в реальности, как считает автор, такая политика Запада лишь стимулировала экономическое и военно-политическое сближение России с Китаем, а российские контрсанкции привели к значительным финансовым потерям европейских компаний, ориентированных на российский рынок. В результате европейцы оказались, по словам М. Рембо, в роли «глупых индюков в атлантической шулерской игре».
Анализируя начавшуюся в результате последних кризисов «вялотекущую холодную войну», автор считает, что она коренным образом отличается от прежней холодной войны между Западом и советским блоком. Тот период характеризовался военно-политическим равновесием сил двух противоборствующих лагерей, которое основывалось на взаимном понимании недопустимости глобального военного конфликта. В настоящее время мир уже не живет по послевоенным правилам, определенным ялтинскими соглашениями 1945 г. Нынешнее противостояние между Россией и ее союзниками, с одной стороны, и США и ведущими странами Запада, с другой, протекает в новых меняющихся условиях, которые «Атлантическая империя», характеризуемая автором как «больная», хотела бы сделать «американским моментом». В результате таких действий возникает нестабильная и опасная международная ситуация, в которой, как считает М. Рембо, не действуют «ни правила, ни законы».
В заключение необходимо отметить проделанный автором книги глубокий анализ процессов, происходящих на Большом Ближнем Востоке и в мире в целом, анализ, основанный на доскональном знании конкретного фактического материала, а также независимом подходе в оценках целей Запада в отношении арабо-мусульманского мира и России. С большей частью его выводов можно согласиться. За исключением, пожалуй, в какой-то мере идеализированного восприятия М. Рембо внутреннего и внешнего положения России. В книге не нашли отражения проблемы, связанные с однобокой экспортно-сырьевой ориентацией российской экономики, непомерным разрывом в доходах между сверхбогатым абсолютным меньшинством и остальной частью российского общества, возрастанием негативного влияния исламского фактора, зависимостью внешней политики от крупного экспортно-сырьевого бизнеса и, как результат, отсутствием ее четко выработанной направленности, что негативно сказывается на формировании блока союзников России. Вероятно, рассмотрение данных вопросов и не входило в задачи автора. В любом случае книга М. Рембо, безусловно, будет очень полезна и интересна как исследователям-востоковедам, политологам, дипломатам, журналистам, так и всем, кто хотел бы понять, что происходит на Большом Ближнем Востоке, и разобраться в глубинных причинах и механизмов явлений глобальной политики.
Борис Васильевич ДОЛГОВ,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.Источник