Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Экономика » СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ КАК ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ  
     
    СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ КАК ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ
    Раздел: Экономика, Наука
     
    Обострение конкуренции на глобальном уровне, политические, экономические и социальные вызовы современности обусловили необходимость поиска решения проблемы устойчивого развития России и всего комплекса связанных с этим вопросов, к которым следует отнести разработку концепции и парадигмы устойчивого развития, изменение формулы жизнеустройства российского общества, формирование и внедрение общегосударственной модели управления Россией и т.д. Сегодня для России жизненно необходимы устойчивость страны, рост качества и уровня жизни населения, стабильность, устойчивое развитие и общественная консолидация. Последнее является особо значимым, поскольку внутреннее единство народа является, прежде всего, его солидарным ответом на дестабилизирующее влияние проблематичной карты социальной реальности и матрицы, по которым создаётся общественное мировоззрение и менталитет.

    СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ КАК ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ


    Формирование общественного мировоззрения и менталитета обусловлено влиянием официальной идеологии, в качестве которой в современной России выступает капитализм. Чуждая по своей природе, насаждающая власть денег в российском обществе, деформирующая коллективистское общественное сознание, эта западная идеология не прижилась в России. Закрепление идеологии капитализма и одновременный запрет на государственную (официальную) идеологию в Конституции России с момента её создания способствовали легитимизации внешнего управления со стороны западного мира. Это обусловило активизацию деградационных процессов во всех сферах общественной жизни, обострило социальную ситуацию в стране и поставило её на грань самоликвидации. Наложение чуждой западной идеологической доктрины на сознание русского человека породило большое количество противоречий в современном российском обществе и обусловило необходимость идеологического возрождения России, её возврат к духовным истокам русской (евразийской) цивилизации.

    Изменение сложившейся ситуации возможно лишь при условии разработки новой методологической конструкции официальной идеологии России, которая будет способствовать формированию ценностных установок, направленных на устойчивое развитие страны, формирование соответствующего общественного мировоззрения и менталитета.

    Сегодня российское общество находится под тлетворным влиянием западной идеологической доктрины, что не позволяет вырабатывать те идеалы, нормы и ценности, которые бы способствовали воплощению в жизнь задач устойчивого развития. Более того, сегодня согласно действующей Конституции России её развитие находится под запретом по причине наличия в статье 13 нормы, не позволяющей стране иметь собственную государственную (официальную) идеологию. А без этого страна обречена на постепенную деградацию, демонтаж государственности и самоликвидацию.

    В научной литературе решению проблемы формирования официальной идеологии России отводится достаточно большое внимание. Этой актуальной тематике посвящены многочисленные публикации исследователе в периодической печати.

    Спектр высказываемых авторами мнений достаточно широк и разнообразен – от полного неприятия идеи формирования собственной российской официальной идеологии до поощрения идеологического плюрализма. При этом признаётся, что плюрализм идеологий должен иметь закономерный результат – идеологический консенсус в рамках Конституции. Это даёт возможность избежать угрозы подрыва устойчивости и стабильности страны, хаоса и сползания к гражданскому противостоянию.

    Следует отметить, что все дискуссии, ведущиеся по поводу идеологических перспектив современной России, в большей степени представляют собой теоретизирование и обмен мнениями по заявленной тематике и не приводят к обоснованию понятной методологической конструкции, которая могла бы стать основой структурной организации модели официальной идеологии России. Во многом это связано с тем, что исследователи не учитывают весьма значимый аспект современной идейно-политической ситуации, которая неразрывно связана с глобализацией. Официальная идеология России должна быть практическим ответом на глобальные вызовы текущего момента.

    Кроме того, официальная идеология должна быть ориентирована на интересы русского народа, который характеризуется полинациональностью и поликонфессиональностью. Она должна руководствоваться здравым смыслом, историческим опытом и цивилизационной принадлежностью территории. В этом самоидентификация русского человека, его цивилизационная культура, уходящая корнями в глубокую древность и глубинный смысл общегосударственной идеи, суть которой состоит в устойчивом развитии России. Следует отметить, что термин «национальная идея» в данном случае неуместен, поскольку речь идёт не о смысле существования народа, этноса или нации, а о концепции (замысле), по которой живёт общество и которая отражает собой взгляд каждого человека на свою общую историю, своё настоящее и будущее и способ изменения своей жизни к лучшему в соответствии с происходящими изменениями, каковым является устойчивое развитие страны.

    Общегосударственная идея в таком виде даёт толчок к дальнейшему развитию теории устойчивого развития, что позволяет обосновать его цели в рамках каждой из сфер жизни страны и обозначить мотивы для движения общества в этом направлении. Движение общества в направлении устойчивого развития невозможно без осознания определённых идеалов, норм и ценностей и следования им, что обеспечивает адекватное отражение в сознании людей общественного бытия и формирование соответствующих убеждений, формирующих конструктивную направленность поведения общества – обеспечение устойчивого развития страны.

    Для обоснования структурной организации модели официальной идеологии России необходимо, прежде всего, исследовать логическое содержание современных идеологий. Такой подход будет способствовать формированию оптимальной структурной организации модели официальной идеологии России.

    Исторически сложилось следующие виды идеологий: анархизм, консерватизм, демократия, либерализм, капитализм, социализм, гуманизм, социальный детерминизм. Результаты исследования содержания идеологий дают основания утверждать, что ни одна из них за исключением идеологии социального детерминизма не даёт исчерпывающего ответа на вопрос, какой же должна быть оптимальная структурная организация официальной идеологии России и как обеспечить формирование адекватного общественного мировоззрения и менталитета, направленного на созидание и устойчивое развитие страны.

    Выбор идеологии социального детерминизма обусловлен тем обстоятельством, что сегодня мировое сообщество переживает цивилизационный слом, вызванный влиянием глобальных тенденций, под воздействием которых происходит трансформация системы глобального жизнеустройства. В современном мире, где переплетены между собой проблемы локальной и глобальной значимости, где процессы различной сложности (политические, экономические и социальные) становятся всё более динамичными, особенно возрастает методологическое значение идеологии социального детерминизма.

    Доминирующая в общественном сознании на протяжении последних столетий идеология капитализма с её экономической и политической составляющей – либерализмом и демократией показала свою несостоятельность, поставив мир на грань глобальной катастрофы. Вульгарный характер капитализма, упростившего до крайности смысл жизни человека посредством насаждения в обществе власти денег, определил избыточное потребление в качестве основного принципа жизнедеятельности большей части общества (толпы) и обеспечил возможность обогащаться за счёт этого владельцам средств производства и власть имущему меньшинству (элите).

    Кроме того, механизм выживания и воспроизводства капиталистического общества построен на необходимости обеспечивать своё социальное благополучие на основе внешнего управления в отношении других стран, определяющего характер взаимоотношений метрополии и колоний и осуществляемого с целью блокировки возможности их развития, достижения за счёт этого роста конкурентоспособности метрополии и бесконтрольного использования ресурсов колонии в целях получения сверхприбыли. Всё это привело к катастрофическому разрыву между богатыми и бедными, дестабилизации мировых рынков, увеличению количества и глубины кризисов, критическому обострению глобальных интересов стран, что фактически поставило человечество на грань ядерной катастрофы. Всё это и обусловило необходимость смены капиталистической системы жизнеустройства, что сегодня рассматривается как одна из главных возможностей сохранения человеческой цивилизации.

    Переход от системы капитализма к системе социального детерминизма сопровождается сменой научной картины мира и в частности традиционной парадигмы устойчивого развития. Очевидно, что всеобщая неудовлетворённость классическим типом устойчивого развития, основанном на синергии экологического, экономического и социального развития и культивируемым в рамках капиталистической системы, значительно снизила авторитет, привлекательность классической парадигмы устойчивого развития, подтолкнув исследователей к поиску его новой формулы с использованием базы знаний по различным направлениям научной мысли. Вследствие умножения вариантов научного объяснения мира актуализируется полипарадигмальное видение устойчивого развития, особое значение приобретает междисциплинарный подход в исследовании его закономерностей. В условиях проникновения в ранее неизвестные сферы деятельности, выявления новых форм взаимодействия и единства глобального мира, усложнения устойчивого развития идеология социального детерминизма получила новые импульсы своего развития и практического применения.

    В результате возникло новое сочетание системного, диатропического и синергетического видения логики устойчивого развития, воплощённое в идеологии социального детерминизма, которая позволяет в новом ракурсе, с новых методологических посылок решать проблему детерминированности устойчивого развития России, усложнения хода истории, повышения ответственности государства и общества за уровень развития страны и её роль в современном мире.

    Исследование логики и особенностей идеологии социального детерминизма показало, что формирование адекватного общественного мировоззрения и менталитета невозможно без наличия в структуре официальной идеологии трёх базовых элементов, определяющих направленность, регламентацию и значимость деятельности общества по обеспечению устойчивого развития страны. В этой связи в структурной организации официальной идеологии следует различать общечеловеческие идеалы, нормы и ценности. Поэтому для обоснования модели официальной идеологии России, в качестве идейно-содержательной основы которой выступает социальный детерминизм, необходимо сформулировать базовую идею, раскрывающую содержание методологического подхода к формированию её структурной организации, реализация которого предполагает синергию трёх основных элементов:

    высших ценностей, стремление к которым активизирует побудительные мотивы в общественном поведении для поддержания стремления к развитию и обеспечения за счёт этого функциональности страны в стабильном режиме – идеалов;

    правил или предписаний, действующих в каждой сфере жизни страны и требующих своего выполнения – норм;

    понятийных универсалий, обозначающих в самом общем виде значимость деятельности общества по обеспечению устойчивого развития – ценностей.

    При формировании модели официальной идеологии России был применён авторский метод системной идентификации исследуемых объектов, являющийся оптимальным способом научного исследования и позволяющим объективно и всесторонне анализировать и выявлять рабочие параметры официальной идеологии.

    Моделирование, проведённое с помощью метода системной идентификации исследуемых объектов, позволило выявить характерные особенности официальной идеологии России, которую можно представить как структурную организацию идеологической деятельности органов государственной власти, направленную на воплощение общегосударственной идеи устойчивого развития страны в рамках поставленных целей, реализация которых обеспечивается посредством общечеловеческих идеалов, норм и меняющихся ценностей для формирования соответствующей установки в общественном сознании и убеждений с целью формирования адекватного общественного мировоззрения и менталитета.

    Официальная идеология в силу своей нацеленности на общественное мировоззрение и менталитет отражает общегосударственную идею устойчивого развития страны, осуществляемого в рамках всех сфер жизни страны, которая представлена как совокупность масштабных, разумных и хорошо обоснованных предложений по поводу того, как сделать жизнь в России лучше. Общегосударственная идея устойчивого развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение страны, которое должно привести к возникновению её нового качественного состояния. Это духовное явление, способное консолидировать общество, объединить интересы людей, обеспечив тем самым единство и сплочённость особой общности – народа. Духовно единый народ, объединённый общегосударственной идеей устойчивого развития, становится творцом, формирующим новую реальность в соответствии с определённым замыслом.

    Общегосударственная идея устойчивого развития России как мысленный прообраз развития России, выделяющий её основные, главные и существенные черты, являющаяся результатом осмысления закономерностей устойчивого развития и углубления познания этого процесса, транслируется на основные сферы жизни страны – сферу управления, организационную сферу, сферу государственного строительства, а также институциональную, политическую, экономическую и социальную сферы. После этого проводится анализ состояния каждой сферы жизни России и выявляются перспективы их качественного изменения.

    Результаты анализа позволяют обосновать и сформулировать цели устойчивого развития – ориентиры, в направлении которых следует двигаться обществу в ходе осуществления созидательной деятельности, обозначить проекцию дальнейшего познания и практического преобразования России в целесообразном контексте.

    В наиболее общем виде генеральные цели устойчивого развития в рамках вышеназванных сфер жизни России можно представить следующим образом:

    сфера управления – достижение социально значимых результатов;

    организационная сфера – преобразование культуры и социального поведения;

    сфера государственного строительства – повышение эффективности государственной власти;

    институциональная сфера – совершенствование стимулов для хозяйствующих субъектов;

    политическая сфера – улучшение взаимодействия власти и народа;

    экономическая сфера – создание материальных предпосылок для повышения благосостояния общества;

    социальная сфера – обеспечение роста качества и уровня жизни населения.

    В процессе формирования структурной организации модели официальной идеологии представляется особо значимым не только сформулировать общегосударственную идею устойчивого развития России и поставить соответствующие цели, но и обеспечить возможность формирования необходимых для этого установок в общественном сознании и соответствующих убеждений. Здесь следует учитывать, что достижением поставленных целей развитие не заканчивается. Оно должно иметь продолжение (воспроизводиться) и иметь положительную динамику, т.е. быть устойчивым. Для обеспечения преемственности положительных целей устойчивого развития, т.е. постановки целей более высокого порядка после достижения поставленных целей на предыдущем этапе, и поддержания тем самым состояния постоянной целеустремлённости общества необходим соответствующий механизм. Его формирование обеспечивается посредством включения в структурную организацию модели официальной идеологии трёх ключевых элементов – общечеловеческих идеалов, норм и изменяющихся ценностей.

    Идеалы как принципиальная основа официальной идеологии представляют собой высшие ценности, генерируемые общественным сознанием и отражающие представления о совершенном устройстве жизни страны. Они есть суть, отражение исторического опыта общественной жизнедеятельности. Стремление к идеалам (законность, учёт различных интересов, триединство власти, государственный суверенитет, гуманизм, профессионализм, выражение воли народа) позволяет создать требуемую социально-психологическую установку в обществе, способствующую формированию общественной нравственности и солидарности, которые на этапе регламентации деятельности общества посредством установления норм трансформируются в общественное самосознание и саморазвитие.

    Поэтому стремление к идеалам неразрывно связано с соблюдением норм (правил, регулирующих общественное поведение), совокупность которых образует функциональную основу официальной идеологии России: корпоративные нормы, нормы права, нормы морали (нравственности) и нормы обычаев. По сути норма есть то, что является этически обоснованным, нормальным с точки зрения общепринятого понимания. Это правила внешнего поведения, которые рассматриваются членами социального объединения как обязательные либо на основании непосредственных условий жизни страны, либо на основании какого-либо общественного авторитета.

    Функции официальной идеологии способствуют ориентации представлений общества о собственном будущем, устойчивом развитии, принципах деятельности власти, мобилизуют общество и консолидируют общественные усилия в направлении созидания и прогресса, сглаживают социальные противоречия. Тем самым обществу задаются определённые ценностные ориентации, которые, впрочем, могут не всегда совпадать с ценностными ориентациями личности, которые формируются под влиянием разнообразных факторов. В этой связи актуализируется необходимость приведения системы ценностных ориентаций в состояние, способствующее устойчивому развитию России путём коррекции направленности поведения общества в соответствующем направлении на основе изменения ценностных установок. Поэтому осуществление официальной идеологией своих функций предполагает изменение ценностей.

    Ключевые взаимосвязанные и взаимообусловленные ценности официальной идеологии России, к которым относятся информация, рынок, финансы, право и промышленное производство, определяют логику и содержание воспроизводственного процесса в масштабе страны в виде следующего алгоритма: формирование установки в общественном сознании на конструктивную деятельность по обеспечению устойчивого развития страны → установление баланса совокупного спроса и предложения → оптимизация финансовых потоков в экономике → правовая регламентация жизнедеятельности общества → создание благоприятных условий для эффективного использования факторов производства. Такой подход позволит формировать и аккумулировать собственные средства, полученные в результате эффективного функционирования промышленного производства не за счёт добычи и экспорта сырья, а на основе его глубокой высокотехнологичной переработки, для последующего их инвестирования и реинвестирования в реальный сектор, обеспечивая тем самым независимость экономики России от внешних заимствований и реальную возможность устойчивого развития страны.

    Структура вышеперечисленных ценностей не является жёсткой конструкцией и подвержена постоянным изменениям, происходящим в экономике под влиянием динамично меняющихся условий жизни страны, под которой понимается активная форма существования общества в совокупности управленческих, организационных, государственных, институциональных, политических, экономических и социальных процессов, обеспечивающих адаптацию общества к окружающей среде. Меняется жизнь страны – меняется её экономика, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшие изменения жизни страны. В этом заключена логика взаимосвязи и взаимообусловленности экономики и жизни страны.

    Изменение ценностей не происходит самопроизвольно, оно обусловлено трансформацией официальной идеологии. Изменение ценностей, происходящее в результате трансформации официальной идеологии страны, неизбежно приводит к изменению ценностных ориентаций общества и способствует его адаптации к динамичным изменениям жизни страны, которые затрагивают все её сферы. В процессе трансформации официальной идеологии страны происходит преобразование одного её вида в другой в соответствии с изменением области её применения – сферой жизни страны: идеология управления → организационная идеология → государственная идеология → институциональная идеология → политическая идеология → экономическая идеология → общественная идеология. При этом отличительной чертой, характеристикой динамики ценностей являются:

    их рационализация;

    снижение влияния мифологизированных целей и средств, далёких от собственных потребностей общества как конкретного субъекта поведения;

    обеспечение баланса материальных и духовных ценностных приоритетов.

    Тем самым, после принятия и утверждения обществом новых ценностей в результате их изменения, последние становятся обобщенными и устойчивыми мотивационно-ценностными ориентациями, регулирующими поведение и деятельность общества. Последнее есть результат восприятия и понимания окружающей действительности, способности общества осмысленно воспринимать окружающее, т.е. общественного сознания. В этом проявляется связь ценностей и сознания, отражающая избирательность сознания, его ориентацию на выработанные обществом и принятые им ценности. Чем выше нравственный уровень ценностей, тем выше уровень сознания. Чем выше уровень сознания, тем более восприимчивыми и целостными становятся люди.

    Традиционно сознание классифицируют в пределах трёх уровней: высокий, средний и низкий. С переходом на более высокий уровень сознания человек приобретает способность к рефлексии (умение человека осознанно направлять внимание вглубь себя, наблюдать своё психическое пространство, сосредотачиваясь на внутреннем содержании) способности мыслить, рассуждать глубоко и осознанно, иметь твёрдые убеждения и соответствующие переживания.

    В каждом человеке заключена сила убеждения, которая способна преодолевать сопротивление влияния внешних факторов, удерживающих сознание на низших уровнях, и переводить его на более высокий уровень, на котором становится возможной реализация целей и задач устойчивого развития России. Убеждения и есть те самые программы, которые определяют жизненные переживания человека. Переживания человека, происходящие в его сознании, воплощаются в соответствующих мыслеформах. Этот волновой поток психической энергии, преобразуясь в физическую энергию, производит воплощение человеческой мысли в жизненную реальность. Это указывает на то, что существующая и динамично меняющаяся реальность формируется под воздействием силы убеждений.

    Поэтому одна из главных задач конструктивного и прогрессивного по своему характеру идеологического воздействия государства на общество состоит в том, чтобы вывести общество на более высокий уровень сознания с тем, чтобы обеспечить такую силу убеждений, которая бы обеспечивала проявление конечного результата совместной деятельности государства и общества в реальности, т.е. материализовала бы устойчивое развитие России.

    Убеждения несут в себе единое субъективно-объективное начало, обеспечивают осуществление оценки, целеполагания, выбор конструктивных действий. Под воздействием убеждений в обществе начинает формироваться система взглядов, оценок и образных представлений о стране и месте в ней каждого человека, общее отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, т.е. общественное мировоззрение. Для него характерно восприятие мира как целостного явления, достигаемого посредством возвышения над существующей реальностью, что возможно лишь при наличии жизненного опыта. Общественное мировоззрение выступает, прежде всего, как определённым образом упорядоченная система. Именно системный характер мировоззрения способствует формированию целостности общества, рациональности его поведения и адекватного отношения к происходящим в стране и мире событиям.

    Под воздействием формирующегося мировоззрения с течением времени у людей начинает вырабатываться соответствующий склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, отражающих суть общественного менталитета. Менталитет как сформировавшийся на базе социального и духовного опыта, а также мировоззренческих установок предыдущих поколений устойчивый комплекс представлений и проявлений общества, обусловливает его сознание и поведение. Менталитет создаёт требуемые условия для творческого приспособления личности к среде обитания и деятельностного её преобразования, в ходе которого обеспечивается как развитие самой личности, так и общества в целом.

    В результате общество становится способным адекватно воспринимать окружающую действительность и осознанно направлять своё поведение в конструктивное русло решения задач устойчивого развития, а государство при этом становится эффективным лидером и инициатором социальных преобразований на своей территории, своевременные и эффективные решения которого будут способствовать выстраиванию доверительных отношений между государством и обществом, способствовать формированию атмосферы плодотворного сотрудничества между ними и способствовать поддержанию устойчивости России, росту качества и уровня жизни населения. Это обеспечит России лидерскую позицию в мировом сообществе, укрепит её влияние в глобальной среде, повысит уровень экономического и социального развития и обеспечит создание необходимых условий для интеграции на постсоветском пространстве.

    Владимир ПОДГОРНЫЙ









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, революция, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Июль 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru