Польский сейм согласился на предложение т.н. Союза «сибиряков» Польши считать день 17 сентября Днём «сибиряка». В этот день поляки будут вспоминать тех, кого в Польше называют «сибиряками», то есть поляков, сосланных советскими властями в Сибирь и Среднюю Азию. Сами бывшие ссыльные и их потомки отмечают этот день неофициально уже 23 года. Теперь они смогут это делать и официально.
Нет сомнений, что День «сибиряка» – это очередная антироссийская дата. Она даёт ещё один повод возрыдать о польских жертвах коварных москалей и т.п. Конечно, для польского народа тема депортаций оставалась всегда живой, хотя со времени первой из них прошло более 70 лет (первая партия поляков-ссыльных в СССР отправилась в северные лагеря в 1940 г.).
Но не будем забывать, кем были большинство сосланных. Были они т.н. осадниками – бывшими польскими солдатами и жандармами, отличившимися в советско-польской войне 1920 года, и за это получившими земельные наделы из рук правительства Пилсудского, который стремился таким образом ополячить западно-украинские и западно-белорусские земли.
Десятки тысяч осадников прибыло из Польши в эти области в 1920-1930-х. Но в 1939 году им уже пришлось сушить сухари, и ехать в Сибирь. Западная Украина и Западная Белоруссия, или, как правильно, Малороссия и Белоруссия, стали избавляться от польско-католического элемента.
Ещё одна часть ссыльных – это те, кто вёл антисоветскую деятельность. И не только благородные польские патриоты, но и польские бандиты, решившие, что в борьбе за свободную Польшу можно ничем не брезговать. Например, банды Булак-Булаховича, которого поляки считают героем, терроризировали белорусских крестьян. Да и вообще, польско-советская граница 1920-х гг. мирного времени не знала. Вот те то, кто куролесил в те годы на этой границе, и поехали первыми же рейсами в заснеженную Сибирь.
Мечтатели и почитатели величия Речи Посполитой, католики-фанатики антиправославных взглядов, польские диверсанты – всех приютила матушка-Сибирь. Поляки воспринимали её, как мачеху, памятую строчку из стихов А. Мицкевича о России: «белая, пустая и открытая страна, словно лист бумаги».
Таким листом бумаги казалась полякам бескрайняя Сибирь. Можно понять желание польских «сибиряков» ввести новую трагическую дату в календарь польской исторической памяти. Только вряд ли в ходе траурных мероприятий организаторы будут отделять овец от козлищ, т.е. невинно осуждённых от прожженных русофобов, загремевших в сибирские лагеря вполне по заслугам.
Дата 17 сентября – это ещё и день начала Польского похода РККА в 1939 г. Так что поляки получают прекрасную возможность упиваться в этот день двойной дозой русофобии.
Виктор Сергеев