Как любое здание зиждется на фундаменте, так любой народ опирается на мировоззрение. И как ослабить фундамент – значит пошатнуть здание, так и ослабить мировоззрение – это значит пошатнуть народ. Ведь народ – это не просто сумма людей, как и здание не сводится к сумме камней. Народ – это единый и цельный организм, который может существовать только как целое и только на своем мировоззренческом фундаменте. И ни на каком другом. Подмените этот фундамент – и народ не просто станет другим, нет, он исчезнет. Растение, вырванное из земли, засыхает, а народ, оторванный от своей культуры, умирает.
Если мы хотим возрождения и укрепления Руси, то начинать надо с мировоззрения. Это не значит, что нужно забыть про все остальное. Но мировоззрение – это именно тот фундамент, на котором только и возможно все остальное строительство. Это та «операционная система», на которую инсталлируются все государственные институты. Будет она надежная – будет и все остальное. А вот обратное утверждение неверно. Никакие институты сами по себе не обустроят общество, пока в нем не утвердится прочное мировоззрение. Наши институты «барахлят» именно потому, что «операционная система» у нас слабенькая. Народ скреплен духовно весьма слабо и движется скорее по инерции. Но любое движение затухает. К тому же есть такой «демпфирующий элемент», как коррупция, которая гасит любое начинание.
Преодолеть разложение можно только одним способом - укреплением. И начинать надо с мировоззрения. Об этом говорят уже 20 лет, но пока результаты невелики (хотя и существенны).
Мы должны ясно понимать, в какое время мы живем. Это время параллельного развертывания и усиления на Руси двух противоположных тенденций - разлагающей и укрепляющей. Это все происходит прямо сейчас в нашем обществе, только затрагивает разные его части. Одновременно одна часть общества идет ко дну, утопая в разлагающих душу потребительстве и космополитизме, другая – укрепляется в духе, стяжая очищением благодать благочестивой жизни. Именно в борьбе двух этих противоположных тенденций будет определяться ближайшее будущее Русского мира. Да, это духовная брань. И мы должны встречать ее лицом к лицу.
Мы не должны обольщаться по поводу того, что у нас еще много времени. Напротив, времени у нас очень мало. Запад взял курс на уничтожение России как независимого государства-цивилизации. В Донбассе это чувствуется особенно пронзительно. Ведь все вменяемые люди понимают, что целью Запада является переворот в России. Россию ждут неизбежные потрясения, поскольку наше дальнейшее возрождение будет встречать все более ожесточенное сопротивление внутреннего врага. Но другого пути у нас нет. Может статься (хотя об этом не хочется и думать), что власть в России захватят враги и единственной опорой России на какое-то время останется только Русский народ. Каким он будет? – вот в чем вопрос. В данный момент наше нынешнее состояние является неудовлетворительным. Мы не можем удовлетвориться тем, что есть сейчас, хотя очевидны и успехи. Состояние духа и ума Русского народа еще недостаточное для полноценного возрождения. И нам надо поторопиться.
В том, что касается мировоззрения, существует один главный вопрос, на который всем нам нужно ответить со всей определенностью. Он состоит вот в чем: признаем ли мы основой нашей идентичности: мировоззрения, идеологии, всех нравственных основ и, в перспективе, законодательного поля - Православную веру? Этот вопрос не так прост, как кажется, а ответ на него определяет нашу судьбу. Около 70% населения всего Русского мира определяют себя как православных христиан, но при этом не только на законодательном уровне, но даже на уровне дискурса Православие отодвинуто на обочину под предлогом «Церковь у нас отделена от государства».
Несоответствие между общественным одобрением благодатной роли Православия и его фактическим «политкорректным» положением – вот в чем заключается проблема. Это то противоречие, которое нам в самой ближайшей исторической перспективе предстоит разрешить. Или мы, несмотря на вой Запада, на уровне дискурса (для начала) решительно восстановим хотя бы основы православного мировоззрения в масштабах всего общества, или мы, пойдя по пути Запада, постепенно выродимся в «христиан без Христа», а по сути – отречемся от Него.
Вот простой пример. Осуждение содомии и других извращений как греха опирается исключительно на религиозное обоснование. Любая другая попытка осудить это надругательство над природой человека неизбежно обречена на провал. Знаете почему? Потому, что представление о природе человека возможно разное. Православие исходит из представления о человеке как Божьего творения, созданного по Его образу и подобию. Но идеология гуманизма, либерализма, прав человека (в глубине это все одно) смотрит на человека как автономного индивида, не нуждающегося ни в каких ограничениях, кроме тех, которые зафиксированы законодательно. А раз грех законодательно не преследуется, то он разрешен. Разрешено все, что не запрещено, верно? По большому счету греха как такового и нет, это «пережиток религиозного мракобесия».
Поэтому, используя либеральный постулат о том, что «религия – личное дело каждого», мы загоняем самих себя в ловушку. Дело-то личное, спору нет, но мы должны не навязать насильно всем Православие, что невозможно, а возвести православную мораль в норму. Вот наша задача! А чтобы возвести ее в норму, мы должны опереться на православное мировоззрение, к которому себя относит около 70% людей. Что же тут необычного? Все очень просто: если мы осуждаем грех, то должны не стесняться обосновать, почему. Хватит стыдиться своих православных взглядов! Хватит извиняться за православную риторику, отделываясь общими фразами о «традиционных ценностях». Это не просто «традиционные ценности», у них есть ясное христианское обоснование, а не ссылка на то, что «большинство россиян не поддерживает педерастию». Последнее не обоснование, а лишь предлог, ссылающийся на чужие правила игры (всякие опросы и т.п.). Сегодня не поддерживают, а завтра - кто знает. Ведь глобальная информационная сеть в руках Запада. Используя чужой дискурс, ты всегда находишься под чужим контролем его хозяев – тех, кто устанавливает правила игры. А играя по чужим правилам, выиграть невозможно.
Когда-то один правительственный «грамотей» заявил, что верующим можешь ты не быть, но соблюдать заповеди обязан. Это типичный пример «рамочного православия», а в сущности – полная ерунда, поскольку первые четыре ветхозаветные заповеди говорят как раз о вере и любви к Богу. Чтобы нам не докатиться до такого представления, нужно самым серьезным образом задуматься над значением Православной веры в истории Руси. Ведь именно с принятием и под влиянием Православия славянские племена исторически сложились в Русский народ. А каждый из нас – лицо народа. И мы обязаны нести свою миссию достойно. Наши предки не сомневались в том, кто они такие и Кому они обязаны нашим Отечеством. И умирали за Веру, Царя и Отечество, а не за «уровень жизни». Пришло время подхватить эту историческую эстафету.
Возвращаясь к первому примеру, следует помнить: грех – это чисто религиозное понятие, обозначающее нарушение заповеди Божией. Если мы называем это грехом, но при этом не утруждаемся пойти дальше, т.е. почему это так, то мы обманываем сами себя. Мы православные лишь на словах, а в чем наше «православие» - мы и сами не знаем. Но этого мало. Враг не дремлет, поглощая все новые души обольстительным либеральным зельем – чарующим и смертоносным. Ибо его идеология ясно выражена, обоснована, четко артикулирована и красиво упакована. Мы же до сих пор пребываем в каком-то подвешенном состоянии, не решаясь открыто стать на сторону Христа и нашей тысячелетней истории, а иногда даже извиняясь (!) за христианские термины. Видите ли, по конституции не положено. Что нам конституция, которую можно изменить, когда у нас есть Писание?
Вовсе не призываю к т.н. «правовому нигилизму». Речь о другом. Та задача, которая перед нами стоит, решается не законами, а глубоким изменением нашего собственного сознания и нашей жизни. Это задача возрождения Святой Руси. Ведь христианство - это не только учение, это есть сама жизнь и путь к ней. И нам нужно двигаться по нему побыстрее. Пока нас не потащили в другом направлении.
Закон – явление прикладное, и его можно изменить. Наши будущие законы будут такими, каким будет наше будущее мировоззрение, – вот в чем корень. И если мы хотим, чтобы законы у нас не противоречили христианским основам, а детей не учили педерастии, то наше собственное мировоззрение мы должны строить на христианстве. Зафиксировать Православие на уровне общественного дискурса – вот задача-минимум на ближайшие годы. Православные христиане – это не какие-то хорошие люди, а конкретно последователи Христа. Долой либеральные вопли о «клерикализации» России! Забудем же все суетные и нелепые басни о «цивилизованном мире», выдуманные нашими врагами, и станем на путь внутреннего духовного возрождения, а вместе с ним – и всей Святой Руси.
Евгений ЧЕРНЫШЕВ,
Донецк