В предыдущей статье
«Какое мировоззрение нам нужно» я попытался показать, что западное мировоззрение построено на отрицании и разрушении и поэтому не может быть нашей духовной основой. Но в чем тогда искать источник нашего вдохновения и возрождения?
В этой статье я постараюсь показать, что таким источником может стать православный догмат о Святой Троице. Конечно, Русская цивилизация по своей природе является евразийской, а значит, полиэтнической и многоконфессиональной. Поэтому не все жители смогут принять троичный догмат как истину. Но поскольку исторически нашей государствообразующей основой является православие, то было бы разумно обратиться к мудрости именно православного учения.
Итак, согласно православному учению, Бог един в трех Лицах – Отца и Сына и Святого Духа. Нашему уму, отождествляющему лицо с индивидом, трудно понять эту истину. И однако же Бог есть Святая Троица, в трех ипостасях познаваемая, которые суть едино по всему, кроме нерожденности, рождения и исхождения. Три – единое по Божеству, и Единое – три по личным свойствам. Единица и есть Троица, - и была, и есть, и будет во веки.
В этом основополагающем догмате заложен глубочайший смысл. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, как бы призывается: отцы, родите сыновей; сыновья, станьте и вы отцами. Как Сын рождается от Отца, так и наши дети рождаются от нас. В рождении новой жизни тварное уподобляется Творцу, человек уподобляется Богу. Сам троичный догмат подводит нас к идее преемственности поколений и исторической неразрывности народа.
Как Отец творит Сыном и чрез Сына, так и родители творят детьми и чрез детей. Как Сын есть сияние и слава Отца, премудрость и сила Его, так и наши дети суть наша сила, слава и надежда. Как не Сын творит Сам по Себе, но Отец творит Им, так и мы живем и созидаем не сами по себе, но родители и предки наши творят в нас. Мы – образ их, не имеющие права их подвести. Великая честь для нас быть образом наших предков, как и Сын есть образ ипостаси Отчей. Воздавая же честь нашим великим предкам, мы поклоняемся и Отцу, от Которого Отечество наше (Еф. 3, 14-15).
Почитая родителей, мы в их лице восходим и к Родителю – безначальному, вечному и единому Началу. Молясь о великом господине и отце нашем Патриархе, молимся о милости Божией. Почитая Государя (как бы он ни назывался), почитаем Господа. Ибо как одно Начало на небе, так и одно начало на земле. Единоначалие Отца – единодержавие в Отечестве нашем.
Как Сын единосущен Отцу, так и наши дети единосущны родителям. Восставая против родителей, восстают против себя. Восставая же против себя, губят себя, ибо может ли дерево расти, борясь с собственным корнем?
Никакого самовозвышения, ничего господственно-рабского. Как Отец творит Сыном-Словом в Духе Святом, так и родители творят детей и чрез детей в духе. Духе любви! Как образ Отца – Сын (Ин. 14, 10-11), а образ Сына – Дух Святой (1 Кор. 12, 3), так образ и лицо родителей – их дети, а лицо детей – дух любви, царящей в семье. Дети несут в себе дух любви, ибо и Сын посылает Духа Святого. И как Дух святой свидетельствует о Сыне (Ин. 15, 26), так и дух любви свидетельствует о детях (ибо какая любовь без детей?). Но как Дух Святой исходит не от Сына, а от Отца, ибо одно Начало, так и наши дети суть лишь носители духа родительской любви, ибо от родителей исходит, но в детях воплощается. Дети – плоды этого духа, но такие плоды, которые сами могут стать его источником, если станут родителями.
Троичность Творца пронизывает все творение, и в триаде Бог- Отечество-семья можем усмотреть аналогию с Лицами Святой Троицы – Отцом и Сыном и Святым Духом. Почему ипостась Сына выражается в Отечестве? Потому, что Сын – от Отца, и Отечество – от Отца. Почему ипостась Духа Святого указывает на семью? Потому, что как Дух Святой напоминает о Сыне, так и семья напоминает об Отечестве, являясь малым отечеством. И как Дух Святой исходит от Отца, так и семья – от Бога (Мф. 19, 5-6; Мк. 10, 7-9).
И «как жена от мужа и муж через жену, все же – от Бога» (1 Кор. 11, 12), так и мы все от Отечества, а Отечество через всех нас, все же – от Бога. Ибо один Глава на небе – Отец, один глава в Отечестве нашем – Государь, один глава в семье. Значит, Бог, Отечество и семья – вот чему мы должны служить и что должно нас вдохновлять, напоминая о Лицах Святой Троицы.
Вот в чем можно найти источник нашего вдохновения и возрождения. Святая Троица! Вот какой может стать мировоззренческая основа Русской цивилизации.
Не важно, что не все жители Руси являются православными христианами. Мы никого не принуждаем, ничего не навязываем, ибо это грех. Но мы обязательно должны укрепляться в собственной идентичности. И тогда – только тогда! – привлечем к себе все наши народы и еще более утвердимся во взаимной любви и дружбе. Ведь всех нас скрепляет наше единое Отечество – Русь.
Евгений Чернышёв,
Донецк http://vk.com/e_chernyshev
Союз граждан Украины http://www.ungu.org