Походы руси на Восток невозможны без союза со славянами и без их поддержки. Дружины руси должны были кормиться в славянских городах. Поэтому в летописной легенде о призвании варяжских князей говорится о том, что первые князья сели в славянских городах. Старший, Рюрик, сел сначала в Ладоге, а потом перешел в Новгород и правил у словен новгородских. Второй брат, Синеус, получил город Белоозеро в землях финского племени весь. Третий, Трувор, обосновался в Изборске у кривичей. Обосноваться в славянских городах варяжские князья могли только по договору со славянами. Этот договор в легенде о призвании варягов назван «рядом». Князья должны были владеть и править «по ряду, по праву». И иметь свои обязанности «по ряду». Они должны были не только «суды судить и ряды рядить». Князья с дружинниками должны были защищать свои земли, в том числе и от незваных варягов — викингов. Рюрик, согласно летописи, пережил братьев. Он принял их власть и расширил свои владения. Своих дружинников — «мужей» — он посадил править не только в Белоозере, но и в Ростове и Полоцке. Такова легенда, записанная Нестором в начале XII в. Неизвестно, существовали ли эти города в действительности в конце IX в., когда правил Рюрик. Но попали в летопись они неслучайно: Ростов располагался в земле мери, а Полоцк у кривичей. Эти племена принимали участие в призвании князей и обязаны были кормить их дружины.
Трувороно городище — остатки древнейшего Изборска на горе возле средневековой крепости.
Рюрик овладел также землями финского племени мурома на реке Оке и их городом Муромом. Ока была важнейшим торговым путем IX в. Эта река соединяла верховья Волги и Волхов, на котором стоял Новгород, столица Рюрика, с Доном, с Черным морем и Каспием. На Оке найдено много кладов восточных монет, самый крупный из которых, весом в несколько килограммов, был обнаружен в Муроме. Вниз по течению Оки рядом с муромой жило славянское племя вятичей. Они платили дань хазарам. Молодое Русское государство столкнулось с Хазарским каганатом. Хазария владела речными путями, ведшими на Юг и на Восток. Для их защиты еще в середине IX в. византийские инженеры построили хазарам крепость Саркел в низовьях Дона. Русь должна была искать новые пути. Об этих поисках рассказывает Нестор. У Рюрика были два дружинника-«боярина» Аскольд и Дир. Они просили князя отпустить их в поход на Царьград. Из Новгорода они двинулись по Волхову и Днепру и остановились в Киеве. Оттуда отправились со своими ладьями дальше на юг, в Черное море, и подошли к Константинополю. Набег был столь неожиданным для греков, что город, по словам патриарха Фотия, чуть не был «взят на копье». В греческом хронографе сказано, что лишь чудо спасло столицу — из церкви Богородицы вынесли ее одеяние (покров) и опустили в море, тогда поднялась буря и потопила ладьи руси. Это было в 860-е гг. Тогда Русь была впервые упомянута греческим летописцем.
Русь и Россия. Греческое имя Руси
Греки называли русь народом «рос» — так («роте») именовали себя и «гребцы» на ладьях Аскольда и Дира. Но для греков народ «рос» означал больше, чем войско варваров-гребцов. В греческом переводе Библии говорится о Гоге, «князе Рос»: в конце времен перед Страшным судом его войско придет, чтобы разрушить святой город Иерусалим. Для греков Константинополь был святым городом и центром мира. Во время нашествия руси Фотию казалось, что настали последние времена перед концом света. С тех пор греки стали употреблять имя «рос» в применении к руси. Государство Русь они называли «Росия», или, позднее, «Россия». Это имя восприняли и русские в XV в., когда Москва объявила себя наследницей Рима и Константинополя — «третьим Римом». Это имя сохраняет Российское государство до сих пор. Для самой Руси первый поход на Константинополь, хотя он и не стал удачным, был очень важным событием. Русь впервые вышла на арену мировой истории. Ее имя впервые попало в греческую летопись — хронограф. «С тех пор, — писал Нестор, — стала прозываться Русская земля».