Офицер СС мог сказать что угодно, чтобы избежать виселицы за свои чудовищные военные преступления. Однако Фриц Кнохлейн не врал, когда в 1946 году заявил, что подвергался в Лондоне пыткам, когда британские солдаты пытались добиться от него признания.
Британия пользуется репутацией страны, которая гордится своей приверженностью к справедливости и уважением закона. Она заявляет о своих высоких моральных принципах, когда дело касается прав человека. Она одной из первых подписала Женевскую конвенцию 1929 года об обращении с военнопленными.
Однако в 2005 году в результате журналистского расследования всплыла информация о центре содержания военнопленных, называемом «Лондонской клеткой». После нескольких заявок, в соответствии с законом о свободном доступе к информации, журналистам удалось получить доступ к правительственным документам, касающимся этого места.
Им открылись жуткие подробности о функционировании секретного центра пыток в одном из престижных районов британской столицы.
Через Лондонскую клетку прошли несколько тысяч немцев, которых избивали, не давали спать и заставляли принимать неестественные позы на несколько дней.
Одним говорили, что их убьют и тайно похоронят, другим, не имевшие медицинского образования люди проводили ненужные хирургические операции. Охранники хвастались, называя себя «Английским Гестапо».
Лондонская клетка была частью сети из девяти допросных центров, которые функционировали по всей Британии и находились в ведении Директората военной разведки.
Подполковник Александр Скотланд рассказал о методах допросов германских офицеров в своей книге «Лондонская клетка».
Но пленных, которые могли владеть особо ценной информацией, привозили в одну из засекреченных вилл в викторианском стиле, расположенную на улице Кенсингтон Палас Гарден – в один из самых фешенебельных уголков Лондона.
Сегодня эти дома принадлежат послам, миллиардерам, султанам и принцам. Каждый из них стоит не меньше 50 миллионов фунтов стерлингов.
Тем не менее, семь десятилетий назад в домах шесть, семь и восемь по улице Кенсингтон Палас Гарден располагались комнаты для допросов, камеры для заключённых и помещения охранников. Здесь девять офицеров и множество военнослужащих сержантского состава применяли любые методы, чтобы выжать информацию из подозреваемых.
Начальником этой тюрьмы был подполковник Александр Скотлэнд – признанный мастер по части допросов. После войны он написал мемуары, в которых подробно описал методы, применявшиеся в «Лондонской клетке».
«Если кто-нибудь из немцев обладал нужной нам информацией, мы неизменно её получали».
Перед публикацией в 1954 году, Скотланд, как это было положено, передал рукопись в военное министерство. После этого все четыре копии были изъяты, и всех, кому было о них известно, убедили молчать под страхом судебного преследования.
Самый большой ужас вызвало признание, что пытки продолжались и после окончания войны.
Из 3 573 заключённых, прошедших через Кенсингтон Палас Гарден, тысяча подписала признание или дала показания о военных преступлениях.
Бывший офицер СС Фриц Кнохлейн был одним из них. Его подозревали в расстреле 124 британских солдат во Франции, которые сдались в немецкий плен в 1940 году. Кнохлейн утверждал, что в это время находился в другом месте.
На суде он заявил, что после войны подвергался пыткам в «Лондонской клетке». Ему не давали спать по четверо суток, его заставляли ходить по кругу по четыре часа, и избивали.
Он должен был мыть лестницы и уборные крошечным лоскутом, несколько дней кряду, и на него периодически опрокидывали вёдра воды. Если он осмеливался отдохнуть, то его били палками. Его заставляли бегать по кругу, нагрузив тяжёлыми брёвнами и бочками. Если он жаловался, то с ним начинали обращаться ещё хуже.
Его сосед по камере умолял о смерти, потому что больше не мог выносить пыток.
Обвинения Кнохлейна были проигнорированы. Он был признан виновным и повешен. Так произошло и со многими другими, прошедшими через «Лондонскую клетку».
Скотланд, разумеется, отрицал обвинения в применении пыток и называл их ложью. Поэтому когда через несколько лет он решил «облегчить душу» и написал книгу с подробным изложением применявшихся в «Клетке» методов допросов, это вызвало настоящий шок.
Он рассказал, что заставлял заключённых оговаривать себя. Генерал, приговорённый в 1946 году к смерти, подписал признание, так как, по словам Скотланда, «находился в глубокой депрессии после ряда испытаний».
Среди обвиняемых на скамье подсудимых нацистские лидеры Герман Геринг и Рудольф Гесс
Один морской офицер был признан виновным на основании признания, которое, по словам Скотланда, было подписано только после «определённых унизительных процедур». Другой был повешен после признания, полученного в результате «психологической обработки». Третий подписал всё, что от него требовалось после того, как ему пригрозили, что другой заключённый без медицинского образования сделает ему операцию по удалению аппендицита…
В военном министерстве и Министерстве иностранных дел заявили, что рукопись никогда не должна увидеть свет.
Однако через два года чиновники вынуждены были пойти на уступки, после того как возникла угроза, что рукопись будет опубликована за рубежом. Скотланду было запрещено восстанавливать первоначальный вариант книги, но разрешено написать новую сокращённую версию, в которой самые обличающие моменты были бы удалены.
Этот смягчённый вариант книги появился в книжных магазинах в 1957 году.
Через много лет, в сентябре 1979 года издатели Скотланда написали в Министерство обороны и попросили предоставить им первый вариант рукописи. Чиновники придумывали предлоги, чтобы отклонить запрос, и, в конце концов, тихо передали копию в национальный архив, где она лежала нетронутой, пока журналисты не добрались до неё ещё через четверть века.
Найдутся ли другие свидетельства о пытках в «Лондонской клетке»? Наверняка. Даже сейчас многие документы Министерства обороны по-прежнему остаются недоступными.