В предыдущем номере газеты мы рассказали о событиях в многострадальной Львовской епархии, которые не очень-то согласуются с излюбленными высказываниями политиков о том, что: а) – "Україна іде шляхом демократичного розвитку"; б) – " Україна – унікальна держава, де за всі роки демократичних перетворень не було ніяких конфліктів". Конфликты были и есть не только на Львовщине, не только в Галичине. Сегодня мы расскажем о ситуации на землях Волыни и Ровенщины.
Как мы уже говорили, политики и политиканы, которые разыгрывают карту национализма, ненавидят лютой ненавистью именно нашу, спасительную Православную Церковь. Они всеми силами стараются, чтобы православные храмы достались если не униатам, то раскольникам.
В Ровно и Луцке бурные события развернулись летом 1992 года, когда политикам показалось недостаточно одной псевдоправославной раскольничьей организации (так называемой Украинской автокефальной церкви - УАПЦ), и они создали вторую подобную структуру – Киевский патриархат (УПЦ-КП). Затем они поставили своей целью вытеснить каноническую Православную Церковь с Украины, заменив ее вышеупомянутой подделкой.
Прямо с митинга возбужденная толпа ринулась к Свято-Воскресенскому кафедральному собору Ровенской епархии. Возглавили ее, конечно же, известные всем народные депутаты. Толпу усилило немалое количество идущих со стадиона после матча футбольных болельщиков – граждан аполитичных и уж тем более безразличных к церковным проблемам, зато любящих шумные приключения. Собор и помещение епархиального управления брали приступом, двери епархиального управления выбили силой. Потом начали вспыхивать подобные конфликты в районах Ровенской области, как правило, по инициативе и при активной поддержке все тех же народных депутатов и политиков.
Часто применялся такой метод: узнав, что в каком-то селе намечается собрание прихожан, депутаты подъезжали туда на автобусе, наполненном своими людьми. Эти люди тут же подключались к собранию и создавали большинство, голосующее за переход в "Киевский патриархат".
Захваченный в областном центре Свято-Воскресенский собор имеет нижний храм, в котором и ведут Богослужения правящий архиерей архиепископ Варфоломей и священники канонической Православной Церкви. Но помещение нижнего храма очень тесное, потолки в нем низкие, по сути, зто самый настоящий подвал. Прихожане в нем не умещаются, а те, кто находится внутри, задыхаются от тесноты и нехватки воздуха. Становится плохо пожилым людям, плачут маленькие дети, мигают, а бывает, и гаснут свечи – все от недостатка кислорода.
Православные люди уже построили бы другой храм, но невозможно получить земельный участок. И еще в двух районах областного центра есть православные общины, есть желание строить и даже надежда изыскать средства, но получить земельные участки тоже невозможно. Вообще, получение земли для строительства - проблема для всей Ровенской епархии. Как ни парадоксально, но зачастую эта проблема не решается из-за агрессивного давления все тех же самых народных депутатов, которые были инициаторами и активными участниками захвата уже существующих храмов.
В поселке Клевань, под самым Ровно, сторонники "Киевского патриархата" православный храм тоже пытались захватить православный храм силой. Пожилого священника отца Федора душили за горло, принуждая к переходу в раскол. Но все-таки все обошлось. Видно, защитил святитель Николай-угодник, старинная чудотворная икона которого находится в храме.
Когда-то давно, взвод солдат, предводительствуемых командиром-безбожником, попытался использовать икону в качестве мишени, вынеся ее из храма. Но ни одна пуля в икону не попала. Изумленные солдаты прподолжать стрельбу отказались. Тогда разъяренный командир подскочил к иконе и ударил ее шашкой. Несмотря на силу прямого удара, икона получила лишь небольшие повреждения, которые впоследствии, после попыток закрасить их, все равно проступали на лике святителя. Образ получил прозвание "Николай-чудотворец раненный".
И вот через столько лет стали захватывать храмы, совершать акты вандализма люди, которые не называют себя воинствующими безбожниками. Наоборот, они говорят о Боге, дают деньки на постройку огромных храмов, вот только строят эти храмы не для Церкви, а для раскольнических структур. Вот и получается, что сбывается пророчество преподобного Лаврентия Черниговского: храмы будут пышные, а ходить в них будет нельзя. А о том, как эти люди относятся к настоящей Церкви и верят ли они в Бога, красноречиво говорит следующий факт. В Гощанском районе Ровенской области жители трех близлежащих сел ходили в один храм. После того, как его захватили раскольники, жители одного из этих сел – Сергеевки – решили построить новую церковь. Несмотря на финансовые трудности, собрали кое-какие средства, купили необходимые стройматериалы и начали строительство. Когда стены нового храма уже были возведены на высоту около одного метра, об этом узнали горячие поборники "национальной церкви – Киевского патриархата", тут же приехали в Сергеевку и ... пока раствор не затвердел, ломами развалили только что возведенные стены. Пожалуй, комментарии излишни. Стоит ли говорить о вере в Бога?
Когда один православный священник из Ровенщины приехал в Киев искать справедливости в судебных органах и встретился заодно и с представителями прессы, один корреспондент дал такой совет: "Батюшка, у вас захватили храм, поменяли замок, но ведь ваших прихожан большинство, пусть соберутся и, в свою очередь, сорвут замок и захватят храм, не надо будет по судам ездить". Ответ священника был весьма красноречивым: "Наши люди так не могут. Они православные".
Кстати, о судах. Дело о бандитском захвате здания епархиального управления в г. Ровно рассматривалось многократно в судах всех уровней различного местонахождения. Сотрудники епархиального управления приезжали в Киев более двадцати раз, когда дело было на рассмотрении в Высшем Арбитражном суде. Было принято более десяти (!!!) судебных решений, подтверждающих законное право епархии канонической Украинской Православной Церкви на это помещение. И все эти судебные решения вот уже несколько лет не исполняются.
Точно так же не исполняется судебное решение в соседней, Волынской области, в Луцке, где точно так же бандитским образом были захвачены епархиальное управление и кафедральный Свято-Троицкий собор. В соборе тоже имеется нижний храм – Свято-Преображенский, и есть решение суда о том, что община Православной Церкви имеет право на Богослужения в нижнем храме, но добиться исполнения этого решения невозможно.
Снова вспоминаются победные реляции политиков разного рода и разного уровня о том, что Украина уверенно идет по пути демократического развития, обрела свободу и т.п. А на деле получается, что закон обязателен не для всех, и решения судебных властей не для всех, а демократия и свобода существуют только для тех, кто применяет силу. Но разве свобода – это вседозволенность для сильного? Наша Церковь самая многочисленная в Украине, значит, самая сильная. Но грубую силу мы применять никогда не будем, потому что очень правильно сказал батюшка из Ровенской области: "мы так не можем, мы православные". И хорошо помним слова святого благоверного князя Александра Невского "Бог не в силе, а в правде". А если правда и закон на нашей стороне, нас обязана защищать государственная власть. Это ее прямая обязанность. Если, конечно, мы живем все-таки в государстве.
Василий Филимонов,