Pro Александр Проханов, писатель Знаете, я только что был на Урале на предприятии, где в годы Великой Отечественной войны производились танки Т-34, а сейчас – Т-90. Около завода есть храм, где висит одна неканоническая фреска. Там изображен пылающий рейхстаг, черная яма, в которой лежат немецкие солдаты... Рядом холмы с русскими танками, которые стреляют по рейхстагу, и ангел, указывающий им путь… Это неканоническое изображение находится в православном храме.
Также и в этом случае. Скандал был спровоцирован после проекта «Имя России», где Сталин вырвался вперед. Здесь мотивы не канонические, а политические. Я бы вообще расписал отдельный храм фресками с величайшего деятеля XX века.
Игорь Пыхалов, автор книг «Время Сталина: факты против мифов», «Спецслужбы США», «Великая оболганная война» и «За что Сталин выселял народы?»
Организаторы травли отца Евстафия прекрасно знают, что батюшка никогда не призывал к канонизации Сталина, но обвиняют его именно в этом. Это чисто политический заказ либеральствующей церковной верхушки. Подозреваю, повесь в храме икону, на которой красноармейцы расстреливают верующих (такие существуют) никто бы и не возмущался. Из знакомых мне православных, отец Евстафий самый искрений и бескорыстный человек, который служит Богу, а не мамоне, как наше церковное начальство. Я к верхушке РПЦ и раньше относился без особого уважения, а теперь тем более.
Александр Белов (Поткин), лидер ДПНИ
Думаю, что Сталин имеет право быть изображенным на иконе. Икона – она, по сути своей, для чего? Это изображение жития святого для не умеющих читать, чтобы было понятно, что это был за святой, какой жизнью он жил. Так что если факт встречи святой Матроны Московской и Иосифа Сталина не был опровергнут, то почему он не может быть отображен на иконе? Тем более что Сталин не нарисован в образе святого. Я считаю, это вполне возможно. Чертей же рисуют. А Сталин, хотя и был атеистом, учился в семинарии. Да и большинство атеистов знают, что бог есть, но сознательно провоцируют окружающих свей гордыней. Да и я хочу напомнить, что на иконе Серафима Саровского изображены разбойники, которые сначала грабили, потом пришли и покаялись.
Олег Нилов, лидер партии «Справедливая Россия» в Санкт-Петербурге, руководитель одноименной фракции в Законодательном Собрании
Мне сложно комментировать, насколько это не соответствует православным канонам – размещение такого сюжета в стенах храма. Как простой человек могу сказать, что если в храме возможно изображение такого персонажа как Иуда и других людей с их пороками (а этого я видел предостаточно, бывая в храмах и церквях), то в этом смысле икона с изображением Сталина имеет право на существование. Тем более, он был нарисован не в качестве святого.
Так что этот вопрос должен оставаться на усмотрение прихода и церкви. Если такое решение принимается батюшкой, значит, оно не является из ряда вон выходящим. Конечно, есть верующие, для которых это недопустимо. Но не все страшное и не все дьявольское нужно приписывать Сталину. И, кстати, как раз в Великую Отечественную войну было принято решение об опоре на православную церковь. Возможно, это прозрение, которое можно было бы и отразить на иконе.
Владимир Дмитриев, второй секретарь городского комитета КПРФ, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Не секрет, что личность Сталина у одной части населения вызывает искреннюю любовь и самые теплые и нежные чувства, а у другой – столь же сильные отрицательные эмоции. Трудно сказать, кого больше, но это факт. Что касается моего отношения к личности Сталина, то я его вижу как государственного деятеля, который для страны и народа сделал много. Под его руководством страна победила фашизм, под его руководством был создан мощнейшей производственный потенциал, что заложило основы той победы которая была завоевана в мае 1945 года. Многие специалисты выделяют его как тонкого знатока межнациональных отношений. Для меня это государственник с большой буквы.
Что касается иконы… Я не видел этой иконы. Не могу сказать, как изображены фигуры, что расположено кроме них, как нарисовано. Но если есть человек, который посчитал, что он вправе написать такую икону, мы должны с пониманием отнестись к его желанию. Насколько мне известно, к лику святых Иосиф Виссарионович не причислен, но вера - это та область, где очень все субъективно. Наверное, есть такие люди, которых и фотография Сталина на плакате уже оскорбит. Этот вопрос закладывает в общество разлад.
Contra
Вячеслав Макаров, лидер фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга
Я сам православный воцерквленный человек и там, где я родился (в селе Байгора Липецкой области) сумели сохранить свой приход в самые тяжелые годы гонения на церковь. Эта церковь работает и по сей день. У нас есть православные святыни и им надо поклоняться. А Сталин – это историческая фигура. Не для икон. Изображать политических деятелей на иконах не просто неправильно и неуместно – здесь подходят и более жесткие слова. Вот, например, Николай II был причислен к лику святых, у него была трагическая судьба. Насколько я знаю, чтобы написать настоящую икону, надо благословение.
Дать оценку поступку священника, вывесившего икону с изображением Сталина, я не могу. Думаю, с этого батюшки спросят в Патриархии. Я же как светский человек не имею на это право.
Андрей Пивоваров, лидер Народно-демократического союза России в Санкт-Петербурге
Я считаю недопустимым держать такую икону в храме. Во времена Сталина было слишком много гонений на церковь, репрессий в отношении народа. Я поддерживаю, что икону убрали из храма. Жаль, конечно, священника, в отношении которого будут санкции.
Ольга Курносова, лидер Объединенного Гражданского фронта в Санкт-Петербурге
На мой взгляд, нельзя изображать на иконе человека, на совести которого такое количество загубленных жизней, в том числе и священников. Это мое мнение как православного человека. Я бы не хотела ходить в такой храм, где висит икона с изображением Сталина. Хотя многое можно сказать в адрес Николая II, тем не менее его православная церковь канонизировала, и царский режим нельзя обвинить в репрессиях против собственного народа.