Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Культура » КОНЦЕПТ РУССКОСТИ  
     
    КОНЦЕПТ РУССКОСТИ
    Раздел: Культура
     
    КОНЦЕПТ РУССКОСТИ(этический, социальный, культурологический аспекты)

    Лариса Николаевна Синельникова доктор филологических наук, профессор (г. Луганск)

    Анне Ахматовой принадлежит такое грустное и вместе с тем мудрое высказывание: «Никто не знает, в какую эпоху он живёт». Не знаем и мы с вами. Но незнание или неполное, порой противоречивое знание не освобождает от ответственности - прежде всего от ответственности за то, что и зачем мы разрушаем, что и для чего (или для кого) мы создаём. Наиболее уязвимой в этом контрадикторном контексте оказывается культура, немыслимая без традиций и исторической памяти, и связанные с культурной памятью критерии идентификации народа. Если не всё, то многое в нашем теперешнем жизненном пространстве направлено на деидентификацию русских на Украине, на отторжение русскости как фактора национального самосознания. Речь в этом случае идёт не о количестве изданий на русском языке (каких? с каким уровнем если не культуры, то хотя бы грамотности?), а о непрекращающейся дискредитации русскости, синонимизируемой с имперским мышлением, да и только.

    Размышление над этим непростым вопросом вызвало желание выявить более широкое, не зашоренное политическими амбициями и конъюнктурой содержание концепта русскость или хотя бы часть этого содержания, обратившись к двум источникам, к которым человечество во все времена испытывает наибольшую степень доверия, - к философии и к поэзии.

    В русской культуре философская и поэтическая рефлексия достаточно тесно связаны. Эта связь привела к особой парадигме мысли, основанной на совместности поэтических интуиции и философских воззрений. Философия и поэзия, будучи равно сориентированными на ценности человеческой жизни, в содержании явленного, материального видят прежде всего духовный предмет, опыт переживания которого сопровождается душевным напряжением. Знание, сформированное в философии и поэзии, - дар и богатство народа, демонстрирующее тонкую познавательную технику. Философская и поэтическая мысль в русской культуре представляют собой целостный феномен, результат внутренней сосредоточенности и, по выражению И. Ильина, «утончённого духовного делания».

    И в философии, и в поэзии внешние впечатления переходят в мысленные образы, события определённого времени превращаются в размышления о закономерностях, то есть приобретают общественно значимый прогнозирующий характер, куда более существенный, чем многие социологические прогнозы, так как основываются на синергетике мысли и чувства - такова «философия поэзии», которую инверсивно можно соотнести с «поэзией философии»:

    Мысль и чувство в России
    да живут по соседству.
    Там, где разум бессилен,
    обращаемся к сердцу.
    (В. Костров)


    Русскость, как и любое другое синтезирующее смыслы понятие, - категория историческая, и каждый век имеет свой набор черт, свою иерархию признаков. Надо признать, что постоянство сохраняется в противоречивых оценках русскости. Вяч. Иванов определял русскую душу как варварски-благородную и называл такие отличительные черты психологии русского народа: «скептический, реалистический склад неподкупной русской мысли, её потребность идти во всём с неумолимо ясною последовательностью до конца и до края, её нравственно-практический строй и оборот, ненавидящий противоречия между сознанием и действием, подозрительная строгость оценки и стремление к обесценению ценностей» (6, 368).
    Русская философская мысль неоднородна, что также можно рассматривать как следствие противоречивости русского человека. В предельном варианте можно сказать: философий столько, сколько самих философов. Новым носителям философского знания ещё придётся разбираться в верности критериев оценки философских суждений, касающихся национальных свойств. Например, такого рассуждения В. Розанова:

    «С основания мира было две философии: философия человека, которому почему-либо хочется кого-то выпороть; и философия выпоротого человека. Но от Манфреда до Ницше западная страдает солотубовским зудом: «Кого бы мне посечь?» (10,49).


    В разные периоды коллективное и индивидуальное сознание по-разному фиксируются в философии и поэзии: что ценится - прошлое, настоящее или планируемое, предвосхищаемое будущее; чему нужно уделить наибольшее внимание - сохранению того, что проверено опытом и традициями, или всесметающему переустройству; что очевидно устарело, ушло, а что надо хранить из последних сил. Мироощущение меняется, оно должно меняться, иногда даже на протяжении жизни одного поколения. И всё-таки о ряде особенностей русскости можно говорить и в изменённом мире, не забывая при этом того, что русский философ И. Ильин называл личной теоретической совестью, основанной на личном душевном переживании, но сверхличной познавательной очевидности (7, 16-17).

    Из тех состояний, которые равно организуют философскую мысль и поэтическое чувство, наиболее существенно состояние трансцендирования, выводящее из времени (физического, социального) в безвременное, вечное. Конструировать сверхопытную реальность через опыт земного существования, в доступных предметах и знакомых словах улавливать превышающие смыслы, подчиняться внутреннему голосу как правде выбора такова «презумпция» философствования и поэтического творчества, способствующая неистощимости рефлексий, но одновременно их неопределённости и незавершённости. Выход за границу эмпирического Я сближает философов и поэтов. Философствование как черта русскости оборачивается невыводимостью конечного смысла любой проблемы - от бытовой до бытийной. Русский человек - провиденциальная личность, он больше мечтает сделать, чем делает (воля к мечте вместо воли к жизни - у В. Розанова), чаще пророчествует, чем анализирует прошлое и настоящее. «А в России пророческий пыл, / Чёрный ветер и белые ночи. / Там среди безымянных могил / Путь к бессмертью длинней и короче» (А. Межиров).

    То, что Вяч. Иванов называл дионисийским началом, также в применении к понятию русскость антиномично. Русское дионисийство - это полнота переживаний, нередко их полярность, стремление совместить несовместимое: пафос боговмещения и греховность, свободу и подчинённость, жалость и жестокость, выговаривание себя и стремление к неизреченному. Полнота чувств в их отнюдь не произвольном, а вполне утверждённом культурными (прежде всего литературными) традициями антиномизме, суть которого с формульной точностью определил А. Блок: «радость, страданье - одно».
    На противоречивости уживающихся эмоций строится русская поэтическая эмотология: нежность звериная (Ю. Кублановский), жуть восторга, мои прекрасные страданья (И. Шкляревский), безысходная горечь счастья (М. Дудин), тревожный покой (А. Тарковский) и мн. др. Соединение эмоций в поэтической речи - знак того, что психическая жизнь русского человека динамична и непредсказуема, она протекает путём бесконечного зацепления одних чувств за другие. В одном ряду оказываются смирение и гордыня, ненависть и любовь, любовь и страданье, стыд и страх, тоска и веселье, умиленье и зависть, раскованность и испуг, ликованье и отчаянье, послушанье и гонор, очарованье и разочарованье. Такого рода перечень можно сколь угодно долго продолжать.

    Зарубежные исследователи русского национального характера в первую очередь называют такие его свойства, как экспрессивность и эмоциональную живость, импульсивность и лёгкость в проявлении чувств (4, 23). «Если англосаксонской культуре свойственно неодобрительное отношение к ничем не сдерживаемому потоку чувств», то «русская культура относит выражение эмоций к одной из основных функций человеческой речи» (5, 43). Но показателями национальной мейтальности, как кажется, можно считать не столько повышенную эмоциональность, находящую выражение в общении, сколько факт объединения, наложения разноплановых эмоций. Примеры из поэзии: «О, как мучительно тобою счастлив я!», адское веселье, жестокая радость, мрачные грёзы, печальное сладострастье, принуждённые желанья (Пушкин); «И веком нежность и суровость / в нас нераздельно сведены», «И знай, что истинное счастье / Слегка окрашивает грусть», «И между радостью и болью / сожги придуманную грань» (А. Прасолов); «И низкий звук тянулся, как года / неразделённой нежности и муки» (Л. Щербатова); «И ненависть, мешающая вздоху, / возникла в нём с мгновенностью любви» (Б. Ахмадулина). Наложение эмоций - не просто их суммирование, а стремление выразить то состояние, которое и есть признак ментальности (в другой аксиоматике -загадочность, непредсказуемость, тайна русской души).

    Активность эмоций не означает их неконтролируемости. Контроль - в моральных постулатах. В центре внимания при выявлении признаков национального мировидения оказываются этические концепты, в основе которых лежат деонтические нормы: что истинно, а что ложно, что можно, а что нельзя, что должно, а что есть на самом деле. И в этом обнаруживается некая природная полярность русского человека, отрицание для себя того, что так пылко утверждается для другого. «Я ещё не такой подлец, чтобы думать о морали», - писал моралист В. Розанов (10, 55).

    Для русской философской мысли характерна прямая нацеленность на описание (а нередко и предписание) национальных деонтических норм. Базовые этические понятия в русской философии - правда, истина, совесть, стыд, вина, долг, грех, любовь, свобода, воля. Каждый из этих концептов может быть предметом самостоятельного монографического рассмотрения, особенно при ориентированности на проблемы эволюционной эпистемологии - изменения культурной познавательной ситуации и аксиологических критериев с учётом приоритетов новых поколений, живущих в другой социальной среде и находящихся под влиянием процессов глобализации, декларирования европейских стандартов как этического и образовательного эталона. И всё-таки остановлюсь на нескольких этических концептах, лежащих в основе русского нравственного сознания.

    Опыт, наблюдения, интуиция, размышления философов и поэтов о любви столь многообразны, что могут быть изложены в десятках томов, может быть, главное удалось сказать В. Розанову: «Гаснет любовь - и гаснет истина. Поэтому «истинствовать на земле» - значит постоянно и истинно любить» (10, 66).

    Совесть, стыд. И. Ильин оценивает совесть как «изумительное, таинственное душевное состояние», «драгоценнейший источник всякого познания» (6, 143). Совесть - источник чувства ответственности, «поэтому там, где это чувство угасает, - воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества: что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?» (6, 146).

    М. Мамардашвили подчёркивал такое свойство совести, как самобытийствие - невыводимость из правил и законов и нсвыводимость из знаемого.

    «Все мы знаем, что такое совесть, и не один из вас не может определить, что это такое. Она несомненна, но должна быть несомненной у каждого, то есть во многом. Нет одного содержания совести, хотя оно одно» (9, 67).


    Н.Д. Арутюнова в статье «О стыде и совести» определяет основное назначение этих понятий - выражать «внутреннюю способность Эго реагировать на оценку своих действий Другим» (1, 57). И далее: «стыд формирует социального человека, совесть - нравственную личность. Стыд учит человека поведению, совесть - поступкам» (1, 58).

    Для поэта, по выражению Б. Ахмадулиной, «нерасторжимы словесность и совесть». Несколько примеров: «Довольно ... Всё ушло, помимо / и совести и красоты...», «Я за то, чтобы краска стыда / Всесословною сделалась краской» (В. Костров); И то был урок и пример / не славы, даримой признанием, / а совести, ставшей призваньем / и высшею мерою мер» (Ю. Левитанский).

    Вина. В русской концептосфере обозначена связь совести, стыда и вины. О.Ю. Богуславская, сравнивая прилагательные виноватый и виновный, подчеркнула, что «виноватый - очень русское слово, а виновный - гораздо более нейтральное» (3, 79), так как виновный характеризует ситуации, подлежащие социальной регламентации, а виноватый указывает на то, что имеет место некоторое нежелательное положение вещей. В поэзии и то, и другое - очень русские слова. Несколько примеров: « - А на лице / всегда, как тень, следы видны. / сокрытого стыда? Таящейся вины?» (В. Казанцев); «Как бы чертёж земли, погубленной / какой-то страшною виной, / огромной крышкою обугленной / мерцал рояль передо мной» (Ю. Левитанский); «То не скорбная страна / Пробуждается на час, / То последняя вина / Надвигается на нас» (Л. Владимирова).

    Вина, по всей видимости, этноцентрическое русское слово, во всяком случае в списки универсальных эмоций его включают только русские психологи, философы и лингвисты, занимающиеся проблемами эмотологии. Вина перед кем-то за что-то - одно из чисто русских когнитивно-эмоциональных проявлений: «С детской поры моей, как наважденье, / всё то же виденье, / всё та же картина встаёт передо мной, / неизменно во мне вызывая / чувство тревоги и смутное чувство вины перед кем-то, / кто мне неведом» (Ю. Левитанский). Вина в русской картине мира оказывается синонимом честности: «Всё честное окрасится виной...» (В. Костров). Вина и мука, стыд и вина в поэзии всегда рядом: «Звук указующий, пусть велика / моя вина, но велика и мука» (Б. Ахмадулина).

    Страдание, боль, горе. От совестливости, виноватости (вне их социальной регламентации) - переживания в разных градациях, с разной протяжённостью во времени и многообразным регистром оценок этого состояния. «Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни», - считал В. Розанов (10, 29). И ещё несколько любопытных рассуждений философа: «Любовь есть боль. Кто не болит (о другом), тот не любит (другого)» (10, 107), «Болит душа, болит душа... И что делать с этой болью - я не знаю. Но только при боли я согласен жить» (10, 76). И у поэтов: И только с болью я солидарен» (И. Бродский), «Мне боль придаёт одержимость и силу» (А. Кушнер), «Слава богу! Слава богу! / Что я знал беду и тревогу» (Д. Самойлов).

    Беспричинность, неопределённость вины и боли - проявления трансцендентного сознания, антиномичного прагматическим установкам жизненного поведения. Не в этом ли когнитивная природа поэтических оксюморонов: сладкая боль, соблазн боли, роскошь беды и под. и оправдание парадоксального поэтического императива: «Какое счастье быть несчастным!» (А. Кушнер).

    Страдание, по мнению И. Ильина, связывает философию с жизнью: «ибо жизнь есть страдание, ведущее к мудрости, а философия есть мудрость, рождённая страданием» (7, 44).

    Сострадание чувство христианского, соборного человека. В.И. Даль так определяет это чувство: страдать вместе, переносить муки сообща; жалость к другому, соболезнование, сочувствие, симпатия.

    Один из нравственных афоризмов В. Розанова акцентирует внимание на жалости как всеобъемлющем чувстве русского человека: «Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости» (10, 86). О растворимости души в жалости писал Н. Бердяев. Жалость у этого философа вызывала «вся скорбь мира»: охлаждение человеческих надежд и чувств, всякое расставание, воспоминание о прошлом, сознание неправоты, страдания животных и многое другое (2, 65-72). Так же жалостлив русский поэт: «И жалко всех и вся. И жалко / Закушенного полушалка, / Когда одна, вдоль дюн, бегом - / Душа - несчастная гречанка... / А перед ней взлетает чайка. / И больше никого кругом» (Д. Самойлов). Жалость сильнее ненависти: «И эта маленькая малость / Вдруг озарит, как солнце, тьму. / И вместо ненависти жалость / В душе вдруг вскинется к нему» (В. Казанцев). И сильнее радости: «Лишь беспощадное счастье! / В радости - жалости нет!» (В. Казанцев). Общественное назначение поэта В. Костров сополагает с состраданием: «Они сошли с парнасской высоты /'и обрели народное признанье / в тот миг, / когда сознанье красоты / соединили с чувством состраданья».

    Тоска, печаль - доминантные эмотивы русских философов и поэтов. Н. Бердяев считал тоску доведённым до последней остроты конфликтом между ничтожеством, тленностью этого мира и трансцендентным (2, 50). Вот любопытный отрывок из книги артиста А. Пороховщикова «Цензуру к памяти не допускать»: « - О чём ты думаешь? Я не думаю, я тоскую - Что-нибудь случилось? - Нет, я просто русский человек».

    Печаль у поэтов может -быть, вслед за Пушкиным - не только светла, но и сладка: «И можно до последнего глотка / испить её, всю горечь той печали, / чтоб, чуя уже холод за плечами, / вдруг удивиться - / как она сладка!» (Ю. Левитанский). Сравним с комментарием А. Вежбицкой (исследовательницы, занимающейся проблемами ключевых концептов и сценариев поведения в разных мировых культурах): «... грусть иногда может быть охарактеризована как светлая, а выражение светлая печаль звучало бы странно...» (5, 511).

    Грусть и радость. О нераздельности этих чувств говорят и философы, и поэты. «Моя вечная грусть и радость. Особенная, ни к чему не относящаяся» (10, 48). Полноценная радость - в положительном восприятии живого мира простых вещей, окружающих человека: «Всё в радость мне: и веник на крыльце, / и домика возлюбленная малость, / и снег, что тает на моём лице, / прохладен, как новёхонькая младость» (Б. Ахмадулина). Слёзы в русской поэтической картине мира эквивалент жизненности: «Видишь - плачу, значит всё в порядке: /' если плачу, значит, это я» (В. Костров), «Здесь всё мертво и не способно к плачу» (Б. Ахмадулина).

    Страх тоже занимает не последнее место в русском мировосприятии. И только когда к этому по большей части социально мотивированному чувству появляется ироническое отношение, можно надеяться на его преодоление: « - Жить мне в страхе надоело. / Нынче страх отбросил я. / И на мир гляжу я смело. / В чём же смелость-то моя? // - Раньше я всего боялся. / И о том, что не боюсь, / Думать даже я боялся. / А теперь вот не боюсь / Говорить, что я боюсь!» (В. Казанцев).

    Надежда. Философия надежды противоречива: расхожее «надежда умирает последней» фиксирует сохранные свойства этого не только личного, но и коллективного состояния: «Мы последние этого века. / Мы великой надеждой больны» (В. Костров). В то же время «иллюзорность и тяжесть надежды» (Виктор Ерофеев) оказывается ощутимой в социально и политически напряжённых условиях жизни. Боязнь потерять надежду, по мнению М. Мамардашвили, мешает человеку увидеть истину так, как она есть». И о надежде православного человека: «И надеваю я крестик нагельный - / Каплю надежды из серебра» (В. Костров).

    Лень. У этого состояния в русском сознании - особый статус. Лень, отрицательно оцениваемая (противовес трудолюбию, и лень как несуетность, праздность, отстранённость от внешнего мира. «Я пришёл в этот мир, чтобы видеть, а не совершать», поскольку «сам себе бесконечно интересен», - говорил В. Розанов (10, 90 и 34). Лень - универсальный элемент человеческого устройства (8, 336-344). В социальном контексте она может быть определена как несоответствие массы внутреннего движения объёму внешних действий, и тогда о ней говорят как о ментальной сущности народа. « Вечно мечтает, и всегда одна мысль: - как бы уклониться от работы» (10, 37), «Русский «мечтатель» и существует для разговоров. Для чего же он существует. Не для дела же?» (10, 112). И совсем другая оценка лени как особого состояния творческой личности: «О Дельвиг, / ты достиг такого ленью, / Чего трудом не каждый достигал» (Д. Самойлов).

    Свобода занимает особое место в духовных исканиях русского человека. Едва ли не полный набор составляющих этого понятия представлен Н. Бердяевым: «Всё в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отражение соблазнов свободы» (2, 57). В стихотворении «Взгляды» В Казанцев в неразрывное целое соединяет свободу с её антиподом - рабством:

    - Свобода - свежесть, разноликость,
    Неуспокоенность, боренье.
    - Свобода - это мгла и дикость,
    Разнузданность, столпотворенье.

    - А рабство - это тьма, упадок,
    Тоски бездонная пучина.
    - А рабство - это строй, порядок,
    Объединённость, дисциплина.

    Свобода - это свет и братство,
    А рабство - чёрная невзгода.
    - Свобода - это гнёт и рабство,
    А рабство - полная свобода!


    Нелюбовь к власти - также свойство идеологической ментальности русского человека. «Революция имеет два измерения, - рассуждал В. Розанов, длину и ширину; но не имеет третьего - глубины. ... Она будет всё время расти в раздражение; но никогда не настанет не настанет в ней того окончательного, когда человек говорит: «Довольно! Я - счастлив! Сегодня так хорошо, что не надо завтра» ... Революция всегда будет с мукою и будет надеяться только на «завтра» ... И всякое «завтра» её обманет и перейдёт в «послезавтра» (10, 107).4 «Ряженая революция»: и она кончилась. Только с окончанием революции, чистосердечным и всеобщим с нею распрощанием, - можно думать о прогрессе, о здоровье, о работе «вперёд» (10, 233).

    К признакам русскости до недавнего времени без оговорок можно было отнести такое свойство, как литературность души, литературоцентричность - повышенную степень филологичности, культивирования «вторичного бытия» в слове. Единящей силой при этом для любого народа оказывается гениальный поэт. Гениальный - значит всеобъемлющий в духовном смысле, постигший душу народа и в значительной мере определяющий направление мыслей и чувствований без ограничения пространством и временем. И. Ильин связывал понятие национального гения с патриотизмом, с патриотической любовью: «Жизнь народного духа находит себе в творчестве гения сосредоточенное и зрелое выражение. Гений говорит от себя, но не за себя только, а за весь народ...» (7, 217). Горько, если нравственная установка поэта старшего поколения «Классикой русской живу и лечусь» (В. Костров) ограничится жизнью только этого поколения.

    Литературоцентричность русских сохраняется гением Пушкина, продолжающим оставаться точкой отсчёта в понимании русской души: «Десять столетий зрел пушкинский ямб, / Объединенья народов глашатай (Л. Володарский), «За смыслом, / за глаголом, / за наречием, / - на речку Тьму, / на пушкинскую речку» (В. Костров). Чаще всего цитируется пушкинская строка «Куда ж нам плыть?», вероятно, в силу синонимического схождения с вечным русским вопросом: что делать?: «Под парусами снежных осыпей / с простёртых лап, когда светает / или становится ещё темней, / куда ж нам плыть?., никто не знает» (Ю. Кублановский).

    Отношение к родному языку как к соборной среде, вместе непрестанно творимой и обусловливающей преемственные связи между поколениями, характерно для любого народа. Естественны при этом высокие слова о родном языке, желание защитить его и себя правом пользоваться всеми богатствами родного языка. Вяч. Иванов говорил о том, что в русском языке вследствие «счастливого брака с эллинским словом» и раннего усвоения многочисленных влияний без утраты самородных особенностей «заложена была распространительная и собирательная воля; он был знаменован знаком сверхнационального, синтетического, всеобъемлющего назначения. Ничто славянское ему не чуждо: он положен среди языков славянских, как некое средоточное вместилище, открытое всему, что составляет родное наследие великого племени» (6, 397). Отношения между познающим человеком и миром опосредованы языком, задающим определённую картину мира, ориентированную на данный этнос. М. Цветаева говорила о том, что «иные вещи на ином языке не мыслятся».

    Философский и поэтический дискурсы, на основании которых мы пытались выстроить содержание концепта русскости, основываются на феноменах сознания, фактах истории и культуры народа. Основные признаки русскости связываются с духовностью и душевностью, с поиском идеала, почитанием красоты, стремлением к совершенству и борьбе со злом в разных его проявлениях. Системообразующую роль выполняют этические предписания совестливости, правды, долга, ответственности. Константная этическая категория - любовь во множестве её признаков. Основной ценностный поиск - поиск счастья. Континуальность культуры поддерживается памятью - исторической, социальной, литературной.

    Семантически язык русскости представлен в лексике, фразеологии, синонимических рядах, в способах оценки - как прямой, так и косвенной, с помощью различных риторических приёмов, в афористике, в официальной и «наивной» лексикографии, в фольклоре, в разножанровой и разностилевой художественной литературе. Если всё это изымается из образовательного процесса и информационного пространства или до неузнаваемости редуцируется и, следовательно, искажается, потери становятся неисчислимыми. Табуированность русскости трудно оправдать политкорректностью, которая не может опровергнуть мудрый афоризм: человек, говорящий о своих достоинствах, смешон, человек, не осознающий их, глуп.
    В такого рода гуманитарном контексте уместен вопрос: каков эквивалент русскости на Украине? Какого рода трансформации испытывает русская культура и каким может стать русский человек в пространстве политических неурядиц и очевидных противоречий в понимании многих тонкостей совместного существования в поликультурном обществе? Что нас ждёт - конформизм, убивающий душу, или торжествующая под влиянием глобализации безликость, обезличенность? «Иные времена - иной лад; изменился лад - и чужою кажется песня», - писал поэт-философ Вяч. Иванов (5, 375). Мир, в котором мы все хотим жить, невозможен без усилий каждого из нас. Усилий, созидающих общность, но и не разрушающих отдельность.

    Лариса Николаевна Синельникова доктор филологических наук, профессор (г. Луганск)

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Арутюнова Н.Д. О стыде и совести // Логический анализ языка. Языки этики. - М., 2000.
    2. Бердяев H.A. Самопознание. - М., 1991.
    3. Богуславская О.Ю. И нет греха в его вине (виноватый и виновный) // Логический анализ языка. Языки этики. - М., 2000.
    4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1997.
    5. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков - M 1999.
    6. Иванов Вяч. Родное и вселенское. - М., 1994.
    7. Ильин И.А. Сочинения в двух томах. - Т. 2. Религиозная философия. -М., 1994.
    8. Левонтина И.Б. Homo piger // Зализняк Анна, Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. - М., 2005.
    9. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. - СПб., 2000.
    10. Розанов В.В. Уединенное. - М., 1990.









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    #1     написал: Анна (11 марта 2011 16:47) 11 марта 2011 16:47
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Какого рода трансформации испытывает русская культура и каким может стать русский человек в пространстве политических неурядиц и очевидных противоречий в понимании многих тонкостей совместного существования в поликультурном обществе? Что нас ждёт - конформизм, убивающий душу, или торжествующая под влиянием глобализации безликость, обезличенность?
    ______________
    Пропали ви, дорогенька Лариса. Не бачити вам русскості, як своїх вух без зеркала, оскільки політичні непорядки, та суспільні протирічча невід*ємна складова людського суспільства. Саме протирічча і являються руховою прогресивною слою суспільств. Тільки на цвинтарі та в Російській Думі все спокійно, тихо, без протиріч і неладів.
    Адже ви самі зауважили «В предельном варианте можно сказать: философий столько, сколько самих философов»
    Не стаття а велика скарга на те , що Україна вибилася з-під контролю «русскості» і повернулася до своєї кореневої ідентичності, яку Росія так вперто намагалася задавити.
    Заспокійтеся, ще не в таких умовах люди зберігали свою ідентичність і ні тюрми ,ні катівні її не зламали.
    А якщо ваша ідентечність така тендітна та вразлива, то може не варта її леліяти. По закону Дарвіна виживає той хто сильніший. А у Божому законі про «русскость» ніде не згадується. Не таке вже й велике цабе ваша «русскость».




    #2     написал: Александр (11 марта 2011 20:01) 11 марта 2011 20:01
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Привет, Ганночко! И куда же Украина, по-твоему, "выбилась из-под контроля русскости"? В роман Шкляра "Черный ворон"? Сюда выбилась Украина? В ту "культуру", которую олицетворяет ЛУЧШИЙ писатель года?! Тебе не стыдно ТАКИМ гордиться? А перед Шкляром кто был? Один про трах-тарарах написал, а вторая выдала бестселлер матом! Вы, свидомые, специально порнуху раскручиваете, чтобы не только всем, но и самим тошно было? Ганнуся, ты - настоящий украинофоб, раз не признаешь, что украинская культура гораздо выше и чище этого дерьма! Именно ты и такие как ты, которые ЗАДОЛБАЛИ ВСЮ Украину своими бредовыми фантазиями, разрушаете государственность Украины, разрушаете самобытную украинскую культуру, раскалываете общество. Вы и есть настоящие разрушители и враги Украины и всего украинского. Вы - истинные украинофобы!




    #3     написал: А.И.С. (11 марта 2011 22:06) 11 марта 2011 22:06
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Ой, Ганнуся, не будили бы вы лихо... наше наивное заблуждение (будто вы нам если не братья, то уж точно родня близкая) вы приняли за нашу слабость... теперь вам, галицаям, наконец удалось убедить нас в обратном... боюсь, результат будет для вас не слишком приятен... и Ваш, Ганя, тезис о дарвинистическом характере взаимоотношений между русскими и галицаями воплотится в кране неприятную для вас действительность, боюсь Вы будете разочарованы... пришло время поставить вас на место... а знаете, где ваше место? догадывааетесь? то-то! метлу в руки и на улицы Торонто - пока коренные канадцы не проснулись - драить их, улицы, до блеска... на иное вы не пригодны... слишком глупые и злые... неблагодарность и подлость ваша - от слабости и духовной ущербности...
    великие народы ведут себя как бандиты, малые - как проститутки (с.кубрик)... нам пора заняться не благотворительной ерундой, а присталым великой нации бандитизмом, а вам... вы уже провели гигиенические процедуры? тогда расслабьтесь, и попытайтесь получить удовольствие...




    #4     написал: Александр (11 марта 2011 23:53) 11 марта 2011 23:53
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    А.И.С.у: Есть такое выражение: хоть кол на голове теши. Так вот, для галицаев и тех, кто им подражает, без толку что-либо говорить. Совершенно бессмысленно пытаться вести с ними дискуссии и взывать к разуму - он у них наглухо закрыт. Диалог и то, что другой человек может иметь отличное от их мнение, они отвергают напрочь. Что произошло? Во Львове у злобных "ученых" и общественных "деятелей", копивших злобу с момента довоенного воссоединения (до этого злобу у них австрийцы и поляки просто тупо выбивали), в 1991 году ПРОРВАЛО нарыв, и гной из башки затопил всю Украину. Свидомые, дорвавшись до власти и особенно до гуманитарной сферы, такого понаворотили, такого бреда понапридумывали и понаписывали, и так начали его насаждать, что, во-первых, вызвали у большинства граждан рвотную реакцию, а во-вторых, сами свято во всё это поверили. Теперь им "хоть ссы в очи, а они говорят, что дождь идет". Как пример - одна из последних "горячих" тем по закрытию украиноязычных школ на Востоке страны. Свидомиты орут, брызжут слюной, даже не утруждая себя мыслительным процессом и выглядя полнейшими дебилами, "как бы" не понимая, что украиноязычные школы закрывают только потому, что ДРУГИХ НЕТ, они все ДРУГИЕ школы (речь, конечно, о русских школах) либо уничтожили, либо в нарушение закона и принципов демократии насильно перевели в статус украиноязычных. И это только один пример.
    Тут в комментариях в "Русском мире" "творит" некая Анна. Почитайте ее комментарии - это же пришелица с планеты Аватар! Она такое буровит, а ничего доказать ей невозможно, всё равно что общаться с железобетонной плитой. Такие они все: на своей злобной деструктивной волне без какой-либо надежды на просветление. А нынешний президент Янукович с ними заигрывает! По моему мнению, Украина обречена, и виноваты в этом ТОЛЬКО активные украинские националисты.




    #5     написал: Людин Просто (12 марта 2011 14:21) 12 марта 2011 14:21
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Статья малосодержательная. Уровень рассмотрения заявленной проблемы бесперспективен. Одна из очевидных причин - дефицит потенциала автора. Интенция понятна. Результат - обнаруживается в сфере будирования актуального националистического дискурса.
    Как говорят поляки - to jest potrava. Сожалею.
    Удачи на новом витке! Aut Caesar, aut...




    #6     написал: Проходил мимо (14 марта 2011 08:27) 14 марта 2011 08:27
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Нагадить на голову профессору, спрятавшись за безопасным ником - предел мечтаний любого простолюдина. Невежество нынче прячется за вымышленными интернет-именами и несколькими цитатами, выхваченными из популярных статей в желтой прессе, создаваемой такими же недоучками.
    Но - "Собака лает, а караван идет"... Здоровья тебе, людин просто...




    #7     написал: Потапенко Аким (19 марта 2011 20:39) 19 марта 2011 20:39
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Название статьи меня очень привлекло - прямо-таки заявка на докторскую тему, а исполнение заставляет поверить в исходную установку автора: он не знает, в какое время живет. Искал что-то для цитаты и ссылки - хоть в одном из названных аспектов. Однако...
    Нас много - таких не знающих, но признаются в этом публично не все.
    От этого, конечно, не легче - ни с этической, ни с социальной, ни с культурологической точки зрения.
    Вот такой контрадикторный контекст образовался в нашей жизни.
    От самих себя-то куда деваться - от неизбывной русскости?




    #8     написал: Эксперт (27 марта 2011 11:23) 27 марта 2011 11:23
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Из серии "Швейцарский сыр в укрусской мышеловке", что на языке обыденном означает: кто платит, тот и заказывает музыку.
    А исполнители, как видите, всегда находятся: от швейцарского ИРА до Русского мира.




    #9     написал: Недоучка (29 марта 2011 17:28) 29 марта 2011 17:28
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Статья висит на сайте с 10 марта: 166 прочтений - очень низкий рейтинг. Это говорит либо о невостребованности заявленной темы, либо о неоптимальном выборе формы репрезентации проблемы, о неучете специфики целевой аудитории.

    Профессора жалко.




    #10     написал: Людин Просто (6 апреля 2011 22:41) 6 апреля 2011 22:41
     


    Группа: Гости

    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Регистр.: --
    Статус:
    ICQ:
    Вот такой интернет-караван: не всякий лай приветствует.
    Ларе ...лаевне - удачи в новом амплуа.




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, революция, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Февраль 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru