Выработанная Европой высокая культура, ценная для всего человечества, продолжает развиваться с различными вариациями в ряде европейских государств.
Несмотря на сложность строения этих государств, в каждом из них выработалось единое национальное сознание, ценимое большинством граждан государства сознательно или, по крайней мере, подсознательно. Но в тоже время в каждом из них имеются лица, отталкивающиеся от великого национального целого и предпочитающие ему особенности своей провинции. Они хотели бы возвести свою провинцию на степень нации, образующей самостоятельное государство. Предпочитая ценности своей провинции ценностям великой нации, в состав которой они входят, они начинают критиковать её ценности, стараются видеть в ней действительные или воображаемые недостатки и проникаются ненавистью к ней. Дальше своей колокольни они ничего не видят. Такое умонастроение нельзя назвать национализмом: это - провинциализм.
В наше время среди украинцев-эмигрантов сильно развился украинский национализм, пропитанный ненавистью к России, доходящий до утверждения, что враг номер один - не коммунизм, а русский народ. После падения советской диктатуры такие украинцы хотят отделения Украины от России и образования от неё самостоятельного государства. Но ведь в течение всей своей истории украинцы считали себя русскими и, соединившись в ХVII веке с Россией, естественно так слились с нею, что в большинстве случаев в общественной жизни даже и вопрос не подымался о том, кто великоросс и кто малоросс.
Сепаратисты ненавидят слово “Малороссия”. Они упускают из виду, что это название почетное, возникшее не в России, а в Византии. Основную часть страны греки называли “Малая”, например, словами “Малая Эллада” они называли основную Грецию на Балканском полуострове, а разросшаяся греческая колония в Южной Италии - это “Большая Эллада”. Так и в применении к Руси в Византии словами “Малая Россия” была названа Галицко-Волынская Русь, а впоследствии это название распространилось на всю юго-западную Русь. Оно означает, что “Малороссия есть основная Россия. Недаром в Летописи Нестора говорится: “Се повести времянных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда русская земля стала есть”. Слова “малоросс” “белорус”, “великоросс” подчеркивают единство этих трех ветвей русского народа.
Фанатики-сепаратисты, желая доказать, что русские и украинцы – два разных народа, и преувеличивая значительность Украины, распространяют ложные представления о ней. Об этом сказано в книге, которую написал любящий Малороссию и Россию украинец А. Царинный (Стороженко) «Украинское движение». Князь А.М. Волконский написал к этой книге обстоятельное введение. В нём он говорит о четырех неправдах движения украинских сепаратистов “о неправде этнографической, филологической, хронологической и географической”.
“Неправда этнологическая заключается в утверждении, что издревне существовал особый украинский народ”. Из Несторовской летописи мы знаем племена и места, где они расселились, “знаем, что все это были близкие по родству племена, объединенные современниками под общим именем славян, а позднее, с установлением государственности, под именем русских”.
“Филологическая неправда состоит в утверждении, что малоросский или украинский язык самостоятельного, тоже славянского, но не русского происхождения. Единство древнерусского языка бесспорно установлено наукой. Возьмите отрывки из Новгородской, Киевской и Галицкой летописи, вычеркните имена и года, дайте простому смертному, хотя бы и хорошо знакомому со славянской грамматикой пусть определит из которой летописи каждый отрывок”. Конечно, специалист-лингвист найдет различия, но не языка и даже не диалектов, а только говоров. Три наречия русского языка, малоросское, белорусское и великорусское стали развиваться после татарского нашествия, когда Малороссия и Белоруссия были отдельны от остальной Руси и вошли в состав Литовско-Русского Государства, вступившего потом в унию с Польшей.
Хронологическая неправда, говорит князь Волконский, “состоит в сознательном переселении позднейших исторических событий, понятий, имен в предыдущие века”, например, в утверждении, что Владимир Святой был правителем Украины и крестил украинцев. “Неправда географическая состоит в том, что имя Украины совершенно произвольно распространяют на соседние с ней земли. Украина никогда до Черного моря не доходила: то пространство, которое со времен Екатерины Великой звалось Новороссией, было в киевский период “степью”, привольем враждебных Руси кочевников. С XV века оно принадлежало Турции; еще в XVII веке оно оставалось для русских людей чужой землей: недаром звали его “Диким полем”. От Турции его отвоевала Русская Империя”.
До середины XII века Киевский период был блестящей эпохой истории Руси. Ростовско-Суздальская Русь находилась в теснейшей культурной и государственной связи с Киевской областью. Непонятно, каким образом серьезный историк может вопреки очевидности отрывать историю великорусских княжеств от истории Киевского периода. Современный украинский историк Дорошенко в книге “История Украины” пишет: “Украина и Россия принадлежит к одной и той же политической системе, управлялись одной и той же династией, имели главой Церкви Киевского митрополита и, таким образом, до известной степени имели общую жизнь”.
Напомню, только небольшое количество фактов, известных всякому историку. Ярослав Мудрый был князем в Новгороде и потом, победив Святополка Окаянного, стал также князем Киевским, а после смерти Мстислава овладел еще и Тмутараканским княжеством. Умирая, он поручил своему старшему сыну Изяславу Киев и Новгород. Сын его Святослав “владел Черниговом и землями, охватывавшими в общей сложности громадное пространство от Чернигова до Рязани и Мурома, включая сюда и земли вятичей. Ему же досталась и далекая Тмутаракань”. Сын Ярослава Всеволод “получил самую южную землю Переяславскую, земли по Волге, а также Ростов, Суздаль и Белоозеро”. Итак, с самого начала будущая Великороссия находилась в тесной связи с Киевской областью. Другой, не менее значительный и почитаемый всеми русскими великий князь Владимир Мономах (1113-1125), будучи приглашен в Киев, остался вместе с тем князем переяславским и ростово-суздальским. Не менее тесная связь Владимиро-Суздальской Руси и будущего Московского государства с Киевской областью сохранялась благодаря духовенству, главному носителю культуры того времени.
Примером могут служить проповеди епископа Серапиона, который был сначала архимандритом Киево-Печерского монастыря, а в 1274 году стал епископом во Владимире в Суздальской области. Его проповеди были одним из образцов “Киевской школы проповедничества”. Митрополит Максим перешел из Киева во Владимир в 1299 году. Митрополит св. Петр, родом из Галиции, существенно содействовал возвышению Москвы, когда перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву (1308-1325). Митрополит св. Алексий (1355-1377) родился в Москве, но он был сыном черниговского боярина, переселившегося в Москву. Живя в Москве, они, тем не менее, титулировались: “Митрополит Киевский и всея Руси”.
Впервые после политического обособления юго-западной от северной и северо-восточной Руси, когда Галиция, Волынь и Киевская область вошли в состав Литовско-Русского государства, вступившего потом в унию с Польшей, началось то развитие языка и общественной жизни, вследствие которого возникли три ветви русского народа – великороссы, малороссы и белорусы. Но и после политического обособления малороссы и белоруссы сознавали себя русскими и боролись против ополячения и окатоличевания за сохранение своей русскости и православия. Даже в XIX веке, когда галичане во время революции 1848 года организовали национальный Совет, они назвали его “Головна Руска Рада”. Когда Подкарпатская Русь была после первой мировой войны присоединена к Чехословакии, был произведен в ней референдум с целью выяснить, какой язык хотят иметь в школе карпатороссы. 82% карпатороссов пожелали русского языка, и только 18% подали голос за украинский язык. После присоединения части Малороссии к России в XVII веке украинский народ спустя короткое время так слился с остальными русскими, что в большинстве случаев только по фамилии или по месту рождения можно было догадаться, кто малоросс, кто великоросс, и кто белорус.
Все три ветви русского народа совместными усилиями выработали великую культуру, которая в конце XIX и начале XX века была на уровне западноевропейской культуры. Чтобы согласиться с этим, достаточно вспомнить русскую литературу, музыку, науку, инженерное искусство; после великих реформ Александра II русский суд был выше западноевропейского; высоко развилось земское и городское самоуправление; благолепие русского православного богослужения теперь стало известен всему миру. Русский литературный язык принадлежит к числу особенно высокоразвитых языков. Выработали его совместными усилиями и великороссы, и малороссы, и белорусы. Достаточно вспомнить имена Гоголя и Короленко, чтобы признать участие украинцев в том великом достижении.
Даже Шевченко писал свой дневник, не предназначенный для печатания, на общерусском литературном языке. Думая о России, украинцам следовало бы руководиться примером такого гения, как Гоголь. В своих произведениях Гоголь прекрасно изобразил привлекательные черты малороссов и природы Малороссии. Он страстно любил свою родину, но вместе с тем он любил весь русский народ, русский язык и Россию, как государство. Национальное сознание его было великодержавное русское. Интеллигентные малороссы творили в XIX веке великую культуру в неразрывной связи со всем русским народом, не отделяя себя от великороссов. Таковы, например, в области литературы Капнист, Гнедич (переводчик Илиады), Гоголь, Достоевский, Короленко, Мордовцев; в области философии Г.С. Сковорода, профессора Т.Ф. Осиповский, С.С. Гогоцкий, и особенно Юркевич, приглашенный из Киевского университета в Московский; в области других наук упомяну из множества видных ученых лишь несколько имен: историк Костомаров, лингвист Потебня, математик В.Г. Имшенецкий, зоолог А.О. Ковалевский, минералог В.И. Вернадский, сын его русский историк Г.В. Вернадский, геолог H.И. Андрусов, Данилевские, Петрушевские, Прокоповичи. В области живописи всем известный Лосенко, Левицкий, Боровиковский, Репин, гениальный Врубель, композиторы Березовский, Бортнянский, Ведель. В государственной деятельности – князь Александр Андреевич Безбородко в царствование Екатерины II и Павла I, граф Иван Васильевич Гудович, выдающийся полководец. Да разве всех перечислишь.
В состав подлинного национализма входит любовь к значительным событиям исторического прошлого народа. К великому прошлому Малороссии принадлежит множество событий и процессов, неразрывно связывающих ее с Россией. Блестящий Киевский период был, как установлено с абсолютной очевидностью, тем общим корнем, из которого вслед за ним выросли на западе украинская и на северо-востоке великорусская ветвь русского народа. Когда юго-западная Русь политически была обособлена от северной и северо-восточной Руси, украинцы и белорусы вели героическую борьбу за сохранение своей русскости и Православия, основывая братства (например, Львовское), школы, типографии. После соединения части Малороссии с Московским государством, которое вскоре стало Российской Империей, малороссийский народ вместе с великорусским создал величие Империи. Тяжелую борьбу приходилось вести русскому народу вместе с Малороссией против турок и крымских татар. В 1677-1681 годах происходила русско-турецкая война, в которой следует отметить два чигиринские похода.
Для защиты Малороссии в первом чигиринском походе 1677 г. участвовала русская армия из 32 тысяч бойцов и около 25 тысяч казаков с гетманом Самойловичем во главе. Во втором чигиринском походе в 1678 г. русская армия состояла из 50 000 и около 40 000 было казаков. По Бахчисарайскому мирному договору турки признали Левобережную Малороссию и Киев частью Русского государства. Особенно ясно обнаружилось отношение малороссов к России, когда шведская армия Карла XII вторглась на Украину. Мазепа изменил России, но за ним последовало менее 5 000 казаков, а остальное население осталось верным России, выдержало осаду Полтавы, боролось со шведами в составе русской армии, а также в партизанских отрядах.
Говоря о великом прошлом Украины, связывающем ее с великим прошлым России, на первый план нужно поставить воспоминание о первоклассной культуре, выработанной сообща всеми тремя ветвями русского народа во второй половине XIX века и в начале XX века. Если сепаратистам-украинцам удалось бы отделить Украину от России и образовать самостоятельное государство, культура Украины пострадала бы. Отрекшись от великой прошлой культуры, выработанной путем органической связи всех трех ветвей русского народа, шовинисты-украинцы достигли бы только ускоренного развития провинциальных особенностей своего языка и своего быта. Любовь к своему быту и наречию может и должна быть удовлетворена в форме федерации с остальными областями России, федерации такой, при которой единство культуры и великие задачи ее были бы сохранены.
В наше время появился и белорусский сепаратизм. О нем после рассмотрения украинского сепаратизма можно высказать очень кратко аналогичные соображения. Подобно украинскому, белорусский язык с его фонетическими и морфологическими особенностями стал развиваться в XIV-XVI веках, западные области русского народа были политически обособлены от восточных. Как и украинцы, белорусы все время боролись за свою русскость и за Православие против ополячивания и окатоличивания. Сознание того, что белорус есть русский, мне хорошо знакомо, потому, что я сам белорус, родившийся в Двинском уезде Витебской губернии в местечке Креславка на берегу западной Двины. Учась в Витебской гимназии, я, в возрасте двенадцати лет, читал только что появившуюся книгу “Витебская старина” (1883 г.). Из нее я узнал о нескольких веках борьбы белорусов за свою русскость и Православие. С тех пор мне стало ясно, что называние себя белорусом имеет географическое значение, а этнографически для белоруса естественно сознавать себя русским, гражданином России.
Николай ЛосскийВпервые опубликовано в 1958 году в журнале «Грани».
Никола́й Ону́фриевич Ло́сский - выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии. В 1922 году был выслан из России советским правительством. С 1922 по 1942 г. жил в Праге. С 1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии. С 1947 г. после переезда в США преподавал в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке в звании профессора. Умер Лосский в Париже 24 января 1965.