Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Политика » В НЕСТОРИАНСКОМ ХРАМЕ  
     
    В НЕСТОРИАНСКОМ ХРАМЕ
    Раздел: Политика
     
    Религиозная панорама столицы, чему посвящены ряд моих заметок, была бы неполной без несториан. 20 лет назад в Москве появился большой несторианский храм во имя Пресвятой Девы Марии (Мат Марьям). Кстати, на фотографии он кажется бо́льшим, чем на самом деле. Прежде чем описать свои впечатления от службы в храме, хотел бы немного коснуться истории и вероучения этой конфессии.

    В НЕСТОРИАНСКОМ ХРАМЕ


    Эта церковь (официальное ее название - Святая Апостольская Соборная Ассирийская церковь Востока) не относится ни к Православию, ни к католицизму, ни к протестантству, это четвертая ветвь христианства - древневосточная. Но и к семье древних Восточных церквей, к которым, в частности, относится Армянская, она тоже не относится. Стоит особняком. Интригующе. Как известно, Несторий, бывший в течение 3 лет Константинопольским Патриархом (428-431), был осужден на III Вселенском (Эфесском) Соборе (431) за свое ложное учение, согласно которому был человек по имени Исус, в Которого за его праведность вселился Сын Божий. В связи с таким взглядом Пресвятая Дева Мария считается у несториан не Богородицей, а Христородицей. Несмотря на свое осуждение, несторианство широко распространилось, особенно в Центральной и Средней Азии (здесь центром этой конфессии был Самарканд). Несторианские проповедники проникли даже в Китай и Японию. В конце 19-го века несторианский епископ и несколько клириков вместе со значительным числом прихожан были приняты в лоно РПЦ в сущем сане. В настоящее время число последователей Ассирийской церкви Востока составляет около 200 тысяч человек (больше всего в Ираке и Сирии; в России около 10 тысяч). В Москве их насчитывается около 2,5 тысяч человек. До строительства храма богослужения совершались на приставном престоле в храме Знамения у Рижского вокзала, а затем в помещении одного из крестильных храмов при входе на Ваганьковское кладбище. Что касается вероучения этой Церкви, то здесь много неясного. С одной стороны, Константинополь и Ватикан признают его полностью соответствующим постановлениям Халкидонского Собора, и эта Церковь изъяла из Литургии анафематизмы против Халкидонских Церквей, однако, Нестория она по-прежнему почитает святым. В храмах этой Церкви отсутствуют иконы; кресты без Распятий. Досадным моментом является особое учение о Евхаристии, которое утвердилось в этой церкви под влиянием протестантизма. На информационном стенде церковной ограды утверждалось, что эта Церковь «полностью согласна с Халкидонским Собором».

    В НЕСТОРИАНСКОМ ХРАМЕПерехожу теперь к впечатлениям от посещения богослужения в храме. Как я уже отметил, не было никаких изображений. Справа и слева от алтаря под бра горели две лампады – по-видимому, они несли чисто символическую нагрузку. Были и свечи; они горели на нескольких подсвечниках и на каноне софринского производства (Распятие с креста было убрано). Над алтарной частью изображение Креста в лучах. Пространство храма было заполнено до предела. Прихожане подходили к алтарной перегородке, в центре которой стоял аналой с крестом и каким-то покрывалом. Перекрестившись, они целовали их. Некоторые крестились и прикладывались троекратно. Кстати, крестились троеперстно, справа налево, вполне истово (также и священник). До начала службы за завесой были слышны слова молитв – видимо, это священнослужители готовились к совершению Литургии. За полчаса до ее начала вышел священник и стал делать краткие возгласы, на которые попеременно справа и слева от алтарной перегородки стали подхватывать мужской и женский хоры. Это было похоже на чтение акафиста нараспев или канона с запевами в нашей практике. Возможно, что здесь это было что-то похожее на утреню. Продолжалось это в течение получаса. Ровно в 10.30 завеса открылась и взору молящихся предстала следующая картина: престол, прислоненный к стене с 12-ю электрическими лампадками, крест над престолом, священник и четыре диакона в облачениях. В процессе службы священник неоднократно воздевал руки. Пели антифонно, т.е. попеременно, священнослужители и певцы, которые были уже на балконе (в белых одеждах с красными вышитыми крестами на груди). Теперь уже пение было не таким монотонным, как перед Литургией. Молящиеся сидели, справа – мужчины, слева – женщины, на лавках, как в костелах. В особо важные моменты все вставали. Все женщины были в платках, некоторые в брюках. Никто во время службы не разговаривал. О чем-то по ходу службы можно было догадываться. Например, о пении Трисвятого. Отрывок из пророка Исаии читался на русском языке, а Апостол и Евангелие сначала по-арамейски, затем по-русски. Перед чтением отрывка из Ветхого Завета и апостольского чтения диакон для получения благословения становился на колено, священник осенял его крестом. Прочитав Апостол, диакон сказал: «Хвала Господу и апостолу Павлу». Во время чтения Евангелия стояли со свечами два свещеносца (они были без стихарей). Евангелие читалось лицом к молящимся. Кстати, с бородой был только священник и один из диаконов (он был похож на оо. Александра Меня и Михаила Турчина). Очень просто было совершено то, что у нас называется Великим входом – перенос чаши с вином и хлеба на дискосе с жертвенника на престол. Священник истово совершал строго регламентированные действия, иногда это казалось несколько театральным. Шесть раз с земным поклоном целовал концы престола. Можно было догадаться, что прозвучал Символ веры. То, что у нас совершают в это время священники в алтаре – «целование мира» со словами «Христос посреди нас»-«И есть и будет» - здесь совершалось касанием сложенных рук друг друга – символическая «передача» благодати от священника младшим (детям, подросткам – чистым, безгрешным, как объяснила одна из прихожанок) и от них всем, кто находится в храме. Священник и некоторые молящиеся при этом целовали свои верхние пальцы сложенных рук и совершали дуновение. Одна маленькая девочка (видимо, дочь священника) это действие совершала, подходя к каждому молящемуся, что всех очень умиляло. В конце Литургии подключили фисгармонию. Перед причастием все молящиеся вслед за священником встали на колени. Священнослужители причащались за закрытой завесой. Перед этим священник долго стоял на коленях (возможно, что он читал в это время записки). Молящиеся в это время молча сидели. Затем раздалось довольно красивое пение под фисгармонию. Перед причастием была небольшая проповедь-беседа, в которой священник сказал о своем предстоящем отъезде в отпуск на родину в Ирак (сказал, что Литургии в это время не будет, но призвал всех приходить каждое воскресенье на молитву в храм, т.к. «нет ничего важнее, чем воскресный день»); о встрече их Патриарха с папой Римским; о том, что, к сожалению, христиан в Ираке и Сирии становится все меньше и «мы ничего не можем с этим сделать, только молиться, но вы все знаете, что нет ничего сильнее молитвы». Посетовал на то, что постепенно забывается родной язык, сказал, что трудно его сохранить, т.к. дети учатся в школах, смотрят телепередачи, общаются с друзьями на языке той страны, где они живут. Отметил, что в России наиболее комфортные условия для сохранения культуры отдельных народностей, этноса, чем в других странах, где ассимиляция кардинальная. Россию, по его словам, он очень любит, и любят его родные и знакомые, скучают по людям, по прихожанам. Непривычно было наблюдать темпераментную жестикуляцию священника с крестом в руках (сам он ассириец родом из Ирака). Затем все встали на колени, священник, воздев руку с крестом, кратко прочитал общую исповедь.

    В НЕСТОРИАНСКОМ ХРАМЕПодходя ко причастию (причастниками были все присутствовавшие в храме), каждый «умывался» фимиамом, воскурявшимся от подвешенного кадила. Каждому священник отламывал кусочек причастия – детям вкладывал в уста, а остальным давал в руку. Потом все подходили к диакону, который держал чашу, испивали из нее один раз. Священник особо отметил нескольких темнокожих гостей, так же, как и детям, вложил им в уста хлеб с дискоса, но перед этим что-то спросил у них, улыбался. Потом, после того как все причастились, он объяснил (чтобы людей не смущало), что это «свои» - болельщики, которые приехали на чемпионат по футболу. Утешил всех в связи с вчерашним проигрышем нашей (российской) команды от хорватов – «не всегда люди выигрывают, проигрывают тоже, главное, делать это достойно».

    Священник несколько раз отреагировал на незначительные помехи от своих маленьких детей, строго делал им замечания: «Если так ведут себя дети священника, то что говорить о других». При подходе ко кресту детей и некоторых прихожан целовал в голову. В общей сложности, все продолжалось два часа. Колокольного звона, почему-то не было.









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, идеология, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Наши друзья
     

    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru