Главная > Общество > ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА {T_LINK}

ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА


16-01-2011, 14:21. Разместил: Редакция
ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗАОткуда в России появился этот дедушка с белой бородой, который издавна поздравляет детей и взрослых с Новым годом и прозывается Дедом Морозом? История его появления скрыта, как принято говорить, за пеленой лет. Приоткроем ее.
Появился Дед Мороз давным-давно. Но поначалу это был просто символ, дух холода. В те времена люди не ждали от предка нынешнего Деда Мороза подарков, а дарили их ему сами! Более двух тысяч лет назад жители Севера в зимние ночи торжественно бросали за порог своих жилищ лепешки и мясо, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.
По другой версии Деда Мороза первыми придумали гунны: был у них такой бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. К его приходу в домах полагалось ставить елки, поскольку у гуннов ель издревле считалась священным деревом. Получается, что эта традиция еще более древняя.
Так ли это? Сейчас невозможно ответить однозначно на этот вопрос. Но не вызывает сомнения то, что в давние времена славяне, как и многие другие народы, верили: от бед и несчастий людей оберегают духи предков.

Давайте сделаем здесь небольшое отступление от основного повествования, чтобы уточнить, что в нашем языке издревле означало слово «дед» (а заодно и «баба», «бабка»). Так вот: означали эти слова — домовой, то есть, дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. Дедками, дзядами (это по-белорусски, а по-чешски dеdек, по-украински дідько и т. д.) славяне называли домашних божков, изображавших этих домовых. Слова эти очень-очень древние и свидетельствуют о большой, возможно, даже определяющей роли культа умерших предков в мировоззрении славян-язычников. Добрым духам предков посвящали первые и последние плоды при сборе урожая. Отсюда названия, например, снопов: в русском языке — баба, бабка, в украинском — дiд, дiдик. Для них готовили ритуальную пищу. Отсюда, кстати, и названия некоторых наших блюд. Люди верили, что духи предков могут воплотиться и в живых существ — бабочка (а по-польски babka, по-словенски babucka) и даже в тучи и облака: русское слово баба имело еще одно значение — мифическая облачная жена, приносящая живую воду, то есть дождь. По-чешски baby, а по-польски dziady — тучи.
Не правда ли, интересно? А вот еще кое-что из истории языка: все знают, что лопух или репейник называют дедком. И вот почему. Существовал обычай ставить символ доброго духа — сноп этого колючего растения у ворот или дверей избы, хлева, чтобы отогнать чужих, враждебных духов, нечистую силу, — не случайно репейник называется также чертополохом, чертогоном.

Ну вот, теперь понятно, что верования в деда — очень давняя традиция. А самый древний прообраз Деда Мороза, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это дед — защитник и символический глава рода, покойный предок, основной функцией которого являлась охрана потомков от бед и их воспитание. Славяне считали, что Мороз — один из общих предков всех семей, поэтому именно для этого предка имелась общая обрядность, несколько отличающаяся от ритуального почитания остальных предков. Почести
Деду Морозу воздавали не только в дни зимнего солнцестояния, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их. С приходом на Русь христианства этот день прозвали Пасхой усопших, так как отмечался он вскоре после церковной Пасхи. Предков звали обедать и выставляли пищу за окно или под стол. Большие деды, к которым относился и Дед Мороз, входили через дверь, а меньшие влетали через окно, поэтому во время такой ритуальной трапезы окна и двери раскрывались настежь. Во время этих кормлений Деда Мороза можно было попросить о чем-либо. Считалось, что, получив пишу и внимание со стороны живых, великий предок становился благодушен и помогал своим потомкам.

А чтобы он стал еще добрее, наши предки всячески старались умилостивить его. Для этого устраивались всякие ритуальные действа. Зимой это были колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски, изображающие духов. Духи стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения.

Смысл как раз и заключался в том, что участвовавшие в этом обрядовом действе изображали духов предков, которые получали награду за неустанную заботу о живущих. Среди колядующих обычно присутствовал один персонаж, одетый грознее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Он-то и назывался дедом.

Постепенно наш дед превратился в персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. В легендах древних славян существовали и другие персонажи — Зимник, Мороз Васильевич, или Дед, который правил зимой. Они, как и Мороз, представлялись в виде старика небольшого роста с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках.

Где они пройдут — там жди жестокой стужи. Хотя на привычного нам современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок — Морозко (он же в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Этот персонифицированный Дух Зимы — строгий, иногда сварливый, но всегда справедливый, — очень симпатичен нам. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. Называли сурового властителя Зимы и Дедом Трескуном, и Морозом Ёлкичом... В общем, у этого персонажа было много имен. Некогда, уже в более близкие к нам времена, называли дарителя и Дедушкой Николаем, и Старым Рупрехтом. Понятно, что здесь не обошлось без западных влияний. По поводу Старого Рупрехта стоит заметить, что этот персонаж пришел к нам на короткое время из немецких рождественских сказок во времена Петра. Прототипом же Дедушки Николая, или Санта Клауса, стал святой Николай Мирликийский, реальный человек, живший в третьем веке нашей эры в Византии. В России он больше известен как Николай Угодник и Николай Чудотворец. Почему Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого — 19 декабря — перед самым Рождеством. Ведь и в России в старые времена Рождество справляли еще до Нового года. По преданию, это был очень добрый человек. Рассказывают, что однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI в. церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира. В Средние века твердо установился обычай в Николин день — 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.
С приходом в Россию христианства не все языческие обычаи были забыты. И теперь уже на Рождество хозяин отворял дверь или окно и приглашал Мороза отведать кутьи, чтобы умилостивить его, и тогда хозяин зимы не побьет весной заморозком посевы.

Ну а святой Николай как даритель рождественских подарков стал известен в России приблизительно два века назад. Однако постепенно свое место у елки прочно занял наш Дед Мороз. При этом он из не очень-то покладистого персонажа, которым родители порой пугали детей, превратился в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего нам праздник. И поныне все, и детишки, и взрослые, знают, что живет Дед Мороз в лесу, дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает ее и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей.
Интересно, что аналога этому имени нет ни в одной другой стране мира, да и внешний вид нашего родного Деда Мороза отличается от западного Санта Клауса.

ОДЕЖДЫ ДЕДА МОРОЗА


Понятно, что костюм Деда Мороза в том виде, каким мы его привыкли видеть, тоже сложился не сразу. Прежде всего, необходимо уточнить, что сам по себе Дедушка в современном его виде — образ, как бы это сказать помягче, собирательный, эклектичный, сложившийся совсем не так давно, как мы себе это представляем. Ведь когда Петр ввел новое летосчисление и повелел праздновать Новый год, ни о каком Деде Морозе речи не было. Образ его постепенно выкристаллизовывался на основе древних поверий и легенд в течение почти целого XIX столетия. Прообразом его стал голландский «дед мороз» Синтерклаас. Его история начинается в XVII в., когда голландцы основались на Новых Землях. Сначала они изображали Синтерклааса в плаще. А уже к началу XIX в. рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 г. американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.
Но ведь наш Дед Мороз выглядел иначе! Появившись в России в конце XIX в., он был одет в синюю или белую шубу. Оба эти цвета указывали, что пришел он из суровых северных краев. Вот почему и сейчас можно встретить наших Дедушек в синих одеяниях, хотя уже в XX в. преобладающим цветом стал красный. Тем не менее, всем нам очевидно, что наш Дед Мороз, помимо того, что он лучше всех прочих, еще и достаточно сильно отличается от них.

Вот основные черты облика нашего Деда Мороза:
Борода густая и такие же волосы серебристо-белого цвета, что означает, помимо того, что наш Дедушка имеет преклонный возраст, еще и могущество, обещание справедливого воздаяния за хорошие и плохие дела. Мы верим, что именно этот старец принесет нам счастье, благополучие и богатство.
Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Эти детали, символизирующие чистоту, практически потерялись в современном костюме. Исполнители роли Деда Мороза предпочитают закрыть шею белым шарфом. На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы.
Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), расшитая серебром (восьмиконечные звезды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Понятно, что современные театральные костюмы не всегда соответствуют канонам.
Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка отделана лебединым пухом или белым мехом с треугольным вырезом на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал. Круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного. Увы, современные костюмы также далеко не всегда соответствуют этим канонам. И если замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы по понятным причинам вполне допустима, если отсутствие выреза на оторочке шапки тоже в конце концов не так бросается в глаза, то колпак Санта Клауса, да еще и с помпоном — это «вольности», которые значительно снижают па¬фос образа волшебного старца.
Варежки — трехпалые, белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Кстати, трехпалые варежки — символ троеперстия, коим принято креститься в православии.
Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив первоначальный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль...
Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Небольшой слегка скошенный каблук. В холодные дни Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Бе¬лый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «поддельного». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или черных сапогах! В крайнем случае, он постарается найти красные сапоги из реквизита какого-либо театра или обычные черные валенки.
Посох — хрустальный или серебряный «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белого цвета. Посох завершает лунница — стилизованное изображение месяца, или голова быка как символ вла-сти, плодородия и счастья. Эти знаки очень древние. Понятно, что в наши дни трудно встретить посох, соответствующий этим описаниям.
Мешок с подарками — более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
— Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. В последнее время Деда Мороза стали изображать едущим в санях, запряженных оленями. Выглядит красиво, но к нашему Деду Морозу олени никакого отношения не имеют.
— Кроме этого, Дед Мороз никогда не курит! У него нет трубки, как у некоторых из его западных коллег. Не носит он и очков, потому что зрение у него всегда отменное.

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ И АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА


Дед Мороз долгое время обходился без постоянного местожительства, пока наши добрые государственные мужи — московский и вологодский — не надумали поселить его в Великом Устюге. Почему именно в этом городе? Собственно, у того, кто хоть раз побывал в вологодских краях, такой вопрос вряд ли возникнет. Здесь настоящие сказочные леса, дивные озера, чудодейственные родники. Где же еще жить нашему волшебному Деду! Лучшей родины ему и не отыскать. К тому же древние и таинственные обряды, связанные с переменой времен года, совершались в этих краях еще в незапамятной дохристианской древности. Кстати, гипотезу об арктической прародине индоевропейских народов в последние годы активно развивают наши историки. Хотя впервые об этом задумались не в России, а в Индии.

Тамошние ученые выявили в древних мифах описание краев, напоминающих Заполярье. А кроме того, общность культурных истоков России и Индии подтверждается многочисленными этнографическими и культурными параллелями. Ну, например, сходство древних вологодских узоров и традиционных орнаментов Гуджарата, Ассама и других индийских штатов просто поразительно и не может быть объяснено простыми совпадениями. Ну а древнеиндийские поверья очень пригодились при попытках разобраться в смысле, заложенном во многих наших древнейших сказочных сюжетах. К примеру, в сказке про Крошечку-Хаврошечку умирающая мать вверяет девочку заботам коровы. А ведь небесная корова в древнеиндийских сказаниях символизирует образ Матери богов! При чем здесь Хаврошечка? — спросите вы. Дело в том, что отсюда уже рукой подать до разгадки прихода к нам и самого Деда Мороза.

Но для этого придется оглянуться на шесть тысяч лет назад. Главного бога тогдашнего пантеона индоевропейцев звали Варуна. Он почитался как Творец Вселенной, был Владыкой всех вод и небес, а стало быть, и космического океана. Звезды воспринимались тогда, как листья Всемирного дерева, которое Варуна держит корнями, обращенными вверх от земли. Повелевал Варуна и душами людей, посылая их с утренней росой на землю, где они обретали телесную оболочку. Он был Владыкой жизни и смерти, и Правителем мира предков.
В те далекие времена люди делили год не на четыре времени, а только на три. Весна означала зарождение жизни, лето — зрелость, а зима — угасание. Варуна правил всегда, но особенно велика была его власть зимой. Уверовать в это индоевропейцам помогали и уникальные физические свойства воды, которая повиновалась главному божеству. Только зимой это удивительное вещество предстает и твердым в виде льда, и кристалликами инея и снега, и газообразным в морозной дымке над речной прорубью.

Изменение климата в конце концов вынудило индоевропейцев искать счастья в других краях. С ходом столетий они заговорили на разных языках, и Варуна получил много новых имен. У славян он звался Род, что понималось как «поддерживающий существование жизни на земле», Сварог, что означало «небесный». Называли его и Трояном, то есть трехликим. Божество, как и встарь, было единым, но для каждого времени года у него появилось свое имя. Весной правил Троян, летом Купала, а зимой — просто Дед! О том, что означало это слово в древности, мы уже говорили выше — так называли умершего предка, покровителя рода. Вот от него и ведет свою родословную добрый Дедушка Мороз, оказавшийся в прекрасном городе Великий Устюг.

А вот адрес, по которому каждый может написать письмо нашему, настоящему, Деду Морозу:

162340 Россия,
Вологодская обл.,
г. Великий Устюг,
Деду Морозу


О СНЕГУРОЧКЕ


Теперь несколько слов о Снегурочке, без которой невозможно представить себе наш новогодний праздник. Внучка стала сопро-вождать Дедушку Мороза тоже далеко не сразу. Появление Снегурочки восходит к древнейшим русским фольклорным традициям. В прекрасной сказке, знакомой всем нам с детства, сделанная из снега Снегурка тает, прыгнув вслед за подругами через летний костер на празднике Ивана Купалы. Этот древний сюжет приводит нас к глубинным народным представлениям о смене времен года. На его основе А.Н. Островский написал в 1873 г. прекрасную сказку «Снегурочка». А через несколько лет, благодаря одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова, имевшей громадный успех, сказочный персонаж получает широкую известность, органично соединившись с формирующимся тогда же образом Деда Мороза. Премьера оперы состоялась 29 января 1882 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Сколько сказочного очарования даже в именах ее героев: Весна, Снегурочка, Берендей, Лель, Дед Мороз!.. Триумфальное начало сценической судьбы «Снегурочки» связано с московской сценой Частной оперы СИ. Мамонтова, где 8 октября 1885 г. опера была поставлена и очень понравилась П.И.Чайковскому. С этих пор и Дед Мороз, и Снегурочка, ставшая внучкой Дедушки, — непременные персонажи стихов и картинок о Зиме, участники рождественских и новогодних детских праздников.
В пьесе А.Н. Островского Снегурочка произносит такие слова: «У матери Весны возьму немножечко сердечного тепла...» Можно, конечно, попробовать разобраться в родственных связях наших сказочных персонажей, попробовать представить, что Весна — это дочь Деда Мороза, Снегурочка — внучка... Но, право, это ведь никому не нужно. Они — наши, и никому в голову не придет выяснять, а кто же муж Весны и папа Снегурочки.
Намного важнее то, что Снегурочка всегда молода, необычайно красива, немного грустна... Но при этом она — самый милый персонаж новогодних праздников. И главное, что и мы, и наши дети с нетерпением ждем встреч и со Снегурочкой, и с ее добрым Дедушкой Морозом и верим в то, что они могут творить чудеса и исполнять наши самые сокровенные желания. Пусть ко всем нам в каждую сказочную ночь приходят волшебник Мороз со своей внучкой, одетой в белые одежды в восьмилучевом венце, шитом серебром и жемчугом, и приносят нам удачу на весь следующий год!
И еще. Наша Снегурочка — уникальный персонаж. Ни один из зарубежных собратьев Деда Мороза не имеет такого милого сопровождения. Даже у близких нам по духу западных славян Дед Мороз появляется один. Только голландский Синтерклаас прибывает к ребятам вместе с вымазанным сажей маленьким Черным Питом.
Но это, как говорится, совсем другая песня.

Вернуться назад