Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Общество » ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА  
     
    ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА
    Раздел: Общество
     
    ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗАОткуда в России появился этот дедушка с белой бородой, который издавна поздравляет детей и взрослых с Новым годом и прозывается Дедом Морозом? История его появления скрыта, как принято говорить, за пеленой лет. Приоткроем ее.
    Появился Дед Мороз давным-давно. Но поначалу это был просто символ, дух холода. В те времена люди не ждали от предка нынешнего Деда Мороза подарков, а дарили их ему сами! Более двух тысяч лет назад жители Севера в зимние ночи торжественно бросали за порог своих жилищ лепешки и мясо, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.
    По другой версии Деда Мороза первыми придумали гунны: был у них такой бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. К его приходу в домах полагалось ставить елки, поскольку у гуннов ель издревле считалась священным деревом. Получается, что эта традиция еще более древняя.
    Так ли это? Сейчас невозможно ответить однозначно на этот вопрос. Но не вызывает сомнения то, что в давние времена славяне, как и многие другие народы, верили: от бед и несчастий людей оберегают духи предков.

    Давайте сделаем здесь небольшое отступление от основного повествования, чтобы уточнить, что в нашем языке издревле означало слово «дед» (а заодно и «баба», «бабка»). Так вот: означали эти слова — домовой, то есть, дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. Дедками, дзядами (это по-белорусски, а по-чешски dеdек, по-украински дідько и т. д.) славяне называли домашних божков, изображавших этих домовых. Слова эти очень-очень древние и свидетельствуют о большой, возможно, даже определяющей роли культа умерших предков в мировоззрении славян-язычников. Добрым духам предков посвящали первые и последние плоды при сборе урожая. Отсюда названия, например, снопов: в русском языке — баба, бабка, в украинском — дiд, дiдик. Для них готовили ритуальную пищу. Отсюда, кстати, и названия некоторых наших блюд. Люди верили, что духи предков могут воплотиться и в живых существ — бабочка (а по-польски babka, по-словенски babucka) и даже в тучи и облака: русское слово баба имело еще одно значение — мифическая облачная жена, приносящая живую воду, то есть дождь. По-чешски baby, а по-польски dziady — тучи.
    Не правда ли, интересно? А вот еще кое-что из истории языка: все знают, что лопух или репейник называют дедком. И вот почему. Существовал обычай ставить символ доброго духа — сноп этого колючего растения у ворот или дверей избы, хлева, чтобы отогнать чужих, враждебных духов, нечистую силу, — не случайно репейник называется также чертополохом, чертогоном.

    Ну вот, теперь понятно, что верования в деда — очень давняя традиция. А самый древний прообраз Деда Мороза, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это дед — защитник и символический глава рода, покойный предок, основной функцией которого являлась охрана потомков от бед и их воспитание. Славяне считали, что Мороз — один из общих предков всех семей, поэтому именно для этого предка имелась общая обрядность, несколько отличающаяся от ритуального почитания остальных предков. Почести
    Деду Морозу воздавали не только в дни зимнего солнцестояния, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их. С приходом на Русь христианства этот день прозвали Пасхой усопших, так как отмечался он вскоре после церковной Пасхи. Предков звали обедать и выставляли пищу за окно или под стол. Большие деды, к которым относился и Дед Мороз, входили через дверь, а меньшие влетали через окно, поэтому во время такой ритуальной трапезы окна и двери раскрывались настежь. Во время этих кормлений Деда Мороза можно было попросить о чем-либо. Считалось, что, получив пишу и внимание со стороны живых, великий предок становился благодушен и помогал своим потомкам.

    А чтобы он стал еще добрее, наши предки всячески старались умилостивить его. Для этого устраивались всякие ритуальные действа. Зимой это были колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски, изображающие духов. Духи стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения.

    Смысл как раз и заключался в том, что участвовавшие в этом обрядовом действе изображали духов предков, которые получали награду за неустанную заботу о живущих. Среди колядующих обычно присутствовал один персонаж, одетый грознее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Он-то и назывался дедом.

    Постепенно наш дед превратился в персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. В легендах древних славян существовали и другие персонажи — Зимник, Мороз Васильевич, или Дед, который правил зимой. Они, как и Мороз, представлялись в виде старика небольшого роста с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках.

    Где они пройдут — там жди жестокой стужи. Хотя на привычного нам современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок — Морозко (он же в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Этот персонифицированный Дух Зимы — строгий, иногда сварливый, но всегда справедливый, — очень симпатичен нам. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. Называли сурового властителя Зимы и Дедом Трескуном, и Морозом Ёлкичом... В общем, у этого персонажа было много имен. Некогда, уже в более близкие к нам времена, называли дарителя и Дедушкой Николаем, и Старым Рупрехтом. Понятно, что здесь не обошлось без западных влияний. По поводу Старого Рупрехта стоит заметить, что этот персонаж пришел к нам на короткое время из немецких рождественских сказок во времена Петра. Прототипом же Дедушки Николая, или Санта Клауса, стал святой Николай Мирликийский, реальный человек, живший в третьем веке нашей эры в Византии. В России он больше известен как Николай Угодник и Николай Чудотворец. Почему Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого — 19 декабря — перед самым Рождеством. Ведь и в России в старые времена Рождество справляли еще до Нового года. По преданию, это был очень добрый человек. Рассказывают, что однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI в. церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира. В Средние века твердо установился обычай в Николин день — 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.
    С приходом в Россию христианства не все языческие обычаи были забыты. И теперь уже на Рождество хозяин отворял дверь или окно и приглашал Мороза отведать кутьи, чтобы умилостивить его, и тогда хозяин зимы не побьет весной заморозком посевы.

    Ну а святой Николай как даритель рождественских подарков стал известен в России приблизительно два века назад. Однако постепенно свое место у елки прочно занял наш Дед Мороз. При этом он из не очень-то покладистого персонажа, которым родители порой пугали детей, превратился в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего нам праздник. И поныне все, и детишки, и взрослые, знают, что живет Дед Мороз в лесу, дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает ее и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей.
    Интересно, что аналога этому имени нет ни в одной другой стране мира, да и внешний вид нашего родного Деда Мороза отличается от западного Санта Клауса.

    ОДЕЖДЫ ДЕДА МОРОЗА


    Понятно, что костюм Деда Мороза в том виде, каким мы его привыкли видеть, тоже сложился не сразу. Прежде всего, необходимо уточнить, что сам по себе Дедушка в современном его виде — образ, как бы это сказать помягче, собирательный, эклектичный, сложившийся совсем не так давно, как мы себе это представляем. Ведь когда Петр ввел новое летосчисление и повелел праздновать Новый год, ни о каком Деде Морозе речи не было. Образ его постепенно выкристаллизовывался на основе древних поверий и легенд в течение почти целого XIX столетия. Прообразом его стал голландский «дед мороз» Синтерклаас. Его история начинается в XVII в., когда голландцы основались на Новых Землях. Сначала они изображали Синтерклааса в плаще. А уже к началу XIX в. рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 г. американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.
    Но ведь наш Дед Мороз выглядел иначе! Появившись в России в конце XIX в., он был одет в синюю или белую шубу. Оба эти цвета указывали, что пришел он из суровых северных краев. Вот почему и сейчас можно встретить наших Дедушек в синих одеяниях, хотя уже в XX в. преобладающим цветом стал красный. Тем не менее, всем нам очевидно, что наш Дед Мороз, помимо того, что он лучше всех прочих, еще и достаточно сильно отличается от них.

    Вот основные черты облика нашего Деда Мороза:
    Борода густая и такие же волосы серебристо-белого цвета, что означает, помимо того, что наш Дедушка имеет преклонный возраст, еще и могущество, обещание справедливого воздаяния за хорошие и плохие дела. Мы верим, что именно этот старец принесет нам счастье, благополучие и богатство.
    Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Эти детали, символизирующие чистоту, практически потерялись в современном костюме. Исполнители роли Деда Мороза предпочитают закрыть шею белым шарфом. На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы.
    Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), расшитая серебром (восьмиконечные звезды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Понятно, что современные театральные костюмы не всегда соответствуют канонам.
    Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка отделана лебединым пухом или белым мехом с треугольным вырезом на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал. Круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного. Увы, современные костюмы также далеко не всегда соответствуют этим канонам. И если замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы по понятным причинам вполне допустима, если отсутствие выреза на оторочке шапки тоже в конце концов не так бросается в глаза, то колпак Санта Клауса, да еще и с помпоном — это «вольности», которые значительно снижают па¬фос образа волшебного старца.
    Варежки — трехпалые, белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Кстати, трехпалые варежки — символ троеперстия, коим принято креститься в православии.
    Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив первоначальный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль...
    Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Небольшой слегка скошенный каблук. В холодные дни Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Бе¬лый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «поддельного». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или черных сапогах! В крайнем случае, он постарается найти красные сапоги из реквизита какого-либо театра или обычные черные валенки.
    Посох — хрустальный или серебряный «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белого цвета. Посох завершает лунница — стилизованное изображение месяца, или голова быка как символ вла-сти, плодородия и счастья. Эти знаки очень древние. Понятно, что в наши дни трудно встретить посох, соответствующий этим описаниям.
    Мешок с подарками — более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
    — Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. В последнее время Деда Мороза стали изображать едущим в санях, запряженных оленями. Выглядит красиво, но к нашему Деду Морозу олени никакого отношения не имеют.
    — Кроме этого, Дед Мороз никогда не курит! У него нет трубки, как у некоторых из его западных коллег. Не носит он и очков, потому что зрение у него всегда отменное.

    ВЕЛИКИЙ УСТЮГ И АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА


    Дед Мороз долгое время обходился без постоянного местожительства, пока наши добрые государственные мужи — московский и вологодский — не надумали поселить его в Великом Устюге. Почему именно в этом городе? Собственно, у того, кто хоть раз побывал в вологодских краях, такой вопрос вряд ли возникнет. Здесь настоящие сказочные леса, дивные озера, чудодейственные родники. Где же еще жить нашему волшебному Деду! Лучшей родины ему и не отыскать. К тому же древние и таинственные обряды, связанные с переменой времен года, совершались в этих краях еще в незапамятной дохристианской древности. Кстати, гипотезу об арктической прародине индоевропейских народов в последние годы активно развивают наши историки. Хотя впервые об этом задумались не в России, а в Индии.

    Тамошние ученые выявили в древних мифах описание краев, напоминающих Заполярье. А кроме того, общность культурных истоков России и Индии подтверждается многочисленными этнографическими и культурными параллелями. Ну, например, сходство древних вологодских узоров и традиционных орнаментов Гуджарата, Ассама и других индийских штатов просто поразительно и не может быть объяснено простыми совпадениями. Ну а древнеиндийские поверья очень пригодились при попытках разобраться в смысле, заложенном во многих наших древнейших сказочных сюжетах. К примеру, в сказке про Крошечку-Хаврошечку умирающая мать вверяет девочку заботам коровы. А ведь небесная корова в древнеиндийских сказаниях символизирует образ Матери богов! При чем здесь Хаврошечка? — спросите вы. Дело в том, что отсюда уже рукой подать до разгадки прихода к нам и самого Деда Мороза.

    Но для этого придется оглянуться на шесть тысяч лет назад. Главного бога тогдашнего пантеона индоевропейцев звали Варуна. Он почитался как Творец Вселенной, был Владыкой всех вод и небес, а стало быть, и космического океана. Звезды воспринимались тогда, как листья Всемирного дерева, которое Варуна держит корнями, обращенными вверх от земли. Повелевал Варуна и душами людей, посылая их с утренней росой на землю, где они обретали телесную оболочку. Он был Владыкой жизни и смерти, и Правителем мира предков.
    В те далекие времена люди делили год не на четыре времени, а только на три. Весна означала зарождение жизни, лето — зрелость, а зима — угасание. Варуна правил всегда, но особенно велика была его власть зимой. Уверовать в это индоевропейцам помогали и уникальные физические свойства воды, которая повиновалась главному божеству. Только зимой это удивительное вещество предстает и твердым в виде льда, и кристалликами инея и снега, и газообразным в морозной дымке над речной прорубью.

    Изменение климата в конце концов вынудило индоевропейцев искать счастья в других краях. С ходом столетий они заговорили на разных языках, и Варуна получил много новых имен. У славян он звался Род, что понималось как «поддерживающий существование жизни на земле», Сварог, что означало «небесный». Называли его и Трояном, то есть трехликим. Божество, как и встарь, было единым, но для каждого времени года у него появилось свое имя. Весной правил Троян, летом Купала, а зимой — просто Дед! О том, что означало это слово в древности, мы уже говорили выше — так называли умершего предка, покровителя рода. Вот от него и ведет свою родословную добрый Дедушка Мороз, оказавшийся в прекрасном городе Великий Устюг.

    А вот адрес, по которому каждый может написать письмо нашему, настоящему, Деду Морозу:

    162340 Россия,
    Вологодская обл.,
    г. Великий Устюг,
    Деду Морозу


    О СНЕГУРОЧКЕ


    Теперь несколько слов о Снегурочке, без которой невозможно представить себе наш новогодний праздник. Внучка стала сопро-вождать Дедушку Мороза тоже далеко не сразу. Появление Снегурочки восходит к древнейшим русским фольклорным традициям. В прекрасной сказке, знакомой всем нам с детства, сделанная из снега Снегурка тает, прыгнув вслед за подругами через летний костер на празднике Ивана Купалы. Этот древний сюжет приводит нас к глубинным народным представлениям о смене времен года. На его основе А.Н. Островский написал в 1873 г. прекрасную сказку «Снегурочка». А через несколько лет, благодаря одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова, имевшей громадный успех, сказочный персонаж получает широкую известность, органично соединившись с формирующимся тогда же образом Деда Мороза. Премьера оперы состоялась 29 января 1882 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Сколько сказочного очарования даже в именах ее героев: Весна, Снегурочка, Берендей, Лель, Дед Мороз!.. Триумфальное начало сценической судьбы «Снегурочки» связано с московской сценой Частной оперы СИ. Мамонтова, где 8 октября 1885 г. опера была поставлена и очень понравилась П.И.Чайковскому. С этих пор и Дед Мороз, и Снегурочка, ставшая внучкой Дедушки, — непременные персонажи стихов и картинок о Зиме, участники рождественских и новогодних детских праздников.
    В пьесе А.Н. Островского Снегурочка произносит такие слова: «У матери Весны возьму немножечко сердечного тепла...» Можно, конечно, попробовать разобраться в родственных связях наших сказочных персонажей, попробовать представить, что Весна — это дочь Деда Мороза, Снегурочка — внучка... Но, право, это ведь никому не нужно. Они — наши, и никому в голову не придет выяснять, а кто же муж Весны и папа Снегурочки.
    Намного важнее то, что Снегурочка всегда молода, необычайно красива, немного грустна... Но при этом она — самый милый персонаж новогодних праздников. И главное, что и мы, и наши дети с нетерпением ждем встреч и со Снегурочкой, и с ее добрым Дедушкой Морозом и верим в то, что они могут творить чудеса и исполнять наши самые сокровенные желания. Пусть ко всем нам в каждую сказочную ночь приходят волшебник Мороз со своей внучкой, одетой в белые одежды в восьмилучевом венце, шитом серебром и жемчугом, и приносят нам удачу на весь следующий год!
    И еще. Наша Снегурочка — уникальный персонаж. Ни один из зарубежных собратьев Деда Мороза не имеет такого милого сопровождения. Даже у близких нам по духу западных славян Дед Мороз появляется один. Только голландский Синтерклаас прибывает к ребятам вместе с вымазанным сажей маленьким Черным Питом.
    Но это, как говорится, совсем другая песня.









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, революция, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Сентябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru