Главная > Политика > НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ОТ ИЛЛЮЗИИ К ЖИЗНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ {T_LINK}

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ОТ ИЛЛЮЗИИ К ЖИЗНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ


27-10-2011, 20:03. Разместил: Редакция
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ОТ ИЛЛЮЗИИ К ЖИЗНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИПодгорный Владимир Васильевич, кандидат наук по государственному управлению, доцент кафедры экономики предприятия Донецкого государственного университета управления

 

С момента обретения независимости Украина вступила на путь радикальных рыночных преобразований. Однако практика последующих лет показала, что добиться по-настоящему значимых результатов общественно-экономических преобразований так и не удалось. Это связано, прежде всего, с отсутствием чёткой позиции в вопросе выбора ценностных приоритетов развития. От того, на какие ценности общество опирается в своей повседневной деятельности, напрямую зависит качество жизни в стране. Хотим мы это принимать или нет, но жизнь показывает нам, что это именно так. Ведь жизненные ценности оптимизируют поведение общества, позволяют извлекать максимум пользы в процессе жизнедеятельности. Вся совокупность ценностей (идей) воплощена в общественной идеологии, реализация которой и позволяет формировать менталитет людей, являющийся объединяющим началом в деле созидания любого общества.

 

Вместе с тем, в современном обществе широко распространено мнение о существовании некой национальной идеи, реализация которой должна привести к консолидации общества и социальному благополучию. В этой связи встаёт вопрос о соотношении национальной идеи и общественной идеологии, их роли в общественном развитии, принципах, функциях и методах реализации.

 

Считается, что одной из главных причин неудач в строительстве социально благополучной жизни в нашей стране является реально существующий раскол на запад и восток. В свою очередь, причина последнего состоит в отсутствии объединяющей общество национальной идеи. Вера в её существование настолько же велика, как велика реальность полного отсутствия вероятности того, что она существует в действительности.

 

Разве можно говорить о „национальной идее” в многонациональной стране, да ещё к тому же и многоконфессиональной? Такая постановка задачи работает на разрушение страны, ибо и в сознании, и в подсознании людей неизбежно возникает вопрос: „Идея какой национальности будет определяющей для всех?”. Попытки увильнуть от ответа на этот вопрос рассуждениями о том, что „так принято”, что „имеется в виду не национальность, а государство” и т.п., удовлетворения у людей не вызывают.

 

Уж если принимать в качестве сущности национальной идеи её направленность на самоидентификацию и самоопределение нации, то для нашего общества эта проблема уже решена. Украина де-юре и де-факто состоялась как суверенная независимая страна, которая реально существует на карте мира и в мировом сообществе. Национальная идея с этой точки зрения получила своё реальное воплощение. Следовательно, попытки найти национальную идею, имеющую другую сущность, не имеют под собой никакого реального основания. Это утопия.

 

„Раз мы признаем,  пишет В.С. Соловьев,  существенное и реальное единство человеческого рода… раз мы признаем это субстанциональное единство, мы должны рассматривать человечество в целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения, очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию во вселенской жизни,  вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога”.

 

Вместе с тем все двадцать лет существования независимой Украины ведутся ожесточённые споры о содержании национальной идеи, её значении для развития молодого государства. Несмотря на полное отсутствие результатов многочисленных дискуссий и интеллектуальных поисков по этому поводу, эта виртуальная национальная идея продолжает владеть умами и сердцами людей, упорно пытающихся найти хоть какой-либо намёк на наличие этой самой идеи в нашей жизни.

 

В общем виде всю совокупность существующих общепризнанных подходов к определению национальной идеи можно свести к следующим:

 

1. Консолидирующая идея граждан, которые её разделяют и придают самоидентификационный смысл.

2. Идея конкретной нации.

3. Индивидуальная особенность национального организма и сознания.

4. Национальный идеал и миссия бытия.

5. Национальное благо и условия его реализации.

 

Отсюда следует, что назначение национальной идеи напрямую связано с жизнедеятельностью исторически сложившейся устойчивой этнической общности людей, основанной на общности языка, территории, экономической жизни, культуры, т.е. с жизнью конкретной нации. Это в своё время послужило основанием для появления понятия „титульной нации”, как доминирующей этнической группы, язык и культура которой становятся основой для образовательной системы страны. А наличие такой этнической группы определяет название данного государства.

 

Сам факт выделения титульной нации означает её противопоставление национальным меньшинствам и этническим диаспорам, проживающим на одной территории с представителями титульной нации. Более того, национальные меньшинства и этнические диаспоры должны демонстрировать свою лояльность по отношению к государству титульной нации, что указывает на силу государства. Такое доминирование распространяется и на экономические отношения, в частности, отношения собственности. Считается, что большая часть национального богатства должна принадлежать именно представителям титульной нации, а не какой-либо другой.

 

С точки зрения представителей украинских националистов современная национальная идея состоит в очень коротком девизе: „Свій до свого по своє”, то есть она включает защиту всего национального. При этом интересы других национальностей в учёт не принимаются, в лучшем случае, это делается на словах в популистских целях. Всё это является благодатной почвой для различного рода противоречий на национальной почве, что уже само по себе создаёт предпосылки для роста социальной напряжённости в обществе, которая и приводит к его расколу, в первую очередь, по национальному и ментальному признакам.

 

Говоря о титульном статусе нации, следует отметить, что такое положение в сфере межнациональных отношений на одной территории имеет право на существование. Более того, оно обосновано объективной необходимостью в таком выделении с точки зрения идентификации страны в международном сообществе. Однако справедливости ради следует подчеркнуть, что быть по-настоящему, а не в понимании националистов, титульной нацией – занятие не из лёгких. В обществе должна выделиться нация-лидер, которая своим примером самоотверженного созидания жизни должна вдохновлять представителей других национальностей на внесение своего посильного вклада в построение социального благополучия в стране. Именно это и придаёт представителям других национальностей ощущение жизни в родных стенах и сопричастности ко всему происходящему.

 

Поэтому доминирование, которое предполагает статус титульной нации, несёт в себе груз большой ответственности перед национальными меньшинствами и национальными диаспорами за социальное благополучие людей, их образующих. Ведь экономические успехи страны мировое сообщество будет воспринимать как успехи, прежде всего, представителей титульной нации, наличие которой и закреплено в названии страны. Равно как и провалы в общественном развитии будут отнесены также на счёт всё той же титульной нации. По большому счёту титульная нация и несёт на себе весь груз моральных издержек социально-экономической трансформации общества, частью которого она является сама. А это, согласитесь, весьма неблагодарное занятие в условиях несовершенного мира, в котором господствуют деньги и связанная с неправильным отношением к ним моральная деградация общества. Так что здесь нужно очень хорошо подумать, а стоит ли так бездумно стремиться к статусу титульной нации, чтобы подчеркнуть своё преимущество над остальными нациями, как хозяина страны, которая является единым домом для проживающих на этой же территории представителей различных национальностей.

 

„А зачем же тогда вообще в мире существует деление на нации?” – возразят некоторые. Национальная самоидентификация и самоопределение является важнейшим условием конкурентоспособности страны и социального благополучия её населения. Ведь именно с обособления на отдельной территории групп по этническому признаку и начиналось в своё время формирование современных обществ и государств. Именно в этом и состоит сущность закона целостности и роли призвания каждой нации в реализации этого закона. В формулировке В.С.Соловьева он звучит так: „Призвание, или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа – индивида или нации – и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, – эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места”.

 

Принцип целостности предписывает части целого, с одной стороны, быть равнозначной целому, но, с другой стороны, знать свое место в этом целом. С одной стороны, призвание – это задание, стоящее перед нацией, но которое имеет значение для всего общества. С другой стороны, призвание – ограничено пределами своей нации, и навязывать его другим нациям, на танках или в подарочных упаковках, значит обрекать другие нации на неисполнение их собственного призвания. Именно исполнение нацией своего призвания во многом способствует росту конкурентоспособности страны и благополучию всего общества.

 

Вопреки общепринятому мнению сейчас ни язык, ни культура не являются в государстве в достаточной степени мобилизующими силами. Всё это можно наблюдать воочию не только в нашей стране, но и в других странах с более высоким уровнем социального благополучия. Несмотря на деградацию моральных устоев, низкий уровень жизни, политическую и экономическую нестабильность, разницу в понимании путей достижения экономического успеха, в нашей стране имеет место общее стремление некоторой части граждан к справедливости, порядочности, благосостоянию, политическим, экономическим и социальным успехам, то есть конкурентоспособности страны. Но как обеспечить всеобщность этого стремления? И что при этом является объединяющим началом?

 

Поиск ответа на эти вопросы необходимо начинать с Библии. „…Каковы мысли в душе его (человека), таков и он…” – провозглашается в книге Притч, 23:7. В мыслях находит своё отражение мировосприятие, образ мышления, духовная настроенность, т.е. менталитет, присущие как отдельному человеку, так и обществу в целом. Библия даёт чёткое указание на единомыслие, как важнейшее условие достижения жизненного успеха: „…Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны…” (Послание к филиппийцам 2:2). С этой формулой успеха общего дела трудно не согласиться.

 

Необходимость единства в мышлении и действиях для общества хорошо выразил в своей известной басне И. А. Крылов „Лебедь, Щука и Рак”:

 

„Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука”.

„…Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там”.

 

Эти слова очень точно отображают сегодняшнюю ситуацию, в которой оказалась Украина после двадцатилетнего блуждания „по пустыне” в поисках социального благополучия. Балансирование между Западом и Россией поставило страну на грань самоликвидации под давлением внешних и внутренних обстоятельств. Но почему нужно копировать чужую модель общественного развития вместо того, чтобы созидать свою, украинскую?

 

Ответ на этот вопрос достаточно прост. А украинской модели развития просто нет. Потому что нет того настоящего, подлинно национального украинского менталитета, который бы позволил быть нам адекватными в стремительно меняющейся жизни, созидать эффективную экономику инновационного уклада и социально благополучную жизнь. Вместо него мы имеем целый букет извращённых религией, коммунизмом, национализмом, либерализмом и другим идейным мусором мировоззренческих установок, воплощённых в идеологиях огромного количества разнообразных политический партий и движений. Отсюда вытекает навязчивое и весьма уродливое желание быть европейцами, пусть в дырявых штанах и рваных носках, но европейцами. Ведь, став членами Евросоюза, как наивно полагают многие, мы автоматически станем социально благополучной страной. Но такого в жизни не бывает. Нищий потому и нищий, что он мыслит как бесправный и безвольный человек. Как человек мыслит, так он и живёт. Сколько денег не дай нищему, он таким и останется. Социально благополучным человеком, в жизни которого царит гармония духовного и материального, может стать только человек, имеющий соответствующее менталитет и мышление, которые и определяют его образ жизни и поведение.

 

К сожалению, переход Украины от административно-командной экономики к рыночной не повлёк за собой формирование идеологической установки, которая бы способствовала адаптации человека и обеспечению развития общества в изменившихся условиях жизни. А ведь именно с этого и начинается социально-экономический успех любой страны. Сначала должны перестроиться мозги, измениться мышление и менталитет, а уже потом можно ожидать „украинского прорыва” и „украинского чуда”, о котором так любят говорить политики, не имея представления о том, как это должно произойти на практике.

 

На современном этапе развития нашего общества менталитет продолжает играть свою важнейшую роль, как вмонтированного в социум регулятора экономических, политических и культурных событий. Жизненный успех, порождаемый с помощью менталитета, не возникает сам по себе. Менталитет является частью системы идейно-нравственных приоритетов или цепочки ценностей, которые и объединены в общественную идеологию. Последняя имеет прикладное значение для жизнедеятельности общества, поскольку находит своё выражение в системе государственного регулирования экономики в качестве гуманитарной политики, реализация которой направлена на регулирование соответствующей сферы жизнедеятельности общества.

 

Гуманитарная сфера генерирует информацию через духовные представления общества, культуру и искусство, науку, деятельность СМИ, образование. Воспроизводимая информация в совокупности средств её производства, обработки и хранения, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на мировоззрение и менталитет общества, способствует формированию его идеологии и культуры. Поэтому одним из главных стратегических направлений деятельности государства является обеспечение регулирующего влияния на гуманитарную сферу.

 

В условиях современного экономического развития перед государством и обществом всё чаще встаёт вопрос о необходимости иметь сильную, продуманную общественную идеологию. Жизнь показывает, что общественная идеология является одним из важнейших факторов экономического роста. И это естественно, так как в практическом смысле идеология по своей сути представляет собой способ коллективного отражения экономической действительности и инструмент деятельного её изменения.

К сожалению, за годы независимости на Украине так и не дошло дело до разработки концептуальной модели общественной идеологии. Роль идеологии в общественном развитии незаслуженно обделена вниманием отечественными политиками и экономистами либерального толка. В то же время наличие в арсенале действенной общественной идеологии могло бы обеспечить успех государству в реформировании украинской экономики.

 

Сегодня украинские учёные и политики озабочены поиском национальной идеи. Однако жизнь общества является достаточно разносторонней и динамично меняющейся, для того чтобы на неё можно было радикально повлиять посредством реализации какой-либо одной, пусть даже самой гениальной идеи, касающейся общественного развития. Представляется, что для реального реформирования экономики необходимо иметь не одну идею, а целостную систему идей, направленных на решение конкретных задач социальной значимости. Такая система должна задавать целевые и нормативные рамки функционирования и развития общества. Другими словами необходимо создать общественную идеологию, направленную на обеспечение социально-экономического преобразования Украины.

 

Общественная идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов общества, разрабатываются, как правило, идейными представителями общества и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В рамках общественной идеологии формируется система ценностей общества, здесь оно осознаёт свои коренные интересы, место в мировом сообществе, отношение к другим государствам, формулирует и обосновывает цели и программы своей деятельности. Общественная идеология – часть надстройки и необходимый фактор формирования социально-экономических отношений в обществе. Будучи частью общественного сознания, общественная идеология занимает определенное место в его структуре как иной уровень по отношению к общественной психологии и обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного сознания.

 

Говоря об общественном развитии, следует подчеркнуть, что в этом случае результативность государственного регулирования невозможно обеспечить без утверждения общественной идеологии в сознании людей. В связи с этим регулирование гуманитарной сферы представляет для государства особую значимость. Регулирующее влияние государства в данном случае представляет собой определённую систему, включающую в себя гуманитарную политику, государственное управление и гуманитарную стратегию (рис. 1).

 

 

Под государственной гуманитарной политикой следует понимать политику (в смысле англоязычного термина „policy” – курс, стратегия, а не „politic” – политическая борьба за власть), проводимую государственной властью в гуманитарной сфере жизнедеятельности общества. Цель гуманитарной политики заключается в создании оптимальных условий информационного процесса в обществе для обеспечения его социально-экономического, политического, идейного и культурного развития на основе реализации определённых принципов (свобода выбора, свобода творчества, свобода научного творчества, информационная свобода, демократичность, побуждение, ментальность).

 

Общественная идеология как совокупность идей является, в первую очередь, результатом свободного выбора этих идей, которые должны стать общественными ценностями и к которым общество должно стремиться в своей созидательной деятельности. Свобода выбора напрямую связана с общественным самосознанием, которое позволяет формировать полное понимание обществом самого себя, своего значения, роли в экономике.

 

Понимание собственной значимости вызывает необходимость общественной самореализации. При этом важным условием является обеспечение гарантии государства свободы творческой деятельности, невмешательства в творческий процесс, политических партий и других общественных организаций при условии, если не нарушаются морально-этические устои общества.

 

Творческая свобода является также необходимым условием и для результативного интеллектуального труда учёных, без которого невозможен научно-технический прогресс – главная движущая сила развития общества.

 

И, наконец, важным проявлением свободы в её широком понимании является информационная свобода, которая предполагает свободный доступ к любой информации с целью оптимизации социальных стратегий личности. Обеспечение информационной свободы – это краеугольный принцип, вокруг которого вращается вся деятельность государства, направленная на регулирование гуманитарной сферы.

 

Суть общественного интереса в гуманитарной сфере заключается в наличии информационной свободы в обществе. Понятие информационной свободы включает в себя значение интеллектуальной свободы, т.е. касается независимости принимаемых индивидами решений относительно выбора информации, мыслей и их выражения, и свободного информационного обмена, основанного на добровольном участии в нём всех субъектов информационного взаимодействия и отсутствии внешних источников ограничения информационного взаимодействия.

 

Принцип информационной свободы реализуется посредством государственного управления, которое представляет собой совокупность следующих функций:

 

1. Мобилизация. Посредством общности идей происходит мобилизация (сплочение) членов общества и побуждение их к тем или иным действиям (или бездействию), формулирование и распространение в обществе ценностей, имеющих характер социальных норм.

 

2. Прогнозирование. Следование общественным ценностям делает гуманитарное поведение общества предсказуемым и позволяет вырабатывать прогноз общественного развития в форме идеала, который обозначает не то, что будет, а то, что должно произойти в результате социально-экономической трансформации.

 

3. Постулирование. Большое значение для разработки прогноза будущего развития имеет постулирование в обществе норм поведения, восприятия, мышления, отношений и т.д. Всё это должно помочь воплотить в реальную жизнь экономическую стратегию государства и самоидентифицироваться обществу.

 

4. Самоидентификация. Самоидентификация направлена на выработку и предоставление членам общества критерия и формирование условий для осознания каждым человеком своего места и роли в обществе, а также отличий от других народов и стран (ответы на вопросы: „кто мы?”, „куда идём?” и „почему мы – не они?”).

 

В результате реализации вышеназванных функций ценности, идеалы, нормы, и образцы поведения становятся частью общественного самосознания. Они формируют и регулируют экономическое поведение общества. Можно сказать, что государственное управление определяет те рамки, в которых может действовать общество. Общественная идеология реагирует на поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены обществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

 

Регулирование гуманитарной сферы требует от государства определённых усилий по обеспечению всесторонней демократизации общественных процессов. Это требует решения ряда задач, связанных с совершенствованием духовных представлений общества, культуры и искусства, науки, СМИ, образования. Указанные задачи решаются посредством реализации гуманитарной стратегии, которая базируется на регулировании соответствующих сфер, являющихся составными элементами (подсферами) гуманитарной сферы.

Комплексное регулирующее влияние реализуется на основе использования указанных на рис. 1 методов государственного регулирования гуманитарной сферы.

 

Реализация гуманитарной стратегии на основе предлагаемых методов будет способствовать успешной адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям хозяйствования посредством стимулирования побуждения к преодолению проблем, связанных с этими изменениями, и обеспечит формирование менталитета общества, что и позволит последнему осуществить развитие гуманитарной сферы жизнедеятельности.

 

Таким образом, поступательное развитие гуманитарной сферы на основе реализации цепочки ценностей, образующих общественную идеологию, позволит государству и обществу совместными усилиями решить важнейшую задачу современности – производство нового человека, способного легко адаптироваться к современной жизни. Только новый человек с его прогрессивным и гибким мышлением способен посредством достижения личного жизненного успеха создать социально благополучную среду своей жизнедеятельности и социально благополучное общество, в основу развития которого положена гармония духовного и материального, воплощённая в менталитете нового человека.

 


Вернуться назад