Главная > Наука > ИЗ СЕРИИ "ЛЮДИ РУССКОЙ НАУКИ": АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯ {T_LINK}

ИЗ СЕРИИ "ЛЮДИ РУССКОЙ НАУКИ": АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯ


16-01-2010, 19:14. Разместил: Редакция
ИЗ СЕРИИ "ЛЮДИ РУССКОЙ НАУКИ": АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯ22 (10) сентября 1835 года в семье мелкопоместных украинских дворян Афанасия Ефимовича и Марии Ивановны Потебней, проживавших на небольшом хуторе Гавриловна Роменского уезда Полтавской губернии, родился сын; его назвали Сашей. Случилось так, что в семилетнем возрасте мальчика взял на воспитание дядя — брат матери Алексей Иванович Марков, который жил в польском городе Радоме и в гимназии преподавал русский язык и словесность. Туда пошел учиться и Саша Потебня. Эта на первый взгляд незначительная, но на самом деле очень важная деталь в жизни будущего ученого, к сожалению, не всегда учитывается его биографами. А ведь то, что рядом с пытливым юношей был талантливый учитель-словесник и вдумчивый воспитатель, оказалось большой удачей. Алексею Ивановичу А. А. Потебня обязан и глубоким знанием русского языка, и любовью к русской литературе и народному творчеству. Потом был Харьковский университет, учеба на историко-филологическом факультете и работа в том же университете до конца своих дней в должности доцента, а потом профессора.
А. А. Потебня умер в возрасте 56 лет, не осуществив своих, как можно судить по его работам, творческих планов и оставив нам много закопченных, но неопубликованных, а большинство — незавершенных работ. По то, что после него осталось, вызывает восхищение его талантом.
Уже ранний труд «Мысль и язык» (1862), а позже капитальное исследование «Из записок по русской грамматике», которое было защищено как докторская диссертация и за которое ученому присуждена Ломоносовская премия, утвердили за ученым репутацию глубокого и разностороннего филолога. По представлению академика И. И. Срезневского А. А. Потебня был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению русского языка и словесности.
В Харьковском университете Александр Афанасьевич читал курс общего языкознания. Он был блестящим лектором, завораживавшим аудиторию широтой и глубиной изложения научных проблем, тонкими импровизации и смелыми гипотезами, а также неповторимой поэтичностью языка. «Нас охватывала эта атмосфера мышления, это волнение творчества, это мучительное счастье стремления к истине, той настоящей, большой истине, нам сообщалась эта невысказанная горячая вера в будущее. В ответ на слова учителя наш внутренний мир вибрировал в том же тоне, в том же тембре, в том же настроении. Мы не аплодировали — это было важнее рукоплесканий,— но каждый уносил домой сознание, что с ним произошло нечто хорошее, что сегодняшний день не потерян, что жить и работать еще можно — н должно»,— вспоминал одни из слушателей А. А. Потебни (цитируется по кн.: Райнов Т. Александр Афанасьевич Потебня. Пг., 1924).
О чрезвычайно широком диапазоне интересов ученого может свидетельствовать даже беглый перечень его некоторых работ: О связи некоторых представлений в языке; О мифическом значении некоторых обрядов и поверий; К истории звуков русского языка; Малорусская народная песня; «Слово о полку Игореве» (текст и примечания); Значения множественного числа в русском языке; Этимологические заметки; Из лекций по теории словесности; Из записок по теории словесности; Черновые заметки о Л. Н. Толстом и Достоевском; рецензии на книги и на сборники песен и др. Под редакцией А. А. Потебни, с его предисловиями и примечаниями выходили произведения Квитки-Основьянепко, Гулака-Артемовского, других украинских писателей, а также сборники народной поэзии.

***


В современной историко-лингвистической литературе принято называть А. А. Потебню ученым-мыслителем.
И это совершенно справедливо. Ведь благодаря А. А. Потебню и его последователям в нашей пауке возникло целое направление, квалифицируемое теперь как «потебнианство». Пользуясь современной терминологией, методологические принципы и цели этого направления можно сложить следующим образом: изучение соотношения Языка и исторической действительности, раскрытие языка (его грамматических структур) как творческого процесса в контексте культуры, психологии личности, истории народов.
Такой подход к языку базировался на ого понимании сложных взаимосвязей между философскими понятиями «мир» — «мысль» — «язык». «Перед человеком,— писал Л. А. Потебня,— находится мир, с одной стороны, бесконечный в ширину, по пространству, а с другой — бесконечный в глубину, бесконечный по количеству наблюдений, которые можно сделать на самом ограниченном пространстве, вникая в один и тот же предмет. Между тем то, что называют человеческим сознанием, то, что мы не можем себе иначе представить, как в виде маленькой сцены, на которой по очереди появляются и сходят человеческие мысли, крайне ограничено.
Единственный путь к тому, чтобы обнять мыслью возможно большее количество явлений и их отношений, состоит в том, чтобы ускорить выхождение па сцену и схождение с нее отдельных мыслей и затем усилить важность отдельных мыслей, помещающихся на этой сцене» (Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. По¬говорка. Харьков, 1894, с. 97—98).
Интеллектуальная деятельность людей, подчеркивал ученый, происходит одинаково, ибо законы духовной деятельности одни для всех времен и народов. Свойства же познающего с течением времени изменяются, «благодаря чему возможна истории мысли» (см.; Из записок по русской грамматике. Т. III. М., 1968). Истина постепенпо создается усилиями человеческой мысли, Прогресс познания невозможен без участия языка, Слово не только служит для выражения готовой мысли, но и является средством ее создания и развития.
А. А. Потебня в своих трудах показывает, как благодаря слову человек постигает законы развития природы, материи, мира. Ответом на этот, вопрос является теория словесности А. А. Потебни, теория науки и искусства. Она изложена в работах «Мысль и язык», «Из лекций по теории словесности», «Из записок по теории словесности», а также «Слово о полку Игореве» (текст и примечания) и др. История развития мысли в слове освещена
А. А. Потебней в четырехтомном труде «Из записок по русской грамматике». Это исследование выходит за рамки просто грамматики, оно наполнено философским содержанием и поэтому открыло новый этап развития грамматических учений не только в отечественной, но и в мировой лингвистике.
*
ИЗ СЕРИИ "ЛЮДИ РУССКОЙ НАУКИ": АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯИз работ А. А. Потебни по философии языка выделим только одно положение, непосредственно относящееся к грамматической системе, — о психолингвистической модели рождения слова, предложения и частей речи. Ученый творчески применил и апробировал ее в исследованиях грамматики восточнославянских языков от древности до нашего времени. Если ставить вопрос шире, его интересовало, как возникла человеческая речь и что она Собой представляла. Здесь ему понадобились психологии и наблюдения над детской речью.
Рождение слова, по А. А. Потебне,— это процесс образования представления, которым управляют психические законы возникновения образа и понятия. «...Образование слова, — писал он, — есть весьма сложный процесс. Прежде всего — простое отражение чувства в звуке, такое, например, как в ребенке, который под влиянием боли невольно издает звук вава. Затем — сознание звука; ...достаточно ему услышать свой звук вава от другого, чтобы вспомнить сначала свой прежний звук, а потом уже — боль и причинивший ее предмет. Наконец — сознание содержания мысли в звуке, которое не может обойтись без понимания звука другими. Чтобы образовать слово из междометия вава, ребенок должен заметить, что мать, положим, услышавши этот звук, спешит удалить предмет, причиняющий боль» (Мысль и язык. 3-е изд. Харьков, 1913, С. 82).
Предложение в период существования бесформенных слов это отражение психологического суждения. Оно представляло собой первоначальное слово-предложение, в котором словесно выражалось только сказуемое, а подлежащее было нерасчлененным восприятием внешнего образа.
Части речи — продукт высшего этапа человеческого мышления, процесс, следующий за образованием слова. Вначале было первобытное нерасчлененное имя или первообразное причастие, воплощавшее в себе два противоположных начала будущих частей речи — имени и глагола.
Итак, слово, предложение и части речи — необходимые элементы довольно развитой человеческой речи, в центре которой стоит пусть еще не совершенная, но все же грамматическая система. Дальнейшее ее развитие — это путь возникновения новых грамматических форм и категорий. На место гипотез и догадок приходит теория, опирающаяся на надежные факты из истории языка, его современного состояния в книжной и устной разновидностях. Грамматическая концепция А. А. Потебни отличается глубоким проникновением в сферу разума человека, она показана в движении, в развитии, в рождении нового и отмирании старого. В ее основе лежит живая человеческая мысль.
А. А. Потебня разрабатывал также вопросы исторической фонетики восточнославянских языков. Впервые в истории отечественного языкознания он выдвинул гипотезу о падении редуцированных гласных ъ и ь в разное время, об отличии результатов этого падения в русском и украинском языках. Ученый открыл и описал явление так называемого второго полногласия. Впервые в истории изучения вокализма славянских языков на основании исследования фактов живой речи, памятников письменности, диалектологии, а также литературного языка он доказал переход древних о, е в украинском языке и его говорах в гласный г дифтонгическим путем, определил условия и следствие этого явления.
Учитывая исследования того времени о происхождении ъ, А. А. Потебня внес в решение этой проблемы много ценных замечаний. Прежде всего он осветил изменение звука ъ на украинской языковой территории, опираясь на диалектные данные, указал пути время перехода ъ в і. В его трудах нашли свое разрешение и объяснение многие специфические черты украинской фонетической системы.
В области фольклористики А. А. Потебня интересовался народной поэзией, ее стилистическими особенностями (ролью повторов, параллелизмов, символики, постоянных эпитетов), стихотворной метрикой и ритмикой. И здесь он утверждал принцип историзма и преемственности, убедительно доказывая, что народная поэзия не оставалась неподвижной, а постоянно изменялась, теряя древние черты и приобретая новые. Ученый искал пути к установлению историко-генетического принципа в изучении фольклора. При этом он исходил из фактов, дающих несомненное право хотя бы в общих чертах наметить время возникновения и изменений в народнопоэтическом творчестве.
Имя Александра Афанасьевича Потебни занимает почетное место в истории отечественного и мирового языкознания. Его многогранная научная деятельность привлекает к себе все больше и больше исследователей, способствует развитию русско-украинских культурных и языковых связей, развитию прогрессивной науки и культуры.

А. И. БЕЛОДЕД, доктор филологических наук Киев

Вернуться назад