Главная > Общество > Русские обычаи и традиции. 10 - 12 ноября {T_LINK}

Русские обычаи и традиции. 10 - 12 ноября


10-11-2009, 14:21. Разместил: iwaluh
Русские обычаи и традиции. 10 - 12 ноября
10 Ноября - Параскева Пятница - бабья заступница
Святая мученица Параскева жила в III веке в Иконии. Родители ее долго оставались бездетными, постоянно, а особенно в день страданий Господних — пятницу, моля Бога о ниспослании им ребенка. А так как семья эта благочестием отличалась, неудивительно, что их молитвы были услышаны, и родившаяся в пятый день недели девочка была названа Параскевою, что в переводе с греческого означает — Пятница.
Великомученица Параскева всегда входила в число наиболее почитаемых на Руси святых. Русские иконописцы изображали ее суровой подвижницей, высокого роста с лучезарным венком на голове. А в народе считали, что святая Параскева до сих пор ходит по земле, примечая, кто как живет и обряды соблюдает. Иных по делам их наказывает, других милует, третьих награждает.
С Пятницей всегда был связан ряд обрядов и обычаев, нарушить которые люди благочестивые ни за что бы не решились. Так. например, в пятый день недели кур на яйца не сажали, потому что цыплята долго не живут, новых дел не начинали, чтобы они не «пятились», пряжи не пряли, опасаясь в жизни запутаться. А кроме того, в пятницу нельзя было беспричинно смеяться, чтобы в старости много не плакать.
Но, несмотря на столь суровый нрав Бабьей святой, именно к ней обращали свои молитвы русские женщины и в самые счастливые, и в самые отчаянные минуты своей жизни. Девушки просили Пятницу посодействовать в скорейшем замужестве: «Матушка Параскева, пошли жениха поскорее. С мужей нежа, без мужа — худо, а вдовой и сиротой хоть волком вой». А женщины постарше надеялись на покровительство святой при бесплодии, во время болезни ребенка, изменах мужа или когда их суженые-ряженые пьянствовали и безобразничали.
Святой Параскеве — покровительнице земного счастья — молились и о ниспослании удачи во всех земледельческих работах. Поэтому в день ее памяти принято было приносить в церковь для освящения «плоды земные», которые потом как святыню берегли до урожая нового года.
А во многих российских губерниях существовал когда-то такой обычай. Перед жатвой одна из самых старших и уважаемых деревенских хозяек отправлялась ночью в поле и сжинала там первый в году сноп. Затем ставила его на землю и трижды обращалась со словами молитвы к святой Параскеве, прося матушку Пятницу о начале и окончании тяжелых уборочных работ «без скорбей и болезней», без «черного глаза» и колдовского залома. Потом, поклонясь на все четыре стороны, забирала заветный снопик и крадучись возвращалась в деревню, избегая случайных встреч, которые в этом случае расценивались как недобрый знак.
Слыла Параскева и покровительницей усопших душ. Поэтому все монастыри, носящие ее имя, были кладбищенские или, как называли их в старину, «божедомки». А рядом с ними, надеясь на заступничество святой, всегда селилась убогая и нищая российская братия, которая находила под стенами монастыря «и кров, и дом», не боясь преследования со стороны властей.

11 Ноября - Анастасия Овечница, Авраамий Овчар
По церковному календарю
Церковь отмечает день преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского. Язычник из Чухломы, сын богатых родителей, он в юности страдал параличом. В восемнадцать лет, уверовав в Господа, Авраамий дал обет креститься, если избавится от недуга. И произошло чудо: он встал. Чтобы принять крещение, юноша покинул отчий дом. Постригся в монахи и двенадцать лет провел в одной из обителей. Авраамий основал монастырь, известный как Богоявленский Авраамиев.

По народному календарю
Уже по одному только названию этого ноябрьского дня понятно, что его небесные покровители об овцах и овчарах пеклись. Впрочем, овцам-то как раз на Анастасию и Аврамия туго приходилось, подставляя бока под ножницы, а горло под нож. А пастухи — овечьи пастыри — шумно и весело свой праздник отмечали. Так что поговорку, об этом осеннем дне сложенную, можно считать более чем актуальной: «Овец грабят — пастухов кормят».
Чин пастуший на Руси в особом почтении пребывал. Земными помощниками самого Белеса — славянского бога лесного зверья и домашней скотины, слыли эти на вид неказистые люди, по слабости здоровья неспособные к полевым работам. Но в их немощных телах заключалась иная, таинственная сила, позволящая деревенским пастухам оберегать стада от «лютаго зверя чернаго, от широколапаго медведя, от перехажаго пакостника-волка, рыскуньи-волчицы, от рыси и россомахи, от змея и всякаго зверя, и гада, от злато и лихаго человека».
Говорят, хорошие пастухи и с лешими знались, вступая с ними в негласный договор, согласно которому «лесные хозяева» не давали разбредаться стаду, норовившему от мошки и гнуса по кустам и буреломам схорониться. А коровьи сторожа за это «лешачьи вотчины» от порубок и пожаров берегли, в «худые» годы жертвуя им то овечку, то коровку блудливую. Правда это или нет. лишь самим пастухам, да их «нечистым» подельникам ведомо было, а они о том не охотно рассказывали.
Не мудрствуя лукаво, шли деревенские хозяйки в день Анастасии и Аврамия в дома пастухов, чтобы угостить их хорошенько за то, что сумели за лето стадо сберечь. А накрывая на стол и заставляя его всевозможными блюдами, приговаривали: «Руном с овцы одевались и отцы. А шуба наша в поле паслася. вышло из травки сладкое мясо».

12 Ноября - Зиновий Синичник, Зинькин день
Не велика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит, перебираясь на Зиновия поближе к человеческому жилью, в надежде хоть немного подкормиться.
Сейчас в это трудно поверить, но было время, когда люди старались по законам совести жить. А потому даже малых пташек в их ожиданиях не разочаровывали, заранее мастеря и развешивая на Зинькин день кормушки, не забыв рядом на веточку кусочек сальца наколоть, до которого синицы большие охотницы.
Бывало, так увлекутся щедрый угощением синегрудые птички, что хоть голыми руками их бери. Но в те времена никому бы и в голову подобное святотатство не пришло, потому что Зинькин день — стариной завешанный праздник, а синица слыла на Руси той самой синей птицей счастья, в поисках которой нетерпеливые ловцы удачи сейчас за тридевять земель отправляются.
Впрочем, как тогда, так и теперь людей самостоятельных, «до труда охочих» подобные пустяки нисколько не волновали. Зачем, спрашивается, бестолку по миру кружить, когда счастье и достаток на своей земле искать надо, недаром же говорят: «Где родился, там и сгодился». Да и синиц ловить не надо, они с приходом холодов сами к людям потянутся, ведя за собой целую стайку птиц-зимников: снегирей, шеглов, соек, чечеток, свиристелей... А как только соберутся они все вместе, тут и зима на порог явится: «Синичка недаром пищит, а зиму вешит, холод кличет».

Вернуться назад