Главная > Общество, История > ПОЧЕМУ НЕ ОТПУСКАЮТ ТЕНИ ПРОШЛОГО {T_LINK}

ПОЧЕМУ НЕ ОТПУСКАЮТ ТЕНИ ПРОШЛОГО


27-09-2017, 17:45. Разместил: Редакция
Слова, которые будут приведены ниже, написаны почти 140 лет назад. Но, поразительно, - они словно отражают основные противоречия общественно-политической жизни сегодняшней России.

-Надо сказать правду, в России в наше время очень редко можно встретить довольного человека (конечно, я разумею исключительно культурный класс, так как некультурным людям нет времени быть недовольными). Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. Один говорит, что слишком мало свобод дают, другой, что слишком много; один ропщет на то, что власть бездействует, другой -- на то, что власть чересчур достаточно действует; одни находят, что глупость нас одолела, другие -- что слишком мы умны стали; третьи, наконец, участвуют во всех пакостях и, хохоча, приговаривают: ну где такое безобразие видано?! Даже расхитители казенного имущества -- и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет.

ПОЧЕМУ НЕ ОТПУСКАЮТ ТЕНИ ПРОШЛОГО


Автор этих строк – классик русской литературы, безжалостный, но до предела честный сатирик Салтыков-Щедрин. Многое, написанное им, сохраняло актуальность на протяжении десятилетий. Актуально и сейчас. Допустим, замечание о том, что один градоначальник прославился постоянным «устройством и расстройством мостовых». Сегодня его примеру, как видим, следуют от Москвы до самых до окраин. И все же попытаемся, не отвлекаясь на детали, понять причину сегодняшних недовольств и разобщенности, что ярко проявляется в обществе и отражено в медийной сфере.

Здесь вырисовывается одна странная, на первый взгляд, особенность. Больше всего дискуссий, столкновений взглядов и взаимных оскорблений происходит по поводу исторических оценок и оценки самой истории. Допустим, на минувшей неделе было уделено непомерно много внимания и сломано немало копий по поводу открытия двух памятников – изобретателю знаменитого автомата Калашникову и установке в числе других бюста Сталина на аллее правителей России во дворе Российского военно-исторического общества. Скажем откровенно, сами события эти никак не соответствуют накалу разгоревшихся страстей. Что, «калашников» разве не стал, как принято говорить, всемирно известным брендом нашей страны или Сталин не руководил СССР на протяжении почти трех десятилетий? А все либеральные сопли-вопли по поводу прославления якобы милитаризма и массовых убийств и возвращения культа личности вождя – попросту неумная показная истерика и повод лишний раз напомнить о себе. Как у нас в стране, так и за рубежом.

К западу они очень чутко прислушиваются и на него же транслируют свои «оригинальные» идеи. А по миру давно уже преспокойно стоят памятники Браунингу, Кольту, Смиту и Вессону и многим другим изобретателям оружия. Но разве для них важна истина, важно, что скажут западные покровители.

И на этом фоне по-прежнему не зарастающей зудящей раной остается кинофильм «Матильда». Уже по разным городам прошли предпремьерные показы, а страсти по поводу того, что на конец октября намечена премьера ленты Алексея Учителя, вовсе не утихают. Они даже набирают обороты. Оказывается, под нашу государственность заложена бомба невиданной силы, что поколеблет основы веры, а народ окажется в плену злонамеренной клеветы на святого страстотерпца. Трудно себе и представить, каковы, мол, будут ужасные последствия всей этой провокации. Что же тогда называть кликушеством, как не это паническое неверие в народ, страну, в Бога, в конце концов?

Конечно, у всей этой антикампании по поводу фильма есть конкретный и неутомимый персональный агитатор и организатор: депутат-прокурор Наталья Поклонская. Она ярка и по своему неповторима. Вот образец одного из последних (по времени) заявлений:

- «Отмечу необходимость принятия мер к признанию сюжета фильма «Матильда» о «блудстве» Святого Угодника Божьего и Государя Российской империи, представленного немецким порноактером, пропагандирующим сатанизм, — экстремистским материалом, который собственно и приводит к проявлениям экстремизма со стороны задержанных лиц».

Что тут скажешь? Все смешалось в доме, то есть, в голове Поклонской. Сказано вроде бы по поводу задержания небольшой группы неких странных представителей якобы какого-то «христианского государства», но тут же зачем-то поминается и «блудство» Святого Угодника. Либо это богословский неологизм, ранее не замеченный в канонических текстах, либо, простите, оговорка по Фрейду. Вообще, такие корявые и бессвязные тексты могли бы заинтересовать не правоохранительные органы, для которых они написаны, а, скорее, психиатров.

На фоне громкого киноскандала, в который вовлечены, по данным РПЦ, более пятидесяти тысяч православных верующих, обратившихся в Патриархию, ведутся дискуссии, чуть ли не академического уровня по поводу подробностей и характера увлечения наследника престола Николая Александровича талантливой юной балериной Матильдой Кшесинской. Поборники исключительно платонических чувств ссылаются на некие свидетельства самой балерины о том, что будущий император ее, бедняжку, даже не тронул. И ночи напролет они играли то ли в города, то ли в фанты. А кощунник Учитель все выдумал и нагло исказил. Всякое, конечно, может быть. Однако мне, грешному, попалось недавно на глаза любопытное место из переписки «нашего всего» - молодого Пушкина. Так он, повеса, пишет одному своему приятелю:

- Все идет по-прежнему; шампанское, слава богу, здорово – актрисы также – то пьется, а те е…ся – аминь, аминь. Так и должно.

Ай да Пушкин, ай да сукин сын! Раскрыл тайны нравов великосветской богемы в общении с балеринами. Но что с него, охальника-повесы, взять? Так ведь даже Пушкин с годами изменился. Как написал уже наш современник, поэт Всеволод Емелин:

И он воспел великую державу,
Клеветникам России дал отпор
И в «Яре» слушать стал не Окуджаву,
Краснознаменный Соколовский хор.


А Николай Александрович Романов, получается, так с нимбом и на свет божий появился, как утверждают его ревнивые почитатели, непримиримые в злобе своей к любым оппонентам.

Нелепо-эпически стали звучать вдруг в последнее время слова и мысли о том, что 20-й век оставил нам, по сути, имена двух великих правителей: Николая II и Сталина. Они, выходит, равнозначны. Очень глубокая мысль! Но все же есть у сих исторических персонажей и некоторые отличия. Так, Николай Александрович любил выпить за обедом одну-другую рюмочку водки, а Иосиф Виссарионович предпочитал совсем некрепкую Хванчкару. Или первый курил папиросы, а второй – трубку. Далее, царь находил утешение в стрельбе по воронам, а будущий вождь увлекался спортивной рыбалкой в Туруханском крае, куда его во время правления Николая II как раз и сослали.

Или еще один штрих. Государь и главнокомандующий русской армией во Первой мировой войны в роковой для себя и державы час записал в дневнике:

- Кругом измена и трусость, и обман, - и покинул пост главкома, одновременно отказался от трона, сняв с себя всякую ответственность за страну, и горячо любимую им семью.

А в час жесточайшей опасности, нависшей над Родиной, при Сталине прозвучали слова-призыв, объединивший армию и весь народ огромной страны:

- Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

И так победили же. А в остальном и, правда, чем не равновеликие личности?

Что же касается мнения зрителей первых просмотров «Матильды», то ею просто восхищены в основном не юные уже, но все еще мечтающие о сказочных принцах дамы и девицы. Они просто в восторге от роскошных нарядов, блистательных интерьеров дворцов и изысканных страстей, переживаемых героями киноленты. Меньше всего такого зрителя этой красочной костюмной мелодрамы волнует историческая достоверность и «глумление врага над нашими святынями».

А люди православные просто обойдут кинотеатры стороной и перекрестятся, помолятся о себе грешных, о близких своих, о судьбе России. Истинных верующих эта суета не волнует. У них есть, чем заняться.

Все сказанное выше делает очевидным – беда наша в том, что прошлого мы толком и не знаем. И, получается, каждый выбирает из него исключительно то, что ему полезно и приятно, отвергая или искажая саму историческую правду. А искаженные тени минувшего, словно хватая нас за фалды, мешают оглянуться по сторонам и найти верную дорогу вперед. Это своего рода осознанное, а часто, неосознанное бегство от реальности, попытка подстроить ее под себя, что сродни каким-то псевдорелигиозным суевериям и предрассудкам.

Между тем и страна, и весь мир вступили уже в пору большой тряски в результате сдвига глобальных пластов, на которых удерживалось хоть какое-то, пусть и шаткое, равновесие.

Трясет США (там тоже война с прошлым и памятниками), Евросоюз уперся в проблемы, им же и порожденные – окончательное крушение традиций, волна новых гуннов-мигрантов. И все это на фоне неуклонного старения населения, взаимных обид по дележке общего пирога. Отсюда ренессанс правых сил.

В России заданный четверть века назад либеральный курс вступил в противоречие не только с интересами основной массы народа, но и перспективами развития на ближайшие годы, а, может, и десятилетия.

Кстати сказать, строки Салтыкова-Щедрина, приведенные в самом начале, были написаны на излете либеральных реформ Александра II. За ними последовала «заморозка» Александра III. Раньше было принято говорить о том времени, как исключительно господстве реакции. Но эта «заморозка» попыталась прекратить всеобщую растащиловку и деградацию хозяйственной жизни. Дело доходило до того, что многочисленные частные компании владели порой несколькими верстами железнодорожного пути. Они банкротились, совершали финансовые подлоги, а аварии и катастрофы стали чуть ли не обыденной нормой. Чем не нынешняя ВИМ-Авиа и коммерческие банки, которые лопаются словно консервы на полке в жаркий день. А некоторых и специально схлопывают.

Поэтому в нынешних условиях даже президентские выборы следующего года не столь важны по персоналиям, как, прежде всего, по выработке нового курса, понятного и принятого большинством людей. Хотя достичь этого очень трудно. Нечто подобное происходило в СССР и на Западе в начале 30-х годов прошлого века в ответ на всемирный экономический кризис. У нас произошла тогда революция сверху – индустриализация и коллективизация, выполнение программы эффективного народного образования, проводилась новая культурная политика. С жертвами, перегибами и неимоверным трудом страна вырвалась вперед, победила в самой страшной войне, став невиданным доселе восточным полюсом планеты. Америке позволил выжить и тоже вырваться вперед Новый курс Рузвельта, а германский национал-социализм был сокрушен.

Сегодня по сложности своей наступил уже не менее важный период, чем в те далекие годы. Повторять прошлое бессмысленно, да и невозможно. Но для современного броска вперед надо найти и силы, и, главное, здравый разум, а не отвлекаться на второстепенные исторические детали, борясь, по существу, с пустотой. Ведь вот и патриарх Кирилл в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября сказал в Новороссийске:

- Если же мы сегодня не будем трудиться по-новому, то завтра мы будем молиться в пустых храмах…

И очень важно не поскользнуться на арбузных корках под ногами в виде бесплодных дискуссий и споров до хрипоты якобы о чистоте исторической правды, забывая о настоящем и не устремляясь в будущее.

Александр ГОРБАТОВ, для РМ.У

Вернуться назад