Главная > Общество > КОРАБЛЬ УМНЫХ (IV) {T_LINK}

КОРАБЛЬ УМНЫХ (IV)


13-09-2016, 18:12. Разместил: Редакция
КОРАБЛЬ УМНЫХ (IV)Конспект художественного обсуждения одной идеи. Окончание …

Начало (I)


Продолжение (II)

Продолжение (III)



7. К идее Святой Руси как концепции преображения мира

Вальтер Шубарт, говоря в 1938 году о России с любовью, полагал: «Мессианской является русская национальная идея от Священного Союза Александра I - до большевистской пропаганды освобождения мирового пролетариата. - Уточняя: - Прав­да, меняются формы ее проявления, но для острого взгляда очевидна ее неизменная сущность». Надо сказать, что с подобным острым взглядом Запада у нас было много спорщиков, когда русофобский западный агитпроп распространял страшные рассказы «о захватничестве московитов» (поляки, владея половиной русских земель, запустили эту сплетню в том момент, когда Иван III (1493 г.) принял на себя титул «государя всея Руси»). Нет, не «захватнический империализм» был наше всё, а «отзывчивый». В достоевском смысле этого слова. В Пушкинской речи Фёдор Достоевский говорил о склонности русских к всемирной отзывчивости и к всепримирению... Так же чувствовал и немец Вальтер Шубарт, напитавшись русской религиозной философией: «Россия не стремится ни к завоеванию Запада, ни к обогащению за его счет (тому доказательство 1814 и 1945 годы. - О.М.) - она хочет его спасти. Русская душа ощущает себя наибо­лее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности. Она стремится ко всеобщей целостности, к живому воплощению идеи о всечеловечности...» Немец-русофил чувствовал в себе русскую душу, иначе бы не понял. И если мы чувствуем перехлёст в его эмоциях, то прав он, а не мы: со стороны виднее. «В очистительном огне страданий рождается мес­сианство», - утверждал философ, и он сам стал каплей этого страдания, обретя бессмертие на Святой Руси.

Современником философа Вл.Соловьёва был другой известный Соловьёв - преподобный старец Алексий Зосимовский (Фёдор Алексеевич Соловьёв; 1846-1928), который в 1917 году вынул жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона на Патриарший престол. Не философ Соловьёв, но старец оказался пророком. Иеромонах Серафим (Роуз) в потрясшей нас когда-то лекции «Будущее России и конец мира», прочитанной в Сан-Франциско в 1981 году http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=80, передал: «Старец Алексий Зосимовский, находясь в Чудовом монастыре при выборах Патриарха, слышал, как люди плакали, и кто-то громко воскликнул: "Пропала, значит, наша Россия, пропала Русь Святая!" И вдруг громким голосом он спрашивает: "Кто это тут говорит, пропала Россия, что погибла? Нет, нет, она не пропала, не погибла и не погибнет, не пропадет, но надо через великие испытания очиститься от греха русскому народу. Надо молиться, горячо каяться. Россия не пропадет, и не погибла она»...

Пророчество старца Алексия Зосимовского свершилось.

При этом Святая Русь, - как бы исчезнув с лица земли, поверхностный слой которой разлетелся в Гражданскую по свету осколками, - расширила свои границы. Вразумлённые изгнанники строили храмы по всему лицу земли, куда ни заносила судьбина, - в Европе, Китае, Австралии, на Севере Африки, позже на Юге, в обеих Америках, ещё на одном необитаемом Филиппинском острове, через который дважды в год проносятся сокрушительные ураганы...

Разумеется, границы Святой Руси не очерчиваются красно-зелёными пограничными столбиками РСФСР, нынешней Российской Федерации. Они описываются скорее в художественно-образном дискурсе, нежели в географических терминах. Но: где православный храм - там святая Русь, где икона страстотерпцев, где русский человек с молитвою перекрестился - там Русь святая.

8. Русский фокус

Россия, по счастливому слову Валентина Распутина, переварила коммунизм. Но доваривали коммунизм всё те же, кому в 1991, как и большевикам в 1917, было «на Россию плевать», у которых была цель встроить «нерентабельную северную страну» в систему либерального миропорядка - дабы высосать из неё жизненные соки, а белые кости перемолоть, доведя всемирную её отзывчивость до издевательской пародии.

История подводит Россию к идее Святой Руси как концепции преображения мира.

Святая Русь - это русский Ноев ковчег, Корабль умных.


Мессианская русская национальная идея от первых её зачатков при св. Владимире Мономахе до Священного Союза Александра I, до Коммунистического интернационала и вот до идеи Святой Руси как концепции преображения мира - всё время как бы фокусировалась, обретая чёткость и многомерность Божьего промысла.

Нет, не в качестве «мировой бензоколонки», не в качестве «холодильника», забитого «консервами» с полезными ископаемыми замысел Божий о России. Уготовлены эти безмерные пространства для тех, кто желает стать соработником Богу и спасти свою душу. В Псалтыри Песнопевца есть стих: «Изыйдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс.103.23). Дело и делание трактуются иногда как два различных вида трудов. Дело - работёнка, которая обеспечивает хлебом, одеждой, гаджетами и пр. - для прокорма и социальной адекватности. Делание - задача, которую должен человек выполнить как высшее установление, как акт сотворчества, для чего и явлен на свет. При этом труд по спасению свой души не может быть заменён ни деланием, ни тем более делом, как христианская любовь «чувством справедливости».

Что?!! - кто-то воскликнет. Но другой подтвердит: христианская любовь воспитывается в людях, как и другие качества. А третий вспомнит афонскую пословицу: «Справедливость топчет могилу Любви». А иеромонах Алипий (Светличный) прояснит: «Кто требует справедливости, сначала убивает любовь и милосердие». Это взгляд через плечо на эпоху Реформации, которая, отказавшись от христианской любви, стала ратовать за справедливость и через пятьсот лет вывела западноевропейский мир на радужный парад, «парад равенства».

Аксиомы:

- Россия - не рай;

- Русские люди - не лучшие люди на свете: лучшие жили в раю до грехопадения;

- Святая Русь - не романтико-фольклорная придумка, но неизменяемая во времени матрица народного и государственного идеала;

- Святая Русь - достижимый идеал земной жизни, ступенька к спасению в вечности, ступенька к воротам в рай Божий.


Последнее чувствуют люди, находясь, порой и на другой стороне планеты.

Дух сильнее крови. Дух Святой призывает своих откуда угодно. Юджину Роуз, рождённому в США в протестантской семье, суждено было стать новым просветителем русского народа. Книги иеромонаха Сарафима (Роуз), который не бывал в России, есть во многих русских домах. Англичанин, уроженец Лондона Джеймс Эванс рассказывал о своём духовном преображении: «... я знал: меня Россия как будто зовет. Не знаю почему, но было такое ощущение, что без России жить не буду». Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов) родился ближе, чем Роуз, - в Азербайджане, но в духовном смысле - намного дальше (Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов в 1970-1980 был в Союзе популярным поэтом-песенником). И это уже не единицы. При этом мы слышали и муфтия Талгата Таджутдина: «У нас этот "халифат" называется Святая Русь». Муфтий, отметая от традиционного ислама идеи радетелей ИГИЛ, говорил об уже существующем уникальном государственном образовании, внутри которого мирно и славно живут «193 народа - православные, правоверные, иудеи, буддисты и даже коммунисты».

Военное время понятие русскости расширяет. Ныне - военное время. Люди, умирающие за Святую Русь, владеют русским языком не всегда в совершенстве. Николай Карлович Стюрлер (участник Бородинского сражения), смертельно раненый на Сенатском майдане, неважно владел русским языком. Но на вопрос убийцы, на чьей он стороне, хорошо ответил и по-французски: «Я присягал императору Николаю и остаюсь ему верен».

Так кого считать русским?..

Украина, отказавшись от имени «Русь, Малороссия», променяла своё первородство на чечевичную похлёбку закулисы США и ЕС. Надо признать, в своём особом отдельном - на время - существовании у Украины был бы смысл, если бы она заявила, скажем, в 1990-е, что является преемницей Исторической России - Святой Руси и призывает весь Русский мир объединиться на фундаменте святого православия вокруг неё. Но и слов таких в лексиконе не было. Впрочем, мысли у кого-то точно были. Для этого и соблазнили, памяти лишили, чтоб не заявила. И вот стала она врагом всего русского. Однако, как в песне поётся, ещё не вечер, есть ещё и Новороссия - росток будущего сада.

Мы знаем, кого можно считать русским. Скажем, кого можно считать насельником, соработником Святой Руси (чтобы не произносить слов «гражданином», «членом»). Соработником Святой Руси является каждый, вне зависимости от этнического происхождения и места проживания, кто своей духовной Родиной считает вечную Святую Русь. Русская идеология состоит в исполнении мессианской задачи спасения как можно большего числа людей в лоне православия вне зависимости от их расы, национальности, места проживания, гражданства; в создании для этого условий, какие Богу угодно будет нам дать.

Может ли всё это быть как-то оформлено в нормативных документах? Разумеется. Для этого нужна политическая воля и здравый смысл народа. Вероятно, понадобятся и ещё какие-то потрясения и страдания, чтобы подтолкнуть.

Выскажу небывалую мысль. Самодержавие (абсолютная власть Помазанника Божия) - есть единственно вменяемая форма демократии. Доказать не сложно. Спасителю мира внятно желание каждого человека, внятна молитва его; она исполнима - порой даже и мгновенно, если полезна душе человека, его деланию и ещё по какой-то причине. При этом Государь Помазанник, стоящий над народом и элитами, партиями и людскими законами, управляет державой, руководимый своею христианской совестью - волей Бога. Воля Бога (ведома Ему и «суммарная воля масс») доносится до царя, до его совести. Триада: Бог, царь, народ - замыкается в треугольник. Никто не противостоит никому, всё связано.


И - из области видений!

В Киеве кончается Хунта, салют в честь дорогих освободителей. Главный герой в приветственной речи на площади перед Великой Успенской церковью Киево-Печерской лавры вносит предложение учредить в воссоединившейся Руси монархию. В русские цари он предлагает избрать кого-то из высшего священноначалия; ибо за тысячу лет Русь прошла разное, всё, кроме теократии; а наступает время небывалого прежде подвига - трудов и молитв. Впрочем, всё это на суд люда Святой Руси. Собравшиеся на площади вдруг расступаются в стороны, становятся как бы незримыми, прозрачными, и на фоне Троицкой надвратной церкви остаётся один худенький человек в чёрном, нестриженная клочковатая бородка кривенька, чёрный клобук на голове, тусклая панагия на груди. Глаза его закрыты, веки с голубыми жилками подрагивают, он молится. Толпа вновь смыкается, скрывая его своими хоругвями, автоматами, иконами. Народ задумчиво безмолвствует.


Лето 2016

Вернуться назад