Главная > Общество > СТРАНА НЕГОДЯЕВ «ЖЕЛЕЗНОГО МИРГОРОДА»
{T_LINK}
СТРАНА НЕГОДЯЕВ «ЖЕЛЕЗНОГО МИРГОРОДА»27-05-2016, 17:02. Разместил: Редакция |
«Эти люди – гнилая рыба. Вся Америка – жадная пасть… (От еврея и до китайца) Проходимец и джентельмен, Все в единой графе считаются (Одинаково – business men) На цилиндры, шапо и кепи Дождик акций свистит и льет. Вот где вам мировые цепи, Вот где вам мировое жулье. Если хочешь здесь душу выржать, То сочтут: или глуп, или пьян. Вот она - мировая биржа Вот они – подлецы всех стран» Сергей Есенин «Страна негодяев». Через два года после возвращения с Америки, 28.12.1925 г. трагически погиб Сергей Есенин, поэт, умевший увидеть движение души человеческой, утверждавший, вслед за Н. Гоголем, что «под душой так же падаешь, как под ношей». «Железный Миргород» - очерк написанный Есениным в 1923 году и опубликованный в «Известиях» после зарубежной поездки с Айседорой Дункан. Он мне вспомнился, видя как размахивают, спустившиеся с гор вуйки, и прочее «революционное ракло», американскими и флагами Евросоюза на Козьем болоте в Киеве… Запад поразил Есенина духовной нищетой. «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? – писал он в письме другу. Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее музик-хол.» В своем очерке поэт утверждает: «владычество доллара подавило стремление к сложным вопросам», о том, что «сила железобетона стеснили мозг американца и сузили его зрение». За долгие месяцы пребывания за рубежом у Есенина возник замысел самой трагической вещи в его поэтическом наследии «Черный человек». Но все же почитаем несколько отрывков с «Железного Миргорода» перекликающихся с сегодняшним днем, особенно с «шабашем на Майдане», и мечтой Дуньки о Европе и Вашингтоне. «Что такое Америка? «Вслед за открытием этой страны туда потянулся весь неудачливый мир Европы, искатели золота и приключений, авантюристы самых низших марок, которые, пользуясь человеческой игрой в государства, теснили коренной красный народ Америки всеми средствами. В результате от многомиллионного народа краснокожих осталась горсточка, которую содержать сейчас, тщательно огородив стеной от мира, кинематографические предприниматели. Дикий народ пропал от виски. Политика европейских хищников разложила его окончательно: заразили сифилисом, опоили и загнали догнивать на болота Флориды». Пишет Есенин и о потомках президента Обамы, возглавляющего сегодня Вашингтонский обком, и засылающего своих «казачков» на Майдан в Киеве. «Черные люди занимаются земледелием. Выходцы из Африки, они сохранили в себе лишь некоторые инстинктивные выражения своего народа в песнях и танцах. В этом они оказали влияние на музик-хольный мир Америки. Американский фокстрот есть не что иное, как национальный танец негров. В остальном негры – народ довольно примитивный, с весьма необузданными нравами. Сами американцы – народ тоже весьма примитивный со стороны внутренней культуры». Не обошел своим вниманием Сергей Есенин и соотечественников. «В Америке есть замечательные курьезы. Так, например, американский полисмен одет под русского городового. Этот курьез объясняется тем, что мануфактурная промышленность сосредоточилась в руках эмигрантов из России. Наши сородичи, видно, из тоски по родине, нарядили полисменов в знакомую им форму. Для русского уха и глаза вообще Америка, а главным образом Нью-Йорк, - немного с кровью Одессы и западных областей. Нью-Йорк на 30 процентов еврейский город, где они осели довольно прочно и имеют свою жаргонную культуру. У них есть свои поэты, свои прозаики и свои театры. В поэзии, на мировой рынок, выдвигается с крупным талантом Мани-Лейб – уроженец Черниговской губернии. (Лейба Брагинский) Переводами на жаргон он ознакомил американских евреев с русской поэзией от Пушкина до наших дней». «И все же. Нравы американцев напоминают незабвенной гоголевской памяти нравы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Как у последних не было города лучше Полтавы, так и у американских евреев нет лучше и культурней страны, чем Америка.» Так и хочется добавить, а города краше чем Нью-Йорк с Бродвеем и Гарлемом… Свой «Железный Миргород поэт заканчивает словами: «Европа курит и бросает, Америка подбирает окурки, и из этих окурков создает что-то». Ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта, изменилась реальность. Поэт, родился в Российской империи, уезжал с Советской России, а вернулся в СССР, которого сегодня уже тоже нет… Но живет поэзия Есенина с его любовью к человеку и той березке – Отчизне: Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщевый ее сарафан. Мне остается лишь добавить, что «не тот теперь Миргород, Хорол ричка не та…» Николай ЯРЕМЕНКО, для РМ.У Вернуться назад |