Главная > Общество, История > РУСИНСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ РУСЬ. ЧАСТЬ II {T_LINK}

РУСИНСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ РУСЬ. ЧАСТЬ II


11-10-2014, 00:01. Разместил: Редакция
РУСИНСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ РУСЬ. ЧАСТЬ IIВ отличие от жителей стран Карпатского региона, которые попали в «социалистический лагерь», русины и их организации в Северной Америке никогда не прекращали свою активную деятельность. Они не были подвергнуты насильственной ассимиляции, повальной украинизации или какой-либо другой дискриминации.

После окончания Второй Мировой в США и Канаду хлынул поток так называемых «перемещенных лиц». Среди них были как русины, так и радикальные украинские националисты, которые продолжали пропагандировать свою идеологию в Новом Свете. С новой силой разгорелся идеологический спор. Украинцы пытались всеми методами навязать русинам свое самосознание, увлечь за собой некоторых активистов. Но в этом они преуспели мало.

Этот спор осложнялся и тем, что в то время многие русины начали переходить от традиционного русофильства, к симпатиям к социализму и строю в Советском союзе, который как раз поддерживал и проводил украинизацию в Европе. Например, Общество карпаторусских канадцев и Карпаторусский дом культуры в Торонто вывешивали на своих стенах советские плакаты, портреты Ленина и Сталина.

Продолжая дискуссию вокруг трех русинских идеологических лагерей (русофилов, украинофилов и русинофилов), представители последних хотели организовать отдельную русинскую юрисдикцию (карпаторусскую епархию), дистанцируясь от Русской Церкви. Но им противостояли такие последователи А. Товта, как Стефан Варзалий, Петр Коханик и другие русофилы. Они в своих проповедях и через разнообразные печатные издания продолжали утверждать, что русины являются особой частью русского народа и единственной верой для русинов может быть только русское православие. Русофильство тогда еще имело большое влияние.

О деятельности Петра Коханика следует сказать отдельно. Он резко критиковал римокатолическую и греко-католическую церкви. В своей работе «Русская православная церковь и современное карпаторусское движение в Северной Америке», изданной в 1946 году, он обосновывал свои взгляды на проблемы русинского этнокультурного сообщества в США и Канаде. Как убежденный «русский русин», критиковал даже умеренное русинофильство, и, особенно, существование украинского народа. Для сбережения своего взгляда на историю для будущих поколений, он выпускает работу «Начало истории Американской Руси» и несколько работ по истории и культуры для молодежи. Известным примером русина с русским самосознанием в Америке является также Митрополит Лавр, который в 2007 году в качестве главы Русской православной церкви (за границей) подписал акт о каноническом общении с Русской православной церковью Московского патриархата – документ, провозглашающий объединение двух церквей.

Важной общественной и культурной организацией русинов США и Канады был Карпаторусский американский центр. Объединение имело большой зал для лекций, где проводились занятия по родному русинскому языку. Центр играл важную роль в сохранении русинской национальной идентичности. Активисты объединения придерживались как русофильских, так и русинофильских взглядов. По их мнению, русины «сохранили больше «русскости», чем сами русские», но никогда не относились к украинцам.

После Второй мировой войны продолжило свою деятельность Общество Русских братств. Хотя после 1960 года из-за ассимиляции организация пришла в некоторый упадок. Но к 1992 году в ней числилось более 2 тысяч человек. Общество выдавало своим студентам стипендии. Первоначально организация поддерживала русофильские позиции, но после русинского национального возрождения в Восточной Европе, начали преобладать мнения, что русины – самостоятельная национальность.

Русофилы в Северной Америке со временем по многим причинам утрачивают свои позиции. Многие переходят в русинское самосознание. Для таких русинов в США было организовано Карпато-русинское общество, которое развивает и популяризирует русинскую культуру. Общество имеет многочисленные филиалы по всему Североамериканскому континенту. Оно проводит разнообразные лекции и выставки, оказывает помощь русинам в Европе, издает журнал «Нью русин таймс».

Стоит упомянуть и организации в Северной Америке, которые поддерживали в вопросе национальной идентификации русинов украинофильство. В таких объединениях сознательно участвовали эмигранты из Галичины, которые активно влияли на их идеологию.

Организация обороны Лемковщины была самой известной украинофильской «русинской» организацией в США. Общество было основано в 1934 году, но так как в военные годы ее подозревали в сотрудничестве с властями нацистской Германии, оно приостановило свою деятельность и снова открылась только в 1958 году. Объединение выступает против современного русинского возрождения. Подобной организацией только в Канаде можно считать Объединение лемков Канады. Организация очень критично относится к русинскому национальному возрождению в конце XX – начале XXI веков. Для пропаганды своих идей объединение выпускало газету «Лемківскі вісті». По мнению русинских активистов, современные проукраинские организации в Северной Америке установили тесные связи с украинскими посольствами и институтами, усилия которых направлены на подавление «самостоятельного» русинства.

С середины XX столетия особую активность проявляла в Северной Америке организация русинов лемковского происхождения - Лемковский комитет взаимопомощи. Он был основан в 1946 году в Нью-Йорке, основателем явился промышленник Петр Гардий. Целью организации являлась помощь русинам-лемкам в Польше в связи с преступной операцией «Висла» – насильственным выселением русинов с их исторической территории. В 1957 году Комитет собрал 12 тысяч долларов для покупки сельскохозяйственной техники для лемковских сел. За заслуги по сохранению деревянных церквей Лемковщины патриарх Московский Алексей I даже наградил Гардия в 1957 году крестом святого Владимира(!).

Особо следует упомянуть о деятельности русинских переселенцев из Воеводины. Русинский художник, исследователь и этнограф Юлиан Колесар переезжает сначала в США, а потом и в Канаду в 1974 году. Там он издал большое количество исследований, посвященных своему народу. Колесар выступает против украинской национальной идентичности своих соплеменников в Югославии. Он утверждает в своих работах, что русинский народ Воеводины является частью отдельной и единой карпаторусинской национальности.

Среди переселенцев воеводинских русинов была создана организация Руске дружтво Сиверней Америки. Данное общество основал предприниматель и культурный деятель Юлиан Сабадош в 1995 году. Членами организации являются почти 500 человек. Ассоциация организует ежегодные пикники и ежегодный русинский зимний бал, а также проводит богослужения на языке воеводинских русинов, публикует журнал и проводит радиопрограммы через Интернет.

Большое значение для русинского движения в Северной Америке имеет деятельность известного ученого Павла Роберта Магочи. И об этом нельзя не сказать. Этот американо-канадский историк и издатель опубликовал много научных работ по истории, библиографии, языкознанию и политологии, которые напрямую касаются русинского движения. Влияние деятельности этого историка на развитие русинского движения в Северной Америке и в Европе действительно велико. Но есть и те, кто его активно критикует. Особенно за сознательное занижение роли русофильства в истории русинского движения и нежелании решать актуальные политические вопросы – предоставление автономии Закарпатья на Украине, признание русинов отдельной от украинцев национальностью, возвращение русинов-лемков Польши в исконные места проживания и др.

Североамериканские русины никогда не испытывали дискриминаций по национальному признаку, но идеологическая борьба русофилов, украинофилов и русинофилов продолжалась и там. После Второй Мировой ассимиляция и смешанные браки с каждым годом снижают численность русинского населения и влияние их организаций на общественную жизнь США и Канады. Русофильство к концу XX века потеряло свою былую популярность, хотя есть определенные предпосылки ее восстановления.

Григорий МИРОНОВ

Часть 1

Вернуться назад