Главная > Общество > Русская пословица {T_LINK}

Русская пословица


3-10-2009, 21:38. Разместил: Редакция
Русская пословицаВ конце XII началеXVII веков русский язык переживал период бурного развития. Вместе со становлением и разветвлением государственного аппарата, формированием мощной армии, созданием флота, открытием новых земель и установлением российского протектората над ними росло и влияние русского языка, как единой коммуникативной системы. В то же время усложнялся сам язык, порождая различные сленги т.е. языковые подсистемы, предназначенные для осуществления административно-канцелярской деятельности, судебно-фискальной или, к примеру, научной. Эти процессы резко обострили интерес к русскому языку, побудили к его систематизации и формированию научных основ. Необходимость заставляла изыскивать и использовать все резервы руского языка на потребу быстро растущего государства, что обусловило обращение к первоисточникам, городской и крестянской народной русской речи. Ученые и знатоки были поражены богатством, разнообразием и образным совершенством изустного творчества русского народа. Об интересе к русскому словотворчеству с видетельствует тот факт, что еще в конце XVII века среди образованных людей Рссии ходили рукописные собрания русских пословиц и поговорок. Молодй ПетрI в1717 году в письме полковнику Левашеву из Амстердама вспоминает о книге “Русские пословицы”, видимо имея в виду приложение к “Руковедению в арифметику”, изданное по его приказу и содержащее большое количество “сентенций различных авторов” сходных по смыслу с русскими пословицами.
В 1769 году в С.-Петербурге профессор Курганов впервые печатает ставший знаменитым на всю Россию “Курганов письмовник”, выдержавший огромное количество переизданий. Этот, как сейчас бы сказали “бестселлер” представлял собой собрание русских пословиц и поговорок расположенных в алфавитном порядке. Интерес Росии к собственному языку никогда не угасал, об этом может свидетельствовать один интересный исторический факт. ЕкатеринаII, хорошо знавшая и любившая русскую речь, в последние годы своего правления даже сочла нужным написать комедию под симптоматичным названием “Сумашествие на пословицах”. В то же время именно под ее покровительством был издан первый “Словарь Российской Академии”, куда вошли многие русские пословицы и поговорки. Слова же самой императрицы:”Русские пословицы мзощряют ум и придают силу речам” - вдохновляли ученых и литераторов вплоть до трагического ХХ века.
Интерес к своему языку обусловил и необходимость в формулировании основ русской национальной самобытности. Русский народ, объединенный в мощном государстве, остро нуждался в осознании собственного национального характера, в самоутверждении на основе многовекового опыта своих предков. Духовной пищей, удовлетворившей этот национальный голод, явился обширный труд Ивана Снегирева, прфессора Московского университета, вышедший в 1831 году под названием “Русские в своих пословицах”.Вскоре это сочинение уже читалось в России с иаким же интересом, как и карамзиновская “История государства Российского”.
Вэтом труде профессор Снегирев впервые попытался вывести психологические характеристики русского народана основе его собственных пословиц. Думаем, что нижеприведенные отрывки из его труда интересны и сегодняшнему читателю.
Нигде столь явственно не появляется дух и характер народа, как в его пословицах и поговорках. Постараемся вывести хотя некоторые очерки русских нравов из снго живого источника.
“Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы” - гласит русская пословица полагающая твердою основой законам - нравы; доброта и чистота оных вместе с благоговением к вере питают тот дух порядка и подчиненности, который упрочивает общественное и семейное благоденствие теснейшим соединением одного с другим.
Сколбко у предков наших уважалось честное слово как залог доброй совести то известно из летописей, законов и следующих пословиц: “Слово закон”, “Дослова крепись, давши слово, держись”, “Право велико слово”. Последнее речение являлосмь древней формулой при решении тяжб и споров. В договорах, что заключались при Алексее Михайловиче, в конце писалось:”А буде я не удержу своего слова, да буде мне стыдно”. Так же у древних русских честь принималась в смысле военной славы. В Пскове на мече, что лежит при гробнице Гавриила начертано:”Чести своей никому не отдам”. Издревле русские, дьбывая славу оружием, утверждали по примеру Святослава:”Мертвые сраму не имут”
Угрозою совести и общего мнения у русских был стыд, который ставился выше казни и принимаем был не только в смысле срама и бесчестия, но и верности своему народу. Летописец наш, изображая угощение, сделанное Батыем князю галицкому Даниилу, говорит пословицей:”Злее зла и стыда честь татарская”. “В ком есть стыд, в том и совесть” но “Ни стыда ни совести”. Любовь к отечеству развилась у русских, когда они свергли иго и скрепили части разделенной России:”С родительской земли умри, а не сходи”, “Русскими сынами нам быть или живыми не быть нам”.
Верование в судьбу,как безусловную необходимость в мире часто приводила в духе русских и ту решимость, с какою они поступают в своих предприятиях, не ведая ни препятствий ни опасностей: “Двух смертей не бывать, а одной не миновать”, “Или в стремя ногой, или в пень головой”, “Семь бед - один ответ”. Терпнливость же русского доказывают летописи татарского разгрома, литовских, польских, шведских и французских вторжений. Фридрих Великий сказал:”Русский терпелив до зачина”,. По своему вторит ему и русская поговорка:”Русские долго запрягают, да быстро скачут”.
Сколоко от положения русских, столь и от характера в них мало заметно той мстительности, какая видно в других племенах.Русские почитали злопамятность бременем для души:”Кто старое помянет, тому глаз вон”, “Худой мир лучше доброй брани”, “Тому тяжеле, кто помнит зло”.
При сангвинико-холнрическом темпераменте с прмесь меланхолического, какой замечается у большей части русских, они имеют немного потребностей и те умеренные и без причуд. “Жить в тесноте но не в обиде”, “Кто живет просто, тот проживет лет сто”, “Красна изба не углами, а пирогами”, “Недо жиру, быть бы живу”. В то же время русские радушные и хлебосольные хозяева, принимая гостей они приговаривают:”Чем богаты, тем и рады”, “Что в печи все на стол мечи”, Ничто так не оскорбляло честолюбия хозяина, если у нег нечем было угостить или заставали его в расплох:”Незваный гость хуже татарина”, “Гость дорогой, а жкнь середной”.
Для наклонения простолюдина у добру его же пословицы учат поступать сним честно, но грозно, ибо: “Пока гром не грянет мужик не перекрестится”.
Хитрость же русских в торговых делах была издавна известна, особливо иноземцам, живет она в таких поговорках: “Продать товар лицом”, “Запрос в карман не лезет”, “На гнилой товар слепой купец”. Какое же имели русские мнение о воровстве, под коим иногда разумели они всякий обман, видно из следующих пословиц разных эпох: “Лучше торговать, чем воровать”, “Воруют не для прибыли, а для гибели”, “Воровство - последнее ремесло”.
Особливой чертой русских поставляют насмешливость, более однако ж добродушную, чем злую. Острое и красное словцо было иногда и родм мести, какою они удовлктворяли себя за обиду: “Ради красного словца не пожалеет и отца”, “Норов не боров, на убой не откормишь”, “Добр молодец, да есть норовец”
Иван Снегирев не раз в своих работах мусленно обращелся к будущему русского народ через его прошлое и утваерждал, что:”При беспристрастном сличении светлых сторон с темными в нравах русского народа первые возьмут верх над последними, ибо его вспыльчивость и раздражительность вознаграждаются добродушием и незлопамятством, грубость - прямодушием, пороки его - коренными добродетелями, необразованность - природным умом и догадкою. Добрая русская старина водворится в просвещенном потомстве, наследные ее пословицы, оживленные событиями, оправдаются или опровергнутся правилами здравой философии к возвышению и утверждению не только политической, но и нравственной самобытности народа”.

Вернуться назад