Главная > Общество > СИНДРОМ ТОЛПЫ: ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА {T_LINK}

СИНДРОМ ТОЛПЫ: ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА


19-10-2012, 00:25. Разместил: Редакция
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Часть 6. Из цикла "УКРАИНА ХХI ВЕКА: ОБУСТРОЙСТВО СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ"


СИНДРОМ ТОЛПЫ: ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА


Ни для кого не является секретом то, что украинское общество находится в крайне болезненном состоянии. Сегодня оно напоминает стадо, которое ведут на заклание „сильные мира сего”. Именно они, бряцающие современным оружием и шуршащие долларовыми купюрами страны свободной демократии, определяют как нужно жить, о чём думать, что говорить, что смотреть и что читать людям, живущим на постсоветском пространстве. Инстинкт толпы довлеет над украинским обществом, которое в своём большинстве занято тем, как бы выжить в тех рабских условиях, которые созданы в стране не без помощи всех без исключения правительств и президентов Украины. Именно отечественный политикум является главным предателем интересов страны. Его представители всегда с огромным удовольствием способствовали оболваниванию общества за огромные деньги, которые щедро раздаются западными либеральными деятелями для продвижения их технологий, направленных на уничтожение славянского мира.

Синдром толпы – это болезнь современного украинского общества. Он умело подкармливается пропагандой, что вызывает у людей фанатичную веру в безусловную правоту всего сказанного в средствах массовой информации устами политиков. Разум, рациональность в поведении уступает место коллективному инстинкту, который движим эмоциями. Последние ищут и всегда находят форму своей разрядки. Оранжевая революция 2004 года – яркий пример всплеска активности общества, направленной не на созидание, как лицемерно утверждается даже теми политиками, против кого выступали революционеры, а на демонстрацию рабской сущности человека, его беспредельной глупости, жадности до денег и полной безответственности по отношению к своей стране. Так убеждённо и целенаправленно заниматься самоунижением может только толпа при полном отсутствии разума. Ведь снести с политического трона одних политиков, осознанно и со знанием дела разворовывавших страну, и заменить их другими, которые в воровстве, обмане и продажности превзошли всех своих вместе взятых предшественников, могут только дикари, у которых главные полушария защищены не черепом, а штанами.

Толпа – это очень удобная форма выражения трусости и бессилия перед хаосом, порождённым бесчисленным количеством проблем, в которых погрязла Украина после обретения независимости. Ощущение силы толпы, вседозволенности, анонимности ситуации, когда „я” заменяется на „мы”, способно превратить толпу из панической в агрессивную. Весьма показательной в этом отношении является инициатива ряда областных администраций в 2004 году, которые перебрав на себя функции ЦИК ещё до оглашения результатов выборов, провозгласили Ющенко президентом Украины. Представители оппозиции в Киеве, увидев, что наглость города берёт в буквальном смысле этого слова, решили взять этой же самой наглостью и президентское кресло. Что и было сделано. До смерти перепуганный Ющенко под давлением своего окружения произнёс присягу, цинично положив руку на Библию. Агрессивное меньшинство взяло верх при попустительстве большинства. „Я и сам для себя непосильная ноша, а уж вы тяжелы и подавно”. Этими словами из „Песен Заратустры” Ф. Ницше можно очень точно охарактеризовать то состояние „ходящего по мукам”, которое было характерным для деятельности Ющенко. Результаты управленческого дилетантизма „лидера нации” оказались весьма печальными для украинской экономики.

Вместе с тем, неправильно отождествлять всё украинское общество с толпой. Конечно, есть в нашей стране и здравомыслящие люди, которых пока меньшинство. По этой причине их мнение не имеет должного веса, способного создать общественный резонанс. И это вполне закономерно, ведь масса не воспринимает рациональные аргументы. Толпа не способна к критическим оценкам ни собственных действий, ни действий своих лидеров. Гитлер в свое время подметил это обстоятельство и использовал на практике. Он жаловался одному из своих соратников, видному деятелю национал-социализма Д. Раушнингу: „Когда я обращаюсь к массе с разумными аргументами, она не понимает меня, стоит только затронуть ее чувства – она сразу начинает воспринимать лозунги, которые я выдвигаю. На массовом собрании нет места мысли. ... А то, что вы скажете народу, когда он представляет собой массу, когда пребывает в состоянии восприимчивости и фанатичной преданности, запечатлевается и остается как гипнотическое внушение; оно устоит перед любыми разумными доводами”.

Эту логику взяла на вооружение и сегодняшняя украинская оппозиция, которая была всегда сильна только в одном – в бессилии своего бесстрашия. Она прекрасно владеет пропагандистскими приёмами, широко практикуя в своей политической деятельности подтасовку фактов и предоставление ложной информации, использование внутригрупповых-внегрупповых установок (например, технология создания „образа врага”) и эмоциональных установок и стереотипов, которыми люди уже обладали путем выстраивания ассоциаций между этими установками и задачей пропагандиста. В результате пропагандистский призыв практически всегда даёт желаемый для оппозиционных сил результат, ведь он ложится на благодатную почву. Это позволяет реализовать основную функцию негативной пропаганды – создание иллюзорной, параллельной реальности выгодной оппозиции, с перевернутой системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования ими в собственных интересах.

Почва для манипулирования общественным сознанием действительно очень благодатная. Согласно оценкам многочисленных исследований, украинское общество, среднестатистических представителей которого отличает инфантильность, зацикленность на материальных ценностях и жадность к деньгам, тщеславие, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность принимать решения и просто радоваться жизни, глубоко сидит в советском прошлом. При этом оно упрямо ожидает от государства, беспомощно мечущегося между Западом и Востоком в поисках внешней поддержки вместо реализации своих и общественных потенциальных возможностей, помощи в обеспечении собственного благополучия. Ни одна политическая сила не делает ставку на использование практически неисчерпаемого потенциала общества в направлении построения инновационной экономики. Ведь именно такой подход, альтернативы которому просто не существует, предоставляет неисчерпаемые возможности для формирования социально благополучного общества. Вместо этого в общественное сознание вколачивается мысль о необходимость присоединения к Евросоюзу и вхождения в НАТО. Ведь только в этом случае Украина, по мнению политиков и части населения, может стать экономически процветающей страной, надёжно защищённой от внешних угроз. При этом игнорируется очевидный факт, что Европе весьма выгодно держать дурака, в качестве которого в данном случае выступает украинское общество при активном содействии этому отечественных политиков, на привязи, подкармливая его обещаниями свободы и благополучия и извлекая при этом возможную и невозможную выгоду. А наша страна, как была, так и будет жить вне рамок Европейского Союза, который будет постоянно и с большим удовольствием поддерживать бесконечные дебаты по поводу возможности вступления Украины в ЕС, указывая при этом на необходимость повышения демократических стандартов, которые постоянно нарушаются в европейских странах в угоду политическим интересам.

Действительно, помощь стране нужна. Но почему мы ищем помощи у развитых стран, разворовав при этом собственную экономику, отказавшись от ядерного потенциала и сократив до неприличия армию в угоду Западу и США? Одно упоминание о целой подводной лодке, находящейся на вооружении доблестных ВМС Украины, вызывает, мягко говоря, недоумение и смех. Этот страж морских границ, доставшийся Украине при разделе Черноморского флота СССР, был спущен на воду ещё в 1970 году. За годы независимости это „чудо” не вылазило из ремонтных доков. А весной 2012 года выход впервые за 20 лет за пределы 13-го судоремонтного завода в Севастополе, освещался в СМИ как выдающееся событие национального значения. Смешно, если бы не было так печально.

Почему мы сегодня юлим и лицемерим перед лживой Америкой с её двойными и тройными стандартами? В стране орудуют международные организации, продвигающие принципы американской псевдодемократии на просторах Украины. Со всех сторон слышны советы, а по сути, приказы, экспертов, указывающих как нам жить, за кого голосовать на выборах, как управлять экономическими процессами на своей территории. Это как нужно не уважать себя, чтобы разрешать командовать у себя дома всем, кому не лень!

Почему мы сегодня стремимся подражать Западу, где до вплоть до XIX века царила потрясающая дикость, а не высокий интеллект и культура, как нам преподносит история? Существующий уровень жизни в Европе обеспечен не за счёт её собственных достижений в регулировании экономики, а за счёт широкомасштабных американских инвестиций, которые хлынули на континент после первой и второй мировой войны. Безусловно, можно и нужно перенимать полезный опыт общественного развития. Но принесёт он пользу только в том случае, если этот опыт является результатом творчества государства в регулировании экономики, а не спекуляций международного масштаба, организуемых финансовыми кругами США.

Почему мы не хотим жить так как жили наши предки-славяне, для которых высокий уровень духовной культуры и ношение украшений из золота, жемчуга и драгоценных камней было уделом простых людей, и которые держали в своё время в страхе всю Европу, боготворимую сегодня продажными политиками? Ведь в наших силах вернуть былое величие славян! Ну не царское это дело равняться на европейские стандарты жизни, которые при нашем желании легко могут стать минимальным прожиточным минимумом на нашей территории. Не царское дело равняться на европейские ценности, соблюдение которых толкает наше общество на пропаганду сексуальных извращений. По утверждению некоторых украинских СМИ, среди депутатов Верховной Рады насчитывается порядка 50 геев. Поэтому неудивительно, что рекомендации Европейского Союза по расширению прав и свобод лиц нетрадиционной сексуальной ориентации на территории Украины находят живой отклик среди многих парламентариев. А что, ведь они ведут борьбу за свободу и демократию! Очевидно, по этой причине накануне выборов политики начинают так интенсивно любить народ, что это больше похоже на групповое изнасилование.

Почему мы постоянно копаемся в историческим прошлом в поисках мнимых героев и стараемся получить из этого политическую прибыль? Ведь необходимость в героях всегда возникает там, где не хватает профессионалов. Отсутствие профессионалов на всех уровнях власти – это беда национального масштаба, с которой Украина не может и не хочет справиться на протяжении всех лет своей независимости. Это не делает нам чести ещё и потому, что практически вся мировая история построена на лживой доктрине, изобретённой политиками, которая до неузнаваемости искажает исторические факты. Из-за этого вранья ещё Ломоносов на одном из учёных советов в Российской Академии наук едва не подрался с немцем Миллером, который представил русскую историю как повествование о рабах, побеждаемых всеми, кому не лень. А ведь вся мировая история всегда вращалась вокруг славянского мира, который и до сего дня остаётся стержнем мировой цивилизации.

Почему невежество и мракобесие стало нормой жизни украинского общества? Сегодня быть тупым, изображая при этом умнейшего человека в глазах таких же тупых, – это модно, а самое главное, выгодно с экономической точки зрения. Указ Петра І от 9 декабря 1708 года выполняется с небывалым усердием в нашей стране. А содержание его таково: „Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства”. Современный среднестатистический украинский руководитель всегда подбирает подчинённых не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности, с целью обезопасить себя от самостоятельно мыслящего творческого человека, который всегда воспринимается как конкурент, представляющий угрозу начальственному трону. Сегодня в нашем обществе презирается порядочность. Если раньше удивляло хамство, то теперь удивляет вежливость. Человека должны украшать не самолюбование, завышенная самооценка, а порядочность с библейской точки зрения, характер и поступки. Ведь мудр не тот, кто доказал что-либо своим длинным языком и вывернутой наизнанку логикой, а тот, кто зная истину, не стал спорить.

Почему из подрастающего поколения так усердно лепят потребителей вместо творческих и самодостаточных людей? Мышление потребителей стало нормой жизни общества и это неудивительно, ведь мы строим экономическую систему, стимулирующую избыточное потребление вместо экономики, в основе которой положен интеллект и инновационное творчество. Дебилизация общества – в действии, причём при нашем активном соучастии.
Почему мы сами обрекли себя на выживание вместо поступательного и стабильного развития общества? Ведь проблема выживания актуальна только для животного мира, и она не имеет никакого отношения к человеку, главная задача которого состоит в постоянном и всестороннем развитии личности на протяжении всей жизни.

Ответ очевиден и прост. В нашем обществе слишком много желающих стать гетьманом и въехать в рай социального благополучия за счёт чужих усилий, и мизерное количество людей, обладающих самодостаточностью, целеустремлённостью и точно знающих, для чего они рождены в этот мир. Ещё „выдающийся” политический деятель Украины господин Кравчук во времена своего бездарного президентства бросил клич: „Канадська діаспора нам допоможе!” Ну с какого перепугу украинцы, в своё время выехавшие в Канаду по причине того, что не захотели помогать своей стране в трудное для неё время, вдруг ни с того, ни с сего захотят вкладывать свои деньги в экономику теперь уже чужой для них Украины, где правят полный экономический, социальный беспредел и бесправие? К чему привела такая иждивенческая политика этого горе-президента, страна сполна осознала на своих карманах.

Такое положение прямо связано с отсутствием благоприятных условий для развития человеческого потенциала, в основе которого положена самоорганизация общества. Самоорганизация, направленная на реализацию человеческого потенциала, позволяет раскрыться человеческой личности во всём многообразии способностей и таланта, делает человека настоящим творцом и хозяином своей жизни. Только созидательная самоорганизация может сделать из толпы общество, способное сформировать государство, которое не приватизирует свою страну с целью собственной наживы, а которое будет надёжным проводников общественных интересов в процессе построения социального благополучия.

Власть и общество всегда жили в разных измерениях, по-разному воспринимая окружающую действительность. Отсюда берёт начало различное толкование соотношения свободы, равенства и справедливости. Здесь наблюдается множество противоречий, различий, оттенков, переходных ступеней от откровенного неравенства до признания социального равенства, от приверженности идее анархической свободы до признания в тех или иных сферах жестких ограничений на индивидуальную свободу со стороны государства. В результате власть по определению оказывается не способной осуществлять эффективное управление развитием, за относительно небольшой промежуток времени освоить новые методы влияния на жизнедеятельность общества.

Но как бы ни была велика степень деградации украинского государства и общества, без выстраивая между ними цивилизованных отношений, основанных на взаимном уважении обоюдных интересов, невозможно обеспечить стабильное и поступательное развитие общества.

Логика общественного развития связана с непрерывным расширением знаний и, как следствие, с развитием техники, включением в жизнь нового ресурса, созданного человеком, исчерпанием старого, непрерывным появлением новых способов обеспечения потребностей человека, перестройкой структуры региона, её адаптацией к новым условиям жизни и т.д. Эти процессы идут спонтанно внутри общества и практически им не контролируются. Вместе с тем, очевидным является тот факт, что в условиях всё возрастающей неопределённости проблема взаимосвязи государственного регулирования и самоорганизации общества приобретает всё большую актуальность. Это именно тот вопрос, на который необходимо ответить сегодня для того, чтобы обеспечить завтра не выживание общества, а его интенсивное развитие.

Отсюда становится очевидным тот факт, что успешное взаимодействие государства и общества обусловлено уровнем развития человеческого потенциала, что и приводит к обоюдной выгоде в ходе субъектно-объектных отношений. Вместе с тем, изменения, происходящие в экономическом поведении общества, представляют особый интерес, поскольку именно от уровня развития человеческого потенциала в конечном итоге зависит результат данного взаимодействия. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть структуру механизма развития человеческого потенциала, в основу которого положена самоорганизация общества (рис. 1).

Самоорганизация общества – это целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется его организация. Всякое улучшение в общественной организации связано с использованием накопленных знаний, т.е. с трансформацией опыта хозяйствования. Наличие опыта ведения хозяйственной деятельности способствует наиболее полному использованию человеческого потенциала, что и обеспечивает эффективную организацию хозяйственной деятельности.

В основу самоорганизации положены принципы самодостаточности, саморегуляции, самовоспроизведения, саморазвития, самосохранения, самовозрождения, целостности. Самодостаточность – это принцип, в соответствии с которым каждый хозяйствующий субъект в целом может эффективно реализовывать свои целевые функции, в соответствии с существующими ограничениями и законами сохранения общественных ценностей. В соответствии с этим, каждому хозяйствующему субъекту, стоящему на том или ином уровне иерархии общества, в законодательном порядке гарантируются соответствующие права. Принцип самодостаточности предполагает каждому субъекту как самостоятельность и индивидуальность в их экономической деятельности, так и экономическую независимость.

СИНДРОМ ТОЛПЫ: ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА


В процессе развития человеческого потенциала общество трансформируется, укрепляется, оказывается способным интегрировать способы организации (областные и местные советы, областная государственная администрация и т. д.). Возникает все более осмысленное понимание того, что эти процессы необходимо регулировать. В этой связи особое значение приобретает принцип саморегуляции. Этот принцип является причиной возникновения и сохранения устойчивых состояний целевых функций, причиной возникновения самосогласованных, самосохраняющихся полей и потому играет чрезвычайно важную роль для стабильного функционирования общества. Этот принцип означает, что на каждом уровне общественной иерархии должен осуществляться баланс интересов хозяйствующих субъектов и государства. Фактически это обозначает их взаимную востребованность и необходимость в постоянной самоорганизации.

Непрерывность самоорганизации во многом зависит от возможности самовоспроизведения. Деятельность общества в целом осуществляется в соответствии с данным принципом в том случае, если хозяйствующие субъекты будут востребованы обществом, т.е. самовоспроизведение стимулируется востребованностью.

Но самовоспроизведение общества ещё не означает, что будут обеспечены условия для его саморазвития. Если принцип самовоспроизведения является количественной оценкой самоорганизации, то принцип саморазвития отражает её качественную оценку. Под качественной оценкой подразумевается возможность реализации саморазвития общества, которая напрямую связана с использованием информации или трансформацией хозяйственного опыта. В данном случае речь идёт о трансформации количественной составляющей самоорганизации (самовоспроизведения) в качественную (саморазвитие) на основе накопленного хозяйственного опыта.

На этапе трансформации опыта хозяйствования должны иметь место функции, обеспечивающие переход общества к саморазвитию, к решению перспективных задач. Функциональные механизмы саморазвития предусматривают мероприятия по идентификации возможностей общества, дифференциации целей развития, интеграции усилий общества, оптимизации результатов развития.

1. Идентификация возможностей общества. Главная функция саморазвития заключается в идентификации (определении) возможностей общества для решения проблем собственного развития посредством расширения соответствующего знания. Проблема идентификации общественных возможностей вытекает из двух взаимосвязанных фундаментальных законов исторического развития – закона экономии времени и закона роста полезной мощности. В соответствии с этим необходимым и достаточным условием непрерывного саморазвития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи, обеспечивающие рост возможностей общества, удовлетворение его потребностей, как неисчезающих, так и новых.

Общество, способное использовать идеи, появляющиеся в сознании отдельного индивидуума, для роста возможностей общества как целого и использующее рост возможностей общества для формирования индивидуума, способного генерировать новые идеи, будет обладать наиболее быстрым темпом роста возможностей. Только таким образом общества сохранит саморазвитие не только в данное время, но и в перспективе.

2. Дифференциация целей саморазвития. Саморазвитие общества предполагает наличие комплексной глобальной цели – производство нового человека. Достижение этой цели, определяющее благосостояние и жизнеспособность населения страны, во многом предопределяется стратегическим набором целей общественного развития.

3. Интеграция усилий общества. Проблема консолидации общества является одной из ключевых для действующей власти. Ведь с её решением напрямую связана успешная реализация экономических реформ в стране. Ключ к консолидации украинского общества лежит в плоскости общественной идеологии, которая способна стать центром общественного сознания и привлечь на свою сторону большинство населения. Общественная идеология аккумулирует в себе духовные ценности и ориентации, доминирующие в обществе. Приоритетное место в них занимают социальная справедливость и личное благополучие граждан, в основе которого лежит добросовестный труд на благо всего общества. Такие приоритеты понятны и близки каждому человеку. А значит, стремление людей к их реализации способно объединить общество и направить его усилия в конструктивное русло для решения сложных социально-экономических задач.

4. Оптимизация результатов саморазвития. Основная задача саморазвития состоит в приведении общества к состоянию наибольшей его эффективности, что достигается в процессе развития человеческого потенциала. Это позволит создать необходимые условия для получения максимально возможного эффекта и позволит обществу не только адаптироваться к динамично меняющимся условиям жизни, но и активно развиваться, стабильно наращивая свои потенциальные возможности с целью духовного совершенствования и улучшения жизненного благосостояния.

Саморазвитие приводит к дальнейшему формированию и увеличению хозяйственного опыта. В результате этого общество становится способным предвидеть стратегические и тактические перспективы своего развития и осуществлять всё более рациональные (с экономической точки зрения) действия, что в свою очередь обеспечивает возможность самосохранения. Это указывает на то, что трансформация хозяйственного опыта, как организационная фаза саморазвития, требует практического воплощения имеющихся возможностей общества в реальной жизни с целью его самосохранения. Это вызывает необходимость использования интеллектуальной силы, мощи общества или его человеческого потенциала.

Человеческий потенциал – это интегральная форма явных или скрытых свойств человеческой общности, выражающая сложившуюся в ней систему отношений и возможностей развития на основе самореализации личности в общественно значимой деятельности. Это те силы, средства и возможности, которые необходимы обществу для обеспечения самосохранения на основе осуществления хозяйственной деятельности, воспроизводства необходимых людям благ и услуг для удовлетворения своих потребностей.

Действие принципа самосохранения проявляется в реализации человеческого потенциала общества, что возможно лишь при наличии экономической свободы. Предоставление обществу соответствующего права позволит решить проблему рационального ресурсопользования, и будет способствовать оптимальной организации хозяйственной деятельности. Отсюда следует, что самосохранение общества предполагает эффективное использование ресурсного потенциала общества на основе максимально полного использования человеческого потенциала общества (духовного, образовательного, интеллектуального, творческого, трудового).

В соответствии с этим реализацию человеческого потенциала общества можно разложить на пять последовательных этапов:

1. Реализация духовного потенциала. Духовный потенциал – это совокупность имеющихся средств, возможностей, которые могут быть мобилизованы для достижения духовного развития. Оно пробуждает в человеке стремление к позитивной деятельности и помощи людям, к служению обществу, поиску своего места в нём и устранению его основных проблем: невежества, бездуховности, бесцельности, нелюбви, преступности, насилия, наркомании, нищеты, экологических бедствий.

2. Реализация образовательного потенциала. Производство нового знания, распространение научной информации и подготовка людей, способных практически применять и развивать научное знание, представляют собой целостную систему тесно взаимосвязанных элементов. Образование по самой своей сути осуществляет деятельность опережающего характера, ибо система образования охватывает главным образом те поколения, которым лишь в будущем предстоит войти в мир труда и производства.

3. Реализация интеллектуального потенциала. Под интеллектуальным потенциалом общества понимается совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой ключевых областях духовной жизни общества – науке и образовании, и измеренная величина которых показывает созданную и накопленную в обществе способность к творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов. Рост интеллектуального потенциала определяется с одной стороны, возможностями обеспечивать науку современными приборами, аппаратами и установками, дорогими материалами высокой степени чистоты. С другой стороны, возможностями подготовки достаточного количества квалифицированных кадров ученых, инженеров, техников, управленцев высокого уровня.

4. Реализация творческого потенциала. Творческий потенциал и активность проявляются в темпах научно-технического прогресса в стране, доходах от авторских прав, количестве патентов и международных премий и т. д. Творческий потенциал сегодня является движущей силой хозяйственного развития и его детерминантой, основным источником конкурентных преимуществ. Творческое начало в обществе – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

5. Реализация трудового потенциала. Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества. В трудовой потенциал включаются трудоспособные занятые и незанятые. Реализация трудового потенциала приводит к созданию общественно необходимых благ, удовлетворяя тем самым многообразные потребности общества.

Принцип самосохранения обеспечивает выживание общества, но препятствует крупномасштабным инновациям. Самосохранение – это оборона, а не наступление; оно порождает страх, а не уверенность; уступчивость, а не упорство; застой, а не развитие. Такое положение может привести экономику к стагнации. Успешное продвижение по пути инноваций возможно только в том случае, если общество в процессе реализации человеческого потенциала сможет подавить в себе ставший его опорой принцип самосохранения.

Поэтому реализация человеческого потенциала в предлагаемой форме обеспечивает не только выживание общества, но и его самовозрождение, что проявляется в улучшении организации и повышении эффективности экономической деятельности общества. Экономическая деятельность детерминирована экономическими потребностями людей (материальные блага) и экономическими способностями создавать материальные блага. В свою очередь, экономическая деятельность определяет становление экономических отношений и соответствующих экономических институтов. Так складывается целостная единая экономическая сфера, в том числе в системе взаимоотношений между государством и общества.

Целостность – это один из основных признаков общественного определения. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

В данном случае есть все основания говорить о качественной целостности общества, которая обеспечиваются не силовым потоком воли со стороны государственного управления, не потоком денег при господстве коррупционного управления, не манипулированием общественным сознанием через СМИ, а потоком нравственности во взаимоотношениях государства и общества при господстве демократического управления.

Однако современному государству не нужно высокоорганизованное общество. Ему нужна толпа, манипулируя которой можно получать и перераспределять властные интересы в интересах ограниченного круга лиц, а не общества. Поэтому главной задачей сегодня является консолидация здоровых сил в стране с целью формирования политической структуры, которая помогла бы обществу избавиться от синдрома толпы, при поддержке думающего большинства цивилизованным путём придти к власти и консолидировать общество для решения задачи достижения высокого уровня жизни в процессе построения инновационной экономики. Без перехода от экономической системы, стимулирующей избыточное потребление, к инновационной экономике, все намерения достичь высоких стандартов жизни, останутся несбыточными мечтами. И инициировать этот переход могут только люди с новым мышлением и мировоззрением, которые, безусловно, есть в нашей стране. И объединить их – главная задача сегодняшнего дня.

Владимир Васильевич Подгорный, кандидат наук по государственному управлению, доцент

Вернуться назад