Главная > Общество > РОЖДЕСТВО В СКАНДИНАВИИ {T_LINK}

РОЖДЕСТВО В СКАНДИНАВИИ


21-01-2011, 12:07. Разместил: Редакция
РОЖДЕСТВО В СКАНДИНАВИИ
В ШВЕЦИИ


Здесь Рождество отмечают с большой торжественностью, особенно в сельской местности. Подготовка к празднику начинается за месяц. Кто-либо из семьи, согласно старому обычаю, должен заранее позаботиться о новой одежде и обуви к празднику. В один из дней, недели за две до праздника, режут откормленных поросят, что происходит обычно между двумя-тремя часами утра. А за день до этого хозяйка готовит хорошо вычищенный котел с мукой, в который должна стекать кровь животных. Когда поросят режут, кто-нибудь находится возле котла и помешивает кровь и муку до тех пор, пока смесь становится густой и запекается. Эта работа чаще всего выполнялась женщиной в возрасте за 50 лет. Молодым женщинам или девушкам, имеющим жениха, строго воспрещалось принимать какое-либо участие в убое скота.
Затем варится пиво и выпекается хлеб. Когда все готово, начинается уборка дома. Он должен сиять. Поэтому все члены семьи оклеивают стены обоями, натирают полы, белят печи, чистят инвентарь и посуду. Посуду, начищенную до блеска, выставляют на полках над дверью в жилье. Утром в сочельник наряжается елка.

В НОРВЕГИИ И ДАНИИ


В Норвегии Рождество еще называют праздником мира. В рождественские дни не охотятся ни на птиц, ни на животных. Для птиц в деревнях выставляют на палке или на коньке крыши пшеничный сноп — хавречерв. В городах снопы привязывают к балконам. Домашним животным выдается корм со словами магических заклинаний. Вообще с Рождеством здесь связано множество обрядов, обычаев и поверий. Бытует легенда о нерадивой девушке, не накормившей животных в этот день. Девушка сидела у забора и вдруг услышала слова «пусть ослепнет тот, кто у забора сидит», и тотчас ослепла. Это произнесла голодная корова, которая в святочную ночь, когда весь мир наполняется волшебством, приобрела способность говорить.
Еще за две недели до праздника здесь убирают помещения, чистят утварь, пекут пироги и особые булочки, готовят вина и различные напитки. В деревнях крестьяне убирают скотный двор, чистят и кормят лучшим сеном домашних животных, чтобы приготовить и их к веселому Рождеству. На плугах и боронах рисуют кресты и убирают орудия под навесы дворов. В Дании до сих пор существует поверье о том, что бродячий сапожник может обнаружить вещь, на которой крест не нарисован, и сесть на нее. Это принесет в дом несчастье. Интересно объяснение этого поверья. Оно связано уже с христианством, хотя само поверье, видимо, древнее. Говорят, что «несший свой крест» остановился отдохнуть у дверей сапожника. Сапожник его прогнал, и тогда «несший крест» пригрозил ему, что тот будет бродить до его возвращения. В народе говорят, что сапожник уже двести лет ходит по Дании и ищет неосвященный плуг, и если найдет его: то проклятье кончится и перейдет от него к владельцу плуга. Вот почему в рождественскую ночь можно услышать шаги бродячего сапожника.
Для украшения дома используются бумажные вырезки на стены, звездочки для елки, деревянные игрушки, соломенные фигурки животных — козлов (юлебокар), свиней (юлегризар). Причем, самым популярным персонажем является именно козел. Вместе с ним на праздничном столе часто стоят деревянные или соломенные птицы — петух или голубь. А еще их также принято подвешивать к потолку.
В качестве рождественского дерева наряжается елка или пихта. Это могут быть также ветви сосны или можжевельника. Но делается это обязательно втайне от детей. Для них это всегда сюрприз.
В рождественский вечер семья собирается у очага для совместной трапезы, которая называется «макание в котел» (dopp grytan). Вот как это происходит: котел с вареным мясом, сосисками или ветчиной стоит на очаге. Каждый, включая гостей и слуг, отрезает кусок белого хлеба (верт-бред), опускает на вилке в котел с мясным соусом, затем ест этот хлеб с куском мяса. Присутствующие произносят тосты за счастье, пьют глинтвейн.
В селах на Рождество и Новый год в каждом окне горят свечи. Дети и молодежь катаются с горок на санях, держа в руках сосновые факелы. Затем горящие факелы бросают в костер, разведенный на высоком месте, порой у церковного двора. При этом произносятся традиционные праздничные приветствие God jull. Костры гасятся только с наступлением рассвета.
С рождественской ночью связано множество поверий. Верили, например, что если в эту ночь смотреть через окно или замочную скважину в церковь, то увидишь там всех умерших. Можно по дороге встретить в это время их свадебную или похоронную процессию и узнать, кто женится или умрет в новом году.
На следующий день, первого января, все сидят дома, и каждый занимается своими личными делами. Это семейный день. В гости никто не ходит, так как считается, что тем самым можно вынести счастье из дома. Но если все-таки в доме появился гость, его радушно встречают и угощают пивом.

В ФИНЛЯНДИИ


Рождество здесь называется йоулу. И сам праздник, и его название пришли из Швеции. В канун Рождества было принято начать работу пораньше, выполнять ее особенно тщательно, и закончить рабочий день рано. Уже днем надо было обязательно натопить баню, ужин подавался рано, многие и спать ложились пораньше, чтобы утром можно было рано выехать в церковь.
Елка в качестве рождественского дерева появилась в финской деревне очень поздно. Она была заимствована из Западной Европы в начале XIX в. Первоначально ее знали только в городах. В сельских местностях украшенная елка появилась сначала в школах, а в крестьянских домах получила распространение к концу позапрошлого века. Вечерняя трапеза в сочельник была довольно ранней. С праздничного стола давали еду и домашним животным. В Финляндии, как и в других странах, считали, что в ночь на Рождество и в следующие ночи на землю приходят души покойников, духи-покровители и нечистая сила. Для покойников и духов всю ночь стояла на столе еда, была истоплена на ночь баня. А для того чтобы нечистая сила не проникла в дом и другие помещения, на всех дверях снаружи рисовали кресты. В новое время — уже в XX в. — распространился обычай ездить в сочельник на кладбище и ночью зажигать свечи на могилах ближних. В старину молодежь в ночь под Рождество обычно гадала. Гадания были распространены самые разные: по горению лучины, по поведению животных, по тому, как клевал зерно принесенный в избу петух, полагали, что можно угадать свою судьбу. Было популярно литье олова в воду. Отливали по фигурке для каждого члена семьи и еще одну — для духа земли, чтобы узнать, будет ли он покровительствовать дому. В воде из-под литья девушки смачивали свои платки и клали их под голову, надеясь увидеть во сне суженого. Кроме того, смотрели в зеркало, в котором должно появиться лицо жениха, предсказать в наступающем году: предстоящее замужество, время смерти.
Второй день Рождества был днем святого Стефана (по-фински Тапани), первого христианского мученика, который в Финляндии стал покровителем лошадей. Видимо, древний праздник, посвященный лошадям, наложился на более позднюю дату празднования дня этого святого. Во многих местностях Финляндии именно в этот день впервые запрягали жеребенка, впервые выезжали на молодой лошади. Почти повсеместно в этот день устраивались скачки. В Южной Финляндии до сих пор помнят, что раньше день Тапани начинался с того, что кто-нибудь из молодых мужчин въезжал верхом в жилое помещение и сидел на лошади, пока она съедала ведро отрубей или овса. С Тапани начинались и различные развлечения молодежи, игры. В этот день появлялись ряженые.
Ряженые подразделялись на два вида: «козлы» и «звездные дети». Среди первых были «кнутовые козлы» {nuuttipukit) и «рождественские козлы» joulupukit). Наряжались они в вывернутые наизнанку шубы, имели рога и хвосты. Среди ряженых были также «рождественский журавль» (joulukurki), и «всадник на лошади» tapaninvalko). Часто мужчины переодевались женщинами, а женщины — мужчинами, все перемазывались сажей и в таком виде ходили из дома в дом, затевали игры, разыгрывали сценки, зарабатывая себе угощение.

Вернуться назад