Об одной аналитической записке
Читатели, знающие меня как одного из них, усмотрят в этом заголовке приписку себе значимости, которой я не обладал и не мог, по мнению скептиков, обладать. Но в первое десятилетие нового века на моей визитной карточке было оттиснуто не только «Союз писателей России» и «МПФ «Классика»(1*)». В те годы я входил в «Рабочую группу по усовершенствованию миграционного законодательства Комитета по делам СНГ ГД ФС РФ» и возглавлял Представительство РО(2*) Галиции в Москве, одновременно исполняя обязанности гл. библиотекаря БУЛ(3*) в столице.
Кроме перечисленных мест службы, работал над книгами художественной литературы и публицистики, был частым автором СМИ. Среди последних особое место занимали порталы, основанные попечением иностранного ведомства – «Русский Век» и «Россия и соотечественники». Сотрудничество с ними было столь тесным и долгим, что сайт, отражающий жизнь и проблемы российской диаспоры в зарубежье, выплачивал мне гонорар за каждую публикацию, что само по себе в наше время редкость. Этот «медовый месяц» длинной в несколько лет, однако, стал отдавать горечью, когда я широко опубликовал резкую статью «Мидовские потехи» (о неблаговидных делах Генконсульства во Львове, есть в и-нете). Сотрудничество со мной названные сайты прекратили полностью в связи с моим полным неприятием официальной политики России в отношении русских общественных организаций на Украине, в частности, созданием ВКСОРС(4*) во главе с депутатом от Партии Регионов В. Колесниченко, которого я назвал в сатире «
Сказка о мёртвой затее и семи баблотырях»
русофилом-бандероманом. Действительно, нежизненность этой «затеи» подтвердили события под знаком Майдана, но это другая тема. Вернусь ко дням, предшествующим Майдану.
Тогда я полагал, что одним из главнейших направлений работы Кремля среди зарубежных соотечественников должна быть организация единого культурного пространства РФ-Украина. И начать это направление необходимо созданием
специального информационного ресурса. Задуманное оформил в виде Аналитической записки и разослал её во все известные мне государственные и общественные структуры, о коих был наслышан. Дело прошлое, перечёркнутое событиями 2013/15 годов, скажете вы? Нет, проблема не исчезла. Она обострилась. Уже на повестке дня восстановление на Украине русского национально-культурного движения с учётом всех ошибок. Поэтому я повторяю здесь названную «Записку», переработав её.
***
В триаде терминов
политика, экономика, культура последний представляется наиболее эффективной силой влияния России в новом зарубежье для формирования своего позитивного образа, как центра притяжения. Все усилия узко национальных элит, правящих в периферийном (по отношению к РФ) постсоветском пространстве, утвердить на подконтрольных территориях
унитарную государственность
«титульной» нации наталкиваются на непреодолимый пока что(!)
русскокультурный барьер. Его живая составляющая – практически вся русскоговорящая (в пределах свободного выбора) масса, также то или иное количество
иноязычных, по сути,
двуязычных, патриотов местной культуры, сложившейся уже в разной степени самостоятельности до того, как здесь зазвучала русская речь и начала проникать сюда озвученная ею культура.
Названная категория двуязычных украинцев, не чуждых русской культуре, неоднородна. Часть её осознаёт неконкурентоспособность своей, домашней культуры в тесном соседстве с
высокой культурой просвещённых слоёв общества,созданной многонациональным сообществом творцов. Тем не менее готова из узких патриотических побуждений отказаться от её заманчивых для подражания образцов. Значит, отказаться от русской речи. Правда, комфортность общения на русском языке и эстетический выбор невольно вынуждают нарушать идеологическое
табу.
Другая часть (на неё внимание!) - не меньшие патриоты украинской самобытности. Они
полагают, что выход из сферы русской культуры, сопровождающийся
отказом от русского языка, нанесёт непоправимый вред лихорадочному, неразборчивому
культуротворчеству украинства на базе местных, сугубо отдельных материальных и духовных ценностей. Результатом такого якобы освобождения от иноязычного влияния, считают они,
станет падение с достигнутой цивилизационной высоты.
Ибо вернуться к «истокам», значит – к фольклору, в лучшем случае, к субкультуре трогательной, но отжившей старины. Разумеется, новые культуртрегеры украинства из-за нехватки местного материала пытаются заполнять пустеющие места заимствованиями наугад у соседей (за исключением русских), что под руку попадается (а попадаются чаще всего образцы американизированной поп-культуры. Потребителям такой культуры вряд ли позавидуешь.
На Украине наблюдается, «рассудку вопреки, наперекор стихиям», крестовый поход из Галиции под оранжевыми и чёрно-червоными знамёнами за утверждение
стерильного украинства в англосаксонской редакции. Но очевидно и воздействие укоренившейся глубоко в просвещённых слоях высокой
общерусской культуры. Точнее,
этот духовный и материальный продукт коллективного творчества всех мастеров искусства и литературы, учёных многонационального Российского государства, в первую очередь собственно русских, малороссов и белорусов, здесь присутствовал изначально, с допетровских времён. А вот отдельной украинской культуре, как явлению более позднему, пришлось укореняться на занятом месте не без известных усилий, во многом искусственно, политическими методами разнородных властей, заинтересованных в расчленении единого русского мира. В решающей степени возникновению «окремой культуры» способствовали большевики с их разрушительной идеей «братских», но разделённых административными, языковыми и прочими границами народов.
Особенность культурного поля сегодняшней Украины такова: наибольшая активность на всём периферийном постсоветском пространстве апологетов унитарной державы и наиболее выпуклый, монолитный
русскокультурный барьер на пути этой активности. Равновесие кажущееся. «Русскоязычный гигант» настолько уверен в своей неуязвимости, что не принимает никаких действенных мер к активной самообороне. Преимущество за поддерживаемым мощью государства
украинством. Оно знает, чего хочет, оно консолидировано, оно настроено на абсолютную победу – искоренение всех явлений русскости в своих пределах. Смена поколений ему на руку. Ждать недолго. Поэтому обеспокоенной таким ходом событий стороне
необходимы быстрые и решительные действия гласного характера в рамках государственных и международных законов по организации в эффективную силу ревнителей общерусской культуры. Делать это надо независимо от их национальности, политических и конфессиональных предпочтений. Работать надо в пользу культуры, озвученной литературным языком, называемым русским, хотя он общерусский, не только великоросский. Цель таких действий - духовная интеграция насильственно разделённого общекультурного пространства. Вялотекучие процессы русской культурной жизни на Украине поддерживаются объединёнными в массу мелких самодеятельных структур
этническими русскими и
русскоязычными по предпочтению украинцами. Их деятельность неудовлетворительна. Они едва обеспечивают оборону при медленном отступлении под натиском националистов, поддерживаемых государством.
Слабость русских самодеятельных объединений и партий на Украине в том, что они действуют «под личностью», являясь «дружиной» ревниво относящихся друг другу лидеров, нередко враждующих между собой. Учитывая, что русский и воспитанный в русском языковом и культурном пространстве инородец (по воззрениям своим
государственник, а не националист) вне своего государства теряется,
состояние таких объединений за пределами России со временем
не улучшится в сторону консолидации. Наоборот: без поддержки России они обречены на распад при смене поколений. С 2000-го по март 2005 года наиболее крупной самодеятельной организацией русскоязычных жителей Украины являлось Русское движение Украины (РДУ), возглавляемое А. Свистуновым (ок. 100 тыс. участников). Из него к выборам в ВРУ в 2002 году выделилась партия Русский Блок (РБ, ок. 15 тыс. членов), набравшая на выборах ок. 1% голосов (в Крыму, тогда украинском, ок. 3%). Но даже такая крупная организация ограничила свои протестные (против дискриминации по языково-культурному признаку) выступления пикетированиями и слабосильными митингами. Там, где ситуация требовала выводить на улицы массы, готовиться к актам широкого гражданского неповиновения в связи с ситуацией вокруг русского языка, например. Это понуждает констатировать отсутствие достаточного для достижения своих целей
пассионарного авангарда. Сейчас неизвестно, что представляют собой РДУ и РБ. Скорее всего, этих организаций практически нет.
В такой ситуации
надёжным союзником русской культуры может стать интеллигенция (в основном, творческая) Правобережной Украины. По предпочтению традиций, по происхождению, по малороссийскому патриотизму, по свободному выбору и призванию работающая в украинском языковом и культурном пространстве она - сторонник независимой Украины. Но убеждённая в животворности русской, а точнее общерусской культуры на украинской почве.
Назову их здесь языкомовными, что подразумевает свободное двуязычие. Эти реально мыслящие люди понимают непоправимую пагубу для развития сугубо
окремой (отдельной) украинской культуры, что таится в создании образцов мысли и духа наспех (лишь бы поскорей прочь от ненавистных москалей!), на живую нитку по схваченным наугад «европейским» образцам. На их глазах и на слуху за четверть века «незалежности» на украинском языке не написано ни одного яркого произведения, достойного хотя бы украинской литературной сокровищницы (чего говорить о мировой!). Художественная продукция украинских писателей, достигавшая в советское время 50% всей печатной продукции республики, теперь составляет… 3%; научная мысль направлена на доказательства доарийского происхождения украинской нации, сочинения фантастических историй Украины и в прочие интеллектуальные тупики-ловушки. Беда сочинительства
незалежной, унитарной, очищенной от всякого «московского» влияния новейшей украинской культуры в глазах
языкомовных малороссов усугубляется тем, что в культурном пространстве Украины (и не только культурном!) тон задают политизированные представители галицкого этноса, объявившие прикарпатский край Украинским Пьемонтом. Патриотически настроенный, мыслящий малоросс с раздражением воспринимает чужака-галичанина, 600 лет находившегося в иной этно-духовной среде, уступившего свои города и все культурные сферы духа, кроме фольклора, иноземцам (католикам, иудеям и протестантам). Они («украинцы» по назначению Вены и Варшавы) изменили православию, вере предков, а теперь напористо, агрессивно выступают в роли ментора перед 40-миллионным, разноязыким сообществом федеративного пространства более чем в полумиллиона кв. км и далеко за этими пределами.
Сторонники развития собственной украинской культуры в тесном взаимодействии с культурой общерусской, в которой неоценим малороссийский вклад, могут стать заметной силой в культурном движении Украины, не отвергающем русскую составляющую.Необходимость их привлечения в дело сохранения и развития русской (общерусской) культуры очевидна:
Языкомовные (то есть, повторяю, природно двуязыкие граждане Украины, в отличие от этнически русских и русскоязычных, в той или иной степени владеющих мовой) лишены естественного опасения последних, что в глазах националистически настроенных «титульных хозяев» их обвинят в антиукраинской деятельности в интересах другой державы. Отсюда – большая степень свободы действий, уверенность в своей правоте.
К ним искусственно не пришьёшь ярлык «пятая колонна», поскольку тяжкое обвинение падёт на заметную когорту творцов и ревнителей собственно украинской культуры, а это ударит по творцам и подпоркам «мовной политики», по правящей элите.
Языкомовные лучше ориентируются в русской культуре, чем их русскоязычные единомышленники - в украинской, а это при проведении акций, посвящённых проявлениям двух культур (что не только желательно, а, знаю по собственному львовскому опыту, необходимо), автоматически ставит их в положение ведущих.
- Положение поддерживаемых подчёркивает ненавязчивость русской культуры на якобы чужой территории, ибо понятие общерусскости требует специальных разъяснений, связанных с историей культуры, её эволюции, досконального знакомства с творцами.
- Естественный «отбор» в ряды языкомовных идёт более тщательно, по осознанному предпочтению. Здесь имеет значение происхождение, школьный выбор родителей, случайности. Поэтому «удельный вес» их больше. Они более активны, ибо реализовать себя,не изменяя Украине, они могут только на Украине, в то время как отвергнутый, лишённый почвы творец из русских, русскоязычных других национальностей может переселиться в Россию и там без душевных потерь продолжить своё дело. Ясно, что такое движение, если удастся его организовать, по языку будет русско-украинское, теоретически открытое для других языков, ибо, по факту, большинство неукраинцев на Украине – русскоязычны. В таком культурологическом объединении украиноязычные сторонники русской (общерусской) культуры реализуют свои духовные запросы, отстаивают свои идеалы, не отказываясь от
русской (общерусской) культуры. Этнические же русские (и русскоязычные по преимуществу) не опасаются размывания, растворения своей старой культуры в иноязычной, озвучиваемой на мове. Универсальная же для восточных славян
(руссов, русских, руських) культура станет обогащаться (будем надеяться) яркими я влениями новой, сугубо украинской культуры, а обогащение – всегда благо.
Рассматривая детали такого умозрительного на сегодня объединения, называю его движением условно, ибо оно должно быть свободно от диктата руководящего центра. Вместо него -
Координирующий Центр (КЦ) – место средоточия и выхода информации.
Гласность осуществляется через все доступные СМИ, в первую очередь – через собственный печатный (радио, канал телевидения, отдельные программы того и другого) орган. На этом пока останавливаюсь с предложением
использовать в практической деятельности на начальной стадии близкий по духу к задуманному и удобный по своей структуре портал Единая Русь. С его основателем и главредом я ещё не говорил, поэтому его не называю. На существующем портале можно разместить «вложенный сайт» с «узнаваемым лицом» и автономной направленностью - пропаганда достижений
общерусской, украинской, русской (после 1991 года) культур, их взаимовлияния, единой истории восточнославянских народов, конструктивная критика апологетов украинской исключительности, отдельной от восточнославянского мира «великоросскости». Украинцы Москвы и России в целом могут сыграть в распространении идей культурной интеграции заметную роль, есть организованные уже силы единомышленников в Киеве и Львове (в последнем - Русское общество им. А. Пушкина, Русский культурный центр, ИД «Цивилизация», где преобладают «языкомовные»).
Авторское заключение Не понимаю, чем мои рассуждения, мои предложения настроили против меня власть имущих. Я не новичок в русском движении. Я со товарищи его зачинал ещё в 1988 году во Львове, когда до бесславной кончины СССР, осуществлённой предательством правящей партии, оставалось ещё три года. Следовательно, специфические условия описанной территории знаю не понаслышке. Возможно, частный Сокуров с его частными взглядами не вписывается в общую политику? Так почему же тогда не возразить мне просвещённым мнением? Понять не могу. Может быть, на сайте «Завтра» найдётся достойный толкователь событий.
Сергей СОКУРОВПримечания:
(1*)Международный Пушкинский фонд.
(2*)Русское общество.
(3*)Библиотека украинской литературы.
(4*) Всеукраинский координационный совет организаций российских соотечественников.