1 часть
Поездка в Донбасс была для меня одной из самых сложных, наряду с поездкой в США и Косово. Во время поездки в США было опасение, что могут к чему-нибудь придраться, наведя справки о моем антиглобализме и антиамериканизме, и посадить в тюрьму на базу в Гуантамо на пару десятков лет. А в Косово могли наброситься бородачи, вооруженные кривыми ножами. Ежедневно мне снимали с интернета пару десятков материалов о ситуации в Донбассе, а также несколько видеоматериалов. Но, все равно, лучше своими глазами увидеть и своими ушами услышать.
Мне советовали не ездить поздно вечером и ночью – из встречной машины могла раздаться автоматная очередь. Еще советовали не реагировать на требования вооруженных людей остановиться – «Останавливайтесь только на блокпостах». На мой вопрос: «А как будут реагировать эти вооруженные люди на то, что мы не остановимся?» был дан такой ответ: «Могут стрелять, а могут и нет». Говорит мне водитель: не будем привязываться, чтобы в случае если что-нибудь случится сразу выпрыгнуть из машины.
Украинские СМИ ведут жесточайшую информационную войну. Участники АТО выступают в школах, где накачивают учащихся ненавистью. Раб Божий Вячеслав, у которого мы ночевали в приграничном российском Каменске-Шахтинске, говорил, что с родственниками, живущими на Украине невозможно общаться – они все зомбированы, твердят одно и то же, что если бы не Путин, то они хорошо бы жили. Не все беженцы с Украины, находящиеся в России, настроены к ней лояльно. Есть молодые беженцы, которые не хотят работать.
Во время трехнедельных боев в январе-феврале в боях под Миусом, Чернухино, Никишино, Дебальцево со стороны ополченцев погибло более 2 тыс. человек. Раненых было в два раза больше.
Когда я уже собрался ехать к границе мне сообщили, что как раз после пятого марта обстановка должна серьезно ухудшится. Решил выждать несколько дней.
В Дебальцево казаки ударили в лобовую по центру по позициям украинских войск. Тем самым их группировка была рассечена. В первые же минуты погибло около сотни казаков. Вообще о казаках говорили, что они очень хорошо воюют, что первыми идут в бой.
Замечено, что в тех подразделениях ополченцев, как например, в батальоне имени св. Александра Невского, где большое внимание уделяется воцерковлению, очень низкий уровень потерь.
Накануне въезда в Донбасс по интернету узнал о покушении на А. Мозгового и о похищении с целью выкупа иеромонаха из монастыря г. Угледара. За час до нашего проезда через Михаиловку украинские войска обстреливали шахту «Первомайскую», находящуюся неподалёку.
Неподалеку от российской таможни находится большой красивый храм. На самой таможне всего лишь три машины. В Изварино – таможне со стороны Луганской народной республики несколько десятков машин. Здесь много мусора. Я еще подумал: «Служил бы я здесь, просил бы разрешения с прихожанами убраться здесь – это же вывеска новой республики». Вывески на украинском языке. Меня удивило то, что здесь мы даже не были зарегистрированы. Пока здесь все упрощено, т.к. республика еще не признана и ей не до этого. Когда едешь по дороге, то раздается какой-то странный гул. Мы даже подумали, что в машине возникла какая-то поломка. А дело оказалось в том, что из-за интенсивного передвижения по дороге танков она стала похожей на доску. У въезда в поселок находится небольшой православный молитвенный дом во имя прп. Сергия. Я подумал: «Хорошо бы Троице-Сергиевой Лавре построить здесь типовой храм». При выезде из Изварино мы увидели первый блиндаж. Все автобусные остановки выкрашены в «незалежный» желто-голубой цвет. Он присутствует повсеместно: на шахтных конструкциях, на газопроводе и т.д. – таким образом, через эту символику акцентировали внимание на самостийности. В то же время немало рекламных щитов и надписей на тех же остановках в пользу самоопределения Донбасса. Приведу некоторые запомнившиеся надписи: «Мюнхен-1933 г.; Майдан-2014 г.»; «Слава Украине» (последнее слово зачеркнуто – вместо него – ЛНР); «Мир всем, порядок каждому» (это на фоне фотографии главы ЛНР Плотницкого); «Отстояли свободу – построим республику»; «Не забудем, не простим» (на фоне разбитого танка; в другом случае изображена плачущая девочка у трупа матери); два флага: Российский и ЛНР и слова: «Вера, надежда, любовь»; в другом случае – рядом с этими флагами слова «Вместе навсегда»; «Мой дом, мой город, моя республика»; «Слава воинам-освободителям ЛНР»; «Не грусти Донбасс, пробьемся»; «Луганщина – это Россия»; «Фашизм не прошел в 1945 г. – не пройдет и сейчас»; «Взявший меч, от меча и погибнет»; «Старый друг лучше двух новых» (эти слова на фоне флага России, как и слова «Дружили, дружим и будем дружить»). На стене одного дома надпись: «Мы за Единую Украину!» – а рядом: «Ты уверен?»
При въезде в Краснодон указатели о музеях истории Донского казачества и музея молодой гвардии. Почти все вывески на русском языке. До Луганска от Краснодона около 40 км, через Молодогвардейск и мимо Новосветловки, где шли сильнейшие бои. За Новосветловкой увидели остов сгоревшего танка. Он весь в цветах. Много руин. Мимо проезжает десяток больших, крытых грузовиков. Встречаются белые машины миссии ОБСЕ. При въезде в Луганск пустынно. Много зданий с разбитыми стеклами. Памятник Дзержинскому, а далее Шевченко. При виде памятника Тарасу, в голове мелькнуло: «Бутуз надутый». В первые же минуты пребывания в Луганске были слышны разрывы мин на окраинах города. Все офицеры ополчения были срочно вызваны на сбор в штаб.
Въезжаем в Луганск. Продукты в городе подорожали, с лекарствами плохо. У деревянного храма во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива встречаемся с его настоятелем с о. Павлом Батарчуковым. Этот храм, построенный в древнерусском стиле, является одним из символов города, его визитной карточкой. От храма начинались общегородские крестные ходы. Напротив здание СБУ. Здесь содержались активисты сопротивления, освобожденные народом. Когда несколько раз глубокой ночью это здание хотели отбить у ополченцев, с колокольни храма раздавался набат. Чуть поодаль храм в честь иконы Богородицы «Умиление». Над храмом в январе этого года была радуга в горизонтальном положении. При обстрелах на крышу храма упало большое дерево. Частично крыша была пробита, в куполе отметина от мины, разбита трапезная. Гуманитарная помощь из России продается на базарах. Недостроенный корпус Духовно-просветительского центра – его крыша и окна разбиты. Предполагалась строить гостиницу на 30 человек. Этот корпус весь посечен осколками. Срезаны верхушки деревьев. По счастливой случайности не взорвались газовые баллоны трапезной, где только поели люди. В настоящее время топят дровами. В парке, примыкающем к храму, о. Павел заметил три пня и сказал: «Надо их выкорчевать – тепла хватит на целый день». Через границу нельзя провозить более 10 литров бензина. У о. Павла были сложности с перевозом через границу картошки и капусты. Батюшка сетовал на административное хамство на границе. Необходимо признание ЛНР - без этого трудно будет жить. Сетовал батюшка на слабое посещение храма. Во время одной из бомбардировок храма в барабан купола ударило два осколка. Посыпались иконы, певчие упали на пол. Замечено, что часто обстреливали в праздники или когда кто-то из высокопоставленных американцев приезжал в Киев. В доме самого о. Павла выбиты стекла и окна. Асфальт на дорогах деформирован - либо от танков, либо от мин. Здание цирка без окон и дверей. Около дома батюшки на столбе отметина - здесь погиб человек. Он вышел переставить машину, и его накрыла мина. Дом о. Павла внешне особо непривлекателен, зато внутри добротно обустроен. На мой вопрос, почему так, батюшка ответил: «Чтобы не вызывать зависть у людей». В гараже старенькая «Волга», во дворе кудахчут куры, растут розы, теплица. Целая тачка битого стекла. Множество осколков (один из них вплавился в стол). В одной из комнат дома на стене весит стенд, посвященный юбилею батюшки. Запомнились такие слова из стихотворения матушки, посвященного мужу: «Я сказать тебе хочу, что счастлива с тобой. Я люблю тебя безумно. С днем рожденья, дорогой». В коридоре целая батарея из бутылок с водой из источников Сергиева Посада. Во дворе есть скважина, но вода из неё соленая. Из кранов воду не пьют, так как она поступает из реки Северский Донец, а там вода отравлена из-за множества сброшенных в неё трупов.
Сосед о. Павла – раввин. В субботу, когда иудеям ничего нельзя делать, он просит батюшку нажать кнопку, для того чтобы он мог войти во двор. Двор у дома раввина проломлен от обстрелов. ВСУ не спешит отводить тяжелую технику, на самом деле проводя ее ротацию. ОБСЕ на стороне Украины.
Рассказывали, что на крышах домов один мужчина и его беременная жена ставили маячки для ориентиров украинской армии. Они были обнаружены и сброшены с крыши дома. Другой случай: 80-летний дед делал выстрелы из своего сарая. За каждый выстрел он получал гривны от карателей – они ему были нужны для помощи сыну.
В захваченном здании СБУ были обнаружены сертификаты на продажу донбасской земли иностранцам, в частности сыну Байдена. Во время обстрела в одно кафе города было прямое попадание. Семью батюшка отправил в Москву. Прихожан у него в храме стало меньше. Раньше Донбасс, по его словам, был самодостаточен, а теперь другая ситуация. Батюшка предложил идею побратимства между приходами, т.е. чтобы помощь из России шла не через епархиальное управление, а устанавливались связи между конкретными приходами. В церкви свв. мчч. Гурия, Самона и Авива служил в субботу вечером, под Крестопоклонную неделю. Удивился, что не было трезвона перед службой. Сказал об этом, и во время начавшейся службы немного потрезвонили. Смутило, что во время каждения храма пропели всего 2-3 стиха из 103-го псалма (правда, сам храм небольшой). Подумал, что сильно будут сокращать службу, но нет, она была более-менее полной. Кафизму хотя читали одну, но без сокращений. Полиелей предложили возглавить мне. Пропели величание Державной иконе. Уже отвыкшему уху было непривычно слышать «Покаяние» Веделя. На вынос креста облачился сам настоятель. Крест не просто выносили через солею на середину храма, а обходили с ним весь храм. Перед началом поклонения кресту настоятель произнес слово на тему праздника, а потом приветствовал меня. В ответном пространном слове среди прочего я сказал, что как Крестопоклонная неделя на середине пути Великого поста, так и у меня такое впечатление, что страдания Донбасса тоже на середине пути. Как-то по-особому звучала тема о кресте в многострадальном Луганске. Крест был убран яркими цветами. При подходе к нему всех помазывали сочным пахучим елеем. В храме созидается новый иконостас. В алтаре для престола утроено мраморное подножие.
В Алчевске в настоящее время уже 4 храма. Последний - в честь равноапостольного князя Владимира в учебно-просветительском центре. В храме иконостас изготовлен из местного дикого отполированного камня. Особо почитается в этом храме Боголюбская икона Богородицы и икона «Умиление» (с ней ежедневно проводят крестный ход вокруг города и после ежедневного молебна о мире на Украине помазывают освященным елеем. На стенах центра развешены работы детей-инвалидов. Запомнился такой лозунг: «Душе - праздник, рукам - работа». Этот центр также был открыт накануне войны. Напротив церковь великомученика Георгия с часовней в честь мученицы Татианы (она была построена перед последней войной). Рядом пруд – на Крещение в нем многие купаются.
После молебна в церкви св. равноапостольного князя Владимира
В пятницу у поклонного креста на Площади Ильича напротив памятника Ленину служил молебен. По его окончании сказал, что в 70-е годы мы, верующие, жили как в гетто, а теперь Крест Христов установлен на центральной площади города. Садясь в машину, услышал реплику одной из женщин о себе: «Он служит по-старообрядчески, но он не старообрядец».
В Перевальском районе во время войны погибло около 50-ти человек. В г. Перевальске никак не удаётся построить типовую церковь на базе переданного администрацией детсада. Побывал в поселке Центральный. При подъезде к нему располагалась большая птицефабрика. Говорили, что в неё попало около полутора тысячи снарядов. Рядом поверженная водонапорная башня. Птицефабрику при российской помощи собираются восстанавливать. С настоятелем молитвенного дома о. Геннадием и местным архитектором осматриваем руины магазина: на его базе предполагается строить церковь. Не так давно в поселке появился молитвенный дом в честь блаженной Матроны Московской. Накануне нашего приезда здесь служил иерейским чином митрополит Луганский Митрофан. Возникла идея сделать церковь на базе заброшенного клуба – это легче, чем строить с нуля. В Центральном погибло четыре ополченца. Владыка также посетил Никольскую церковь в поселке Чернухино, где шли активные боевые действия. Окна в храме разбиты. Престол по причине сквозняков из главной части храма вынесен на средину. Прекрасно помню этот храм, когда еще он был закрытым (в начале 70-х годов, когда я месяц провел в пионерском лагере, располагавшемся напротив поселка). Бывал я в храме в студенческие годы, когда приезжал домой на каникулах и в 80-е, когда уже был послушником и семинаристом. Помню, как поднимался на колокольню (она реставрировалась) и мимо меня пролетел огромный камень, едва не зацепив. Внутри храма запомнилось изображение преп. Сергия Радонежского – у святого был очень живой лик. Псаломщик храма р. Б. Алексей говорил мне, послушнику: «Зачем тебе монашество? Нашел бы себе пушистую девчонку» (так и сказал «пушистую», я запомнил). Вокруг Чернухино - леса, рядом большой пруд. Еще школьниками мы в нем купались. Запомнилась картина уснувших на опушке леса прихожан, сопровождавших меня. Тогда мелькнула мысль: «Как защитники Брестской крепости!» От места, где я родился Чернухино не более чем в 20 км. Здесь шли тяжелые бои. Хотя сюда доехать не довелось, но много слышали рассказов о том, что там происходило. Целые улицы здесь бы снесены артиллерией. Попал снаряд в молитвенный дом баптистов. Ограблен дом местного священника – забрали огнетушитель и продукты (картошку). Батюшка копал эту картошку своими руками, у него пятеро детей. Грабители (а это были ополченцы) при этом говорили: он же уехал, а мы раздадим продукты детям. Приезжал советник Плотницкого, угрожал грабителям судом. Владыка тоже говорил, что не оставит без последствий этот случай. До сих пор из канализации достают трупы. Еще не все подсчитано и разминировано. Был такой случай, когда в Чернухино один местный житель вез свою умирающую мать, и на украинском блокпосту расстреляли его и эту старую женщину. В Чернухино, по словам о. Геннадия, есть агрессивно настроенные старообрядцы. Меня они назвали еретиком.
В п. Центральном незадолго до взрыва
Не очень безопасно скрываться и в подвалах. Однажды снаряд из «Урагана» взорвался в подвале одного дома. Хорошо что хозяева уже выехали. Вообще, советуют на дверях погребов вешать фамилии для того, чтобы в случае трагедии знать, кто там был. Более тысячи мин здесь уже обезврежено. Разминировано еще далеко не все. Бывают случаи, когда погибают дети. Детский лагерь напротив поселка (в начале 70- х я был в нем) разбомблен. «Укры» пожгли здесь 17 экипажей танков ополченцев.
… Стоим у дороги, беседуем с комендантом поселка. Наша беседа сопровождается не очень сильными хлопками – обезвреживают мины. Вдруг раздается сильный взрыв. Комендант вскрикнул: «Растяжка!», и побежал в сторону взрыва. Через несколько минут поехали и мы туда, в сторону Чернухино. Проезжаем блокпост, едем параллельно посадке – все верхушки деревьев срезаны пулями. Поворачиваем, и вдруг нас нагоняет большой военный грузовик, крытый брезентом и вклинивается между нашими машинами. Из него нам отчаянно сигналят.
Останавливаемся. Из грузовика выскакивают пятеро в камуфляже и, отчаянно жестикулируя, используя ненормативную лексику, что-то кричат. У меня шок: то ли нас захватывают, то ли просто останавливают из-за опасности дальнейшего пути, то ли реквизируют наши автомобили на нужды АТО или Республики. Ошарашенный, застываю в ужасе. Когда впоследствии думал: на кого я был тогда похож? - на Пьера Безухова на Бородинском поле: полного, неуклюжего, ошалелого. Сопровождавшие нас ополченцы привели оружие в боевую готовность. Оказалась, что это были саперы, трое из которых подорвались на противотанковой мине (от ударной волны при взрыве мины танк разлетается на несколько десятков метров). Одного из саперов разорвало на куски, другой был смертельно ранен («почти 200-й» - кричали его товарищи), и один получил ранение средней тяжести (при погрузке в салон второго автомобиля, он причитал: «Как же меня такого в машину – я же её кровью запачкаю»). На заднее сиденье нашего авто положили почти 200-го, лицо его было окровавлено, губы судорожно вдыхали воздух. «Скорей до медпункта!» – крикнул сержант, руководитель группы саперов. На всех скоростях, включив аварийку, летим. Интересно куда: в ближайший медпункт, в райцентр или в сам Луганск? Всю дорогу я не решался посмотреть назад. А может быть надо было поправить ему голову? Но тогда нужно будет остановиться. Но если мы остановимся, тогда впереди летящие машины от нас оторвутся. Только теперь, когда я делаю эту запись, подумал: нужно было молиться на исход души этого человека (водитель несколько раз посматривал; потом он мне говорил, что никаких признаков жизни раненый не подавал).
Всю дорогу я громко читал Исусову молитву, пел все, что мог вспомнить, находясь в шоковом состоянии. Подъехали к больнице, помогли извлечь тело. «Еще теплый» – сказал один из саперов, доставая товарища из салона нашего автомобиля. Но, увы, врачи очень быстро вынесли заключение: «Полученные раны (весь затылок был разбит, а на лицевой стороне кожа с половины черепа была сорвана и зияла большая рана) несовместимы с жизнью». «Еще в реанимацию надо» - говорили ополченцы. Но, нет, врачи констатировали смерть… Я сразу прочитал краткие заупокойные молитвы. Когда тело убиенного, завернутое одеялом, понесли к военному грузовику, я шел сзади с пением «Святый Боже». Вечная память убиенному воину. Запомнилась сцена сидящего на пригорке сержанта, опустившего голову на руки, и плакавшего. Рядом, утешая, сидел о. Геннадий. Подсаживаюсь к ним спрашиваю, что произошло. «Ребята подорвались на противотанковой мине. Ее можно было расстрелять с расстояния, а они подошли вплотную и нарвались на растяжку. Нам было поручено также искать трупы «укров». Нашли только один труп – бежавшего из тюрьмы человека, которого украинские солдаты направили к посадке, где все было пристрелено минометами, там его и накрыло». Запомнилась имя погибшего солдата – Игорь, фамилия – Подгорный. Он – луганчанин. Запомнилось, как стоявшая у входа в больничный корпус медсестра, тяжело вздохнув, тихо сказала: «И когда же все это закончится?!» Отпевали погибших в субботу утром в центре Луганска в церкви свв. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива.
Зоринск. Этот город находится в 4-х километрах от города Артёмовска, где я родился. Остановились на повороте у автобусной остановки и сразу привлекли внимание находящегося неподалеку блокпоста. От него по направлению к нам направился человек, а его товарищ направил в нашу сторону автомат. После разговора все уладилось. 8-го февраля был сильный обстрел Зорянска, была разрушена школа, детсад и 15 домов, в частности дом по соседству с домом священника. Немало осколков попало в храм и на его территорию – можно было собрать целое ведро их. Храм начали строить в 1997 году, освятили 7 лет назад. Рядом с разрушенной школой огромная воронка от снаряда из «смерча». Всего в городе погибло 15 мирных жителей. До войны население в нем было около 7 тыс. чел. Половина из них уехала. Пострадал дом священника: взрывной волной вырвало дверь, и выбило стекла. Один из осколков влетел в столовую, где в это время обедала семья, пролетел мимо матушки, пробил дверь холодильника. В холодильнике находилось мороженое мясо - от раскаленного осколка оно превратилось в фарш. Осколки были рассыпаны по всему дому. Они попали в икону, в детские игрушки. Дом, в котором живет священник, ранее предназначался для шахтеров. Местные власти передали его семье священника. Ограда храма испещрена осколками. Ополченцы укрывались за ней. Там же находилась их техника. Для того чтобы получить пенсии и другие соц. выплаты, необходимо ехать на Украину, а для этого нужно получать её визу. По словам местного священника, в городе среди местных жителей разделение напополам: половина за Украину, а половина за Новороссию. Запомнился его рассказ, как он ездил в Северодонецк (там сейчас стоят украинские войска). На КПП его резко упрекали в том, что донбасские священники отпевают «этих козлов-кацапов» (речь идет о погибших ополченцах). Всего в Зоринске находилось около 5 тыс. вооруженных людей, у которых было 25 установок «Град». Как и в прошлый мой приезд посетили святой источник неподалеку («Криница»). Батюшка уверяет, что место разминировано. Я, вспомнив ужасные кадры последствий подрыва людей на минах, уточняю: «Точно ли мин нет?» Он в ответ: «Если бы они были, то я бы Вас сюда не привел». У поворота к «Кринице» стояла собака. По словам батюшки она голодала уже целую неделю. Дали ей буханку хлеба.
Артемовск. Родной город поразил своей запущенностью и обшарпанностью: школа, клуб, сквер и т.д. Только церковь сияла. Она была открыта здесь в конце 80-х годов по моей инициативе. Много потрудился в её благоустройстве мой покойный отец Сергей Яковлевич. Названа была церковь в честь Всех святых в Земле Российской просиявших. Пару мин залетело в пригород города («Садки») В городе никто не погиб. А в соседнем Перевальске было прямое попадание снаряда в машину.
При въезде в город к ж.д. переезду с обеих сторон примыкают вагоны – ими предполагается в случае обострения ситуации блокировать проезд по трассе. В другом месте мы видели разбитую будку дежурного переезда и обломок шлагбаума. Вообще было непривычно мне, уроженцу Донбасса, не видеть движущиеся ж.д. составы, а это всегда здесь было очень интенсивно. На остановке около ресторана, где много лет работала моя мать надпись «Я люблю русских». Постоял у дома, где жили мои родители. По словам родственницы, живущей по соседству, новые хозяева развели на усадьбе много свиней, держат 6 коров и пр. Три года неподалеку от её окна разводили костры. Стоял невыносимый запах. Она не выдержала, сделала замечание. Нажила себе врагов, соседи стали бросать ей через забор толченое стекло.
Моя родственница говорила: «Я владею наряду с русским языком и украинским, люблю украинские песни. Сейчас не хочу говорить на этом языке – настолько сильно отторжение после всего, что произошло. Украинское телевидение, где говорят, что мы сами себя обстреливаем, убиваем мирных жителей, смотреть невозможно». В Артемовске у шахты «Комсомольская» несколько лет совершаются службы в вагончике. Неподалёку то ли баптисты, то ли иеговисты открыли свой молитвенный дом. Когда я посетил церковь в Артемовске, там настоятель ждал прибытия гроба с подорвавшемся на мине ополченцем. К сожалению, шахта - градообразующее предприятие города, закрывается, так же как и ее филиал – шахта «Комсомольская», где уже срезали «хопера» - завершение шахтных высоких конструкций. Глубина выработки на десятой шахте - 600 м., а на «Комсомольской» - 300 м. Шахты подтапливаются водой, которую не успевает выкачивать старый насос, а нового оборудования нет. На Богоявление был крестный ход из храма на ставок (пруд), с которым у меня было много связано в детские годы. На ставке была устроена купальня. 9 мая из храма крестным ходом шли на братские могилы, где служили панихиду. Жители города четырежды собирались в местном клубе, чтобы поговорить о своем будущем. Неподалеку от базара установлен поклонный крест в память погибших шахтеров. Здесь я совершил заупокойную литию по старому обряду. Напротив креста на первом этаже пятиэтажки находится местное отделение КПУ, наверное, единственной партии, которая присутствует здесь. Рассказывали, что одна женщина держала на базаре киоск. Она несколько раз угрожала, что всех сдаст по списку. Ополченцы несколько раз ее забирали.
На кладбище на могиле матери (исполнилось 10 лет со дня ее преставления) вместе с благочинным совершил панихиду по старому чину. Я предполагал служить только литию, но благочинный убедил, говоря: «Что же Вы, приехали за тысячу километров служить только литию? Давайте служить панихиду». В течение часа, пока мы были на кладбище, ухали взрывы. После панихиды делились воспоминаниями о почившей.
Церковь св вмч. Георгия г. Алчевск
Алчевск. Здесь в гостиничном доме при Никольском соборе мы остановились. Каждый день в Скорбященском приделе собора читали полунощницу по старопечатному тексту. В 9 часов в храме начинали служить панихиду, а затем водосвятный молебен. Странным показалось вот что: служб в соборе в эти дни не было, казалось бы – служи неспеша по Уставу, но нет – все, как и в те дни, когда служба есть – поскору и с сокращениями. Запомнилась в соборе большая икона преп. Иова Почаевского с частицей его мощей. Обедали в соборной трапезной (особенно запомнились блины с повидлом - они были не из густого теста, а воздушными). Включил радиоприемник и удивился, что работал только один местный канал под названием «Республика». Транслировались патриотические песни, периодически прерываемые объявлением о наборе в ополчение. Местные жители призывались вступить в ополчение «для скорейшей нашей победы». При этом сообщалось, что военкоматы работают круглосуточно. В старом номере газеты «Мир», издаваемом в Днепропетровске, запомнилась статья о ситуации на Украине еще при Ющенко. В статье приводилась сравнительная таблица между западом и востоком Украины. Запад был частью других государств, а восток частью Российской Империи и впоследствии СССР. На западе преимущественно развивается сельское хозяйство и здесь сельская культура, восток преимущественно промышленный и здесь городская культура; на западе в основном греко-католики и приверженцы раскольнического Киевского патриархата. На востоке в основном православные, относящиеся к Московскому Патриархату. На западе говорят на украинском языке с галицким акцентом, а на востоке двуязычие с преобладанием русского. Украинский язык здесь в полтавском изводе. Для запада враг – Красная армия и москаль-энкавэдист, а для востока – нацисткая Германия и Украинская повстанческая армия. Для запада друг НАТО, а для востока Россия. Запад Украины ориентирован на Западную Европу, а восток на Россию при толерантном отношении к Европе. Жители запада относят себя к центральноевропейской цивилизации, а жители востока к восточнославянской. На западе прославляют Шухевича и Бандеру, а на востоке Екатерину Вторую и отстаивают старые названия улиц и площадей.
После молебна Кресту в г.Алчевске
В пяти километрах от Алчевска была сбита ракета У-2. В ней было 500 кг тротила (в снаряде «Града» его 40 кг). Если бы эту ракету не сбили, то она бы снесла пару городских кварталов. На следующий день после нашего приезда узнали, что на городском кладбище будут хоронить 5 погибших ополченцев – вот такое перемирие… Обычное явление в городе - танк или БТР на дороге, люди с оружием в автобусах. Знаменитый металлургический завод Алчевска едва теплится, работает только 2 дня в неделю, газ в его огромных баллонах был откачен. Если бы этого не было сделано – треть города разнесло бы. Около 70 человек в городе умерло от голода - в основном это были старые одинокие люди. Хоронили их в закрытых гробах.
Над захваченным повстанцами зданием СБУ здесь первое время висели российский и монархический флаги. Настоятель храма - благочинный о. Александр - почетный гражданин Алчевска. Из 28 священнослужителей, служащих на приходах в благочинии, только четверо с русскими фамилиями. По словам о. Александра, в благочинии все стабильно, есть только некоторые крайности у отца А. и отец П. все спешит. Владыка добрый, но может и наказать, все стало более определенным. Владыка совершает около 180 Литургий в году, а у отца Александра их около 160. В первые месяцы активно действовали в городе мародеры. Однажды они на перекрестке подошли к о. Александру, сидящему за рулем своей машины, и хотели её конфисковать. Но была установка – «попов не трогать». Интересно, что машина, которую хотели конфисковать сразу после попытки конфискации у о. Александра, принадлежала настоятелю другого Алчевского храма. Весь металл на протяжении более 20 км от Дебальцево до станции Кипучая (это в нашем городе) был изъят с объяснением: «На подарки детям». В Святогорской Лавре много беженцев, но в храмах пусто. В летнее время беженцы предпочитают купаться в Северском Донце. Вот и ответ на вопрос: «За что?»
В Никольском соборе г.Алчевска с о.Александром
В Алчевске в Никольском соборе вместе с о. Александром совершал Литургию Преждеосвященных Даров. Я думал, что кафизмы опустят или сильно сократят – нет, все читалось полностью. Еще и Евангелие на каждом часе. Читали, однако, так быстро, что мы не успевали делать не только положенные по уставу земные поклоны, но и поклоны поясные. Интересная особенность: когда на третьей славе кафизмы Святые Дары переносили с престола на жертвенник (по старому чину они там находятся изначально) – перед этим в алтаре звонили в небольшой колокольчик. Также и было на возглашении «Свет Христов…» Каждение в начале пения «Ныне силы небесные» совершалась не так, как по старому чину - только престол спереди, а всего алтаря и молящихся из Царских врат. О. Александр характеризовался как человек прорусского духа, хотя родом он с Ровенщины. Говорили, что это умный, рассудительный и снисходительный человек, на котором все держится. В крупнейшем ДК города прошел концерт казачьего хора из Питера. Зал был забит до предела. Аншлаг. Исполняя первую пару песен хор сбивался, т.к. было очень сильное положительное напряжение зала. Это еще раз показывает как важны сюда приезды из России. Жесткой рукой в Алчевске был подавлен бандитизм. Одного из воровских авторитетов расстреляли, взяв с поличным. И все его подельники после этого бежали.
Храмы Ящиковки
Ящиковка. О.Геннадий сказал, что вскоре после того как нами в местном молитвенном доме был совершен молебен по старому чину преподобным Антонию и Феодосию, строящийся в поселке храм т.н. Киевского патриархата был передан общине Московского Патриархата. Храм собираются освятить в честь пророка Захарии – в честь отца строителя храма. Рядом крестильный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских (здесь есть баптистерий).
Служба шла более трех часов, на заупокойных прошениях возглашали: «Всех невинно убиенных в междоусобной брани». По окончании службы возник вопрос об употреблении кутьи. По старому чину она освящается перед панихидой или литией, а их не было. Тем не менее, прихожане храма, приученные прежним настоятелем, привыкли её, специально неосвященную, употреблять после окончания вечерней службы. В настоящее время батюшка учится в Богословском институте в Луганске. Сан священника он принял недавно. В Великий пост старается бывать в Почаевской Лавре – здесь ему нравиться больше, чем в Святогорской. Думает в будущем принимать монашество, но не на приходе, а в монастыре. К старообрядцам относится отрицательно, считает их сектой. Есть старообрядцы и в Чернухино. Настроены они агрессивно. Меня называли еретиком. При прежнем настоятеле архимандрите Иннокентии была идея устройства в поселке монастыря. Идея заглохла из-за того, что о. Иннокентий уехал в командировку в Иерусалим. Из нескольких часов общения с о. Геннадием запомнилось следующее. Первое - происшедшие трагические события на Донбассе - это своеобразная встряска. В церковной жизни было много обмирщенности. Выпускники Киевских духовных школ были проникнуты духом экуменизма. Второе – не все благополучно в ополчении. Православные там в меньшинстве. Много язычников, хотя к православию они в отличие от язычников в украинских подразделениях относятся неагрессивно. Курят, выпивают, матерятся. Были случаи самочинного, без участия духовенства, закладок часовен. Приходилось наблюдать, как женщины из Москвы и Питера в джинсах несут хоругви. Имелись случаи ответной жестокости - возникает вопрос, а чем же тогда они отличаются от «укров»? Много было бесед с о. Геннадием. Он чернобылец, его мать считает себя украинкой, хотя она русская - потомок переселенцев из Орловской губернии в Харьковскую. Им дали кличку Савко, которая потом трансформировалось в Савченко.
С о. Геннадием
Считает, что украинцы более приземленные, для них характерна клановость. Украину считает слепленным государством, спорит с её сторонниками. На зомбирование населения Украины повлияла деятельность Белого братства и выступления экстрасенсов по ТВ. С родственниками в Киеве разговаривать невозможно - там они хвалятся, кто сколько гривен собрал на оружие и краску для украинской армии. «Здесь, в Донбассе, никто себя украинцем не считает, кроме бежавших бизнесменов, тех, кто на копанках сделал себе состояние». Резко относится к украинофилам. Считают, что украинство было изобретено враждебными силами с целью разделения России, что будет Российская Церковь, как предсказывал старец Лаврентий. «В войне в Донбассе много странностей. Как и в Чечне, здесь останавливали ополченцев, когда они почти побеждали. Идет уничтожение славянского генофонда». Спросил батюшку: «А что будет, если Донбасс останется под Украиной?» – «Тогда приезжайте на мой могильный холмик» - услышал в ответ. Батюшка ездил в Дебальцево на линию огня, чтобы забрать антиминсы из храмов. Самым страшным временем, по его словам, было то, когда Луганск был в кольце. Соседний с жилищем о. Геннадия дом разрушило снарядом. На машине включилась сигнализация. Включив киевский телеканал «Глас», можно видеть одного молодого митрополита, который передает участникам АТО рисунки и открытки от детей и называет карателей «нашими захысныками» (по-русски - защитниками).
Малоивановка. Успенский храм здесь построен в начале прошлого века в псевдорусском стиле. Этот храм мне памятен с детства. Накануне последних потрясений на Украине было завершено восстановление колокольни храма (высота 40 м). Ее главу украсил большой сияющий восьмиконечный крест. На колокольне 8 колоколов, самые большие весом 840 и 400 кг. В храме был заменен пол и солея (после этого амвон стал прямоугольным, а не полукруглым, как был раньше). В храмовой ризнице я насчитал 14 облачений. 2 года назад в Малоивановке была первая в истории архиерейская Литургия на престольный праздник. Батюшка все делает своими руками. В прошлом он занимался боевыми искусствами. Он и сейчас курирует в епархии работу с молодежью в этом плане. Когда я спросил, что он делал дома, когда мы приехали, то услышал: «читал Писание». В селе погибло 2 ополченца и один местный житель. Когда «укропы» нарвались при выезде из села на засаду, то стали мстить - стрелять по селу. Глава местной администрации ходил к ним – просил не делать этого. Когда шли бои, то в храме сыпалась штукатурка. В магазине и в ряде домов повылетали окна. Настоятель храма после разгрома дебальцевского котла ездил на место боев, привез оттуда палатку, каску и несколько молитвенников и псалтырей на украинском языке в обложках защитного цвета. На мой вопрос: «Не надоело ли служить в деревне, не хотели бы Вы перейти в городской храм?», батюшка ответил так: «Лучше быть головой у рыбы, чем хвостом у кита». У местного настоятеля есть прихожане и в старообрядческом поселке Городище – он их там посещает.
Успенская церковь с. Малоивановка
Андрианополь. 12 ополченцев (среди них были и россияне) опрометчиво приблизились к КПП без опознавательных знаков. Там оказалось подразделение украинской национальной гвардии «Киевская Русь», где было много язычников. Двоих ополченцев сразу «срезали» с автоматов, а остальных взяли в плен. Напившись, украинские каратели стали мучить пленных - отрезали одному голову, тянули жилы и пр. Раздавались душераздирающие крики. Украинские солдаты-срочники и местные жители были в шоке. Умертвив таким дикарским способом пленных, их, порезанных и обожженных, закопали. Место, где были закопаны трупы, было обложено минами. Когда село было освобождено ополченцами, трупы погибших были перезахоронены.
ПродолжениеИгумен КИРИЛЛ (САХАРОВ)