Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Общество » РУСИНСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ РУСЬ. ЧАСТЬ II  
     
    РУСИНСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ РУСЬ. ЧАСТЬ II
    Раздел: Общество, История
     
    РУСИНСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ РУСЬ. ЧАСТЬ IIВ отличие от жителей стран Карпатского региона, которые попали в «социалистический лагерь», русины и их организации в Северной Америке никогда не прекращали свою активную деятельность. Они не были подвергнуты насильственной ассимиляции, повальной украинизации или какой-либо другой дискриминации.

    После окончания Второй Мировой в США и Канаду хлынул поток так называемых «перемещенных лиц». Среди них были как русины, так и радикальные украинские националисты, которые продолжали пропагандировать свою идеологию в Новом Свете. С новой силой разгорелся идеологический спор. Украинцы пытались всеми методами навязать русинам свое самосознание, увлечь за собой некоторых активистов. Но в этом они преуспели мало.

    Этот спор осложнялся и тем, что в то время многие русины начали переходить от традиционного русофильства, к симпатиям к социализму и строю в Советском союзе, который как раз поддерживал и проводил украинизацию в Европе. Например, Общество карпаторусских канадцев и Карпаторусский дом культуры в Торонто вывешивали на своих стенах советские плакаты, портреты Ленина и Сталина.

    Продолжая дискуссию вокруг трех русинских идеологических лагерей (русофилов, украинофилов и русинофилов), представители последних хотели организовать отдельную русинскую юрисдикцию (карпаторусскую епархию), дистанцируясь от Русской Церкви. Но им противостояли такие последователи А. Товта, как Стефан Варзалий, Петр Коханик и другие русофилы. Они в своих проповедях и через разнообразные печатные издания продолжали утверждать, что русины являются особой частью русского народа и единственной верой для русинов может быть только русское православие. Русофильство тогда еще имело большое влияние.

    О деятельности Петра Коханика следует сказать отдельно. Он резко критиковал римокатолическую и греко-католическую церкви. В своей работе «Русская православная церковь и современное карпаторусское движение в Северной Америке», изданной в 1946 году, он обосновывал свои взгляды на проблемы русинского этнокультурного сообщества в США и Канаде. Как убежденный «русский русин», критиковал даже умеренное русинофильство, и, особенно, существование украинского народа. Для сбережения своего взгляда на историю для будущих поколений, он выпускает работу «Начало истории Американской Руси» и несколько работ по истории и культуры для молодежи. Известным примером русина с русским самосознанием в Америке является также Митрополит Лавр, который в 2007 году в качестве главы Русской православной церкви (за границей) подписал акт о каноническом общении с Русской православной церковью Московского патриархата – документ, провозглашающий объединение двух церквей.

    Важной общественной и культурной организацией русинов США и Канады был Карпаторусский американский центр. Объединение имело большой зал для лекций, где проводились занятия по родному русинскому языку. Центр играл важную роль в сохранении русинской национальной идентичности. Активисты объединения придерживались как русофильских, так и русинофильских взглядов. По их мнению, русины «сохранили больше «русскости», чем сами русские», но никогда не относились к украинцам.

    После Второй мировой войны продолжило свою деятельность Общество Русских братств. Хотя после 1960 года из-за ассимиляции организация пришла в некоторый упадок. Но к 1992 году в ней числилось более 2 тысяч человек. Общество выдавало своим студентам стипендии. Первоначально организация поддерживала русофильские позиции, но после русинского национального возрождения в Восточной Европе, начали преобладать мнения, что русины – самостоятельная национальность.

    Русофилы в Северной Америке со временем по многим причинам утрачивают свои позиции. Многие переходят в русинское самосознание. Для таких русинов в США было организовано Карпато-русинское общество, которое развивает и популяризирует русинскую культуру. Общество имеет многочисленные филиалы по всему Североамериканскому континенту. Оно проводит разнообразные лекции и выставки, оказывает помощь русинам в Европе, издает журнал «Нью русин таймс».

    Стоит упомянуть и организации в Северной Америке, которые поддерживали в вопросе национальной идентификации русинов украинофильство. В таких объединениях сознательно участвовали эмигранты из Галичины, которые активно влияли на их идеологию.

    Организация обороны Лемковщины была самой известной украинофильской «русинской» организацией в США. Общество было основано в 1934 году, но так как в военные годы ее подозревали в сотрудничестве с властями нацистской Германии, оно приостановило свою деятельность и снова открылась только в 1958 году. Объединение выступает против современного русинского возрождения. Подобной организацией только в Канаде можно считать Объединение лемков Канады. Организация очень критично относится к русинскому национальному возрождению в конце XX – начале XXI веков. Для пропаганды своих идей объединение выпускало газету «Лемківскі вісті». По мнению русинских активистов, современные проукраинские организации в Северной Америке установили тесные связи с украинскими посольствами и институтами, усилия которых направлены на подавление «самостоятельного» русинства.

    С середины XX столетия особую активность проявляла в Северной Америке организация русинов лемковского происхождения - Лемковский комитет взаимопомощи. Он был основан в 1946 году в Нью-Йорке, основателем явился промышленник Петр Гардий. Целью организации являлась помощь русинам-лемкам в Польше в связи с преступной операцией «Висла» – насильственным выселением русинов с их исторической территории. В 1957 году Комитет собрал 12 тысяч долларов для покупки сельскохозяйственной техники для лемковских сел. За заслуги по сохранению деревянных церквей Лемковщины патриарх Московский Алексей I даже наградил Гардия в 1957 году крестом святого Владимира(!).

    Особо следует упомянуть о деятельности русинских переселенцев из Воеводины. Русинский художник, исследователь и этнограф Юлиан Колесар переезжает сначала в США, а потом и в Канаду в 1974 году. Там он издал большое количество исследований, посвященных своему народу. Колесар выступает против украинской национальной идентичности своих соплеменников в Югославии. Он утверждает в своих работах, что русинский народ Воеводины является частью отдельной и единой карпаторусинской национальности.

    Среди переселенцев воеводинских русинов была создана организация Руске дружтво Сиверней Америки. Данное общество основал предприниматель и культурный деятель Юлиан Сабадош в 1995 году. Членами организации являются почти 500 человек. Ассоциация организует ежегодные пикники и ежегодный русинский зимний бал, а также проводит богослужения на языке воеводинских русинов, публикует журнал и проводит радиопрограммы через Интернет.

    Большое значение для русинского движения в Северной Америке имеет деятельность известного ученого Павла Роберта Магочи. И об этом нельзя не сказать. Этот американо-канадский историк и издатель опубликовал много научных работ по истории, библиографии, языкознанию и политологии, которые напрямую касаются русинского движения. Влияние деятельности этого историка на развитие русинского движения в Северной Америке и в Европе действительно велико. Но есть и те, кто его активно критикует. Особенно за сознательное занижение роли русофильства в истории русинского движения и нежелании решать актуальные политические вопросы – предоставление автономии Закарпатья на Украине, признание русинов отдельной от украинцев национальностью, возвращение русинов-лемков Польши в исконные места проживания и др.

    Североамериканские русины никогда не испытывали дискриминаций по национальному признаку, но идеологическая борьба русофилов, украинофилов и русинофилов продолжалась и там. После Второй Мировой ассимиляция и смешанные браки с каждым годом снижают численность русинского населения и влияние их организаций на общественную жизнь США и Канады. Русофильство к концу XX века потеряло свою былую популярность, хотя есть определенные предпосылки ее восстановления.

    Григорий МИРОНОВ

    Часть 1









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, идеология, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Наши друзья
     

    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru