Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Общество » ОДНОПОЛАЯ ЕВРОПА И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО СОЗНАНИЯ  
     
    ОДНОПОЛАЯ ЕВРОПА И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО СОЗНАНИЯ
    Раздел: Общество
     
    ОДНОПОЛАЯ ЕВРОПА И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО СОЗНАНИЯНедавнее выступление папы Римского Франциска по вопросу о священниках нетрадиционной сексуальной ориентации подлило масла в огонь дискуссии, разгоревшейся после принятия во Франции и Великобритании законов об однополых браках. Шутка ли: слова оправдания в адрес гомосексуалистов впервые прозвучали с апостольской кафедры, причем из уст самого папы, который в бытность свою архиепископом Буэнос-Айреса выступал категорически против легализации отношений однополых пар. Из средств массовой информации, как из рога изобилия, посыпались бесчисленные комментарии «гомофобов». Все, как обычно, свели к «общей деградации» европейского общества и проискам соответствующего лобби в стенах Ватикана. Между тем, данная проблема гораздо серьезнее, чем кажется самым заядлым ненавистникам Запада. Но для того, чтобы понять ее масштаб, необходимо обратиться к корням вопроса.

    Сексуальность как социально-политическое явление — чисто западный феномен. Ни в одной другой культуре модели гендерного поведения человека не вызывают таких общественных дискуссий.

    В свое время Мишель Фуко различал два типа производства истины об интимной стороне жизни. Ars erotica, получивший распространение в Античности и на Востоке, вообще не допускает выделения сексуальности в особый дискурс: эта сфера жизни людей «растворена», она не подчиняется какому-либо абсолютному закону дозволенного. Отсюда — то разнообразие моделей гендерного поведения, которое так поражает современного читателя, знакомящегося с греческой мифологией или древнеиндийским эпосом.

    Scientia sexualis, характерный для западной цивилизации, впервые концептуализировал само знание о сексуальности, превратив ее в аспект социальной жизни. Со времен Средневековья католическая церковь планомерно вызывала дух гендера из глубин человеческого сознания. Прихожан запугивали адскими муками за грех прелюбодеяния и обязывали регулярно на исповеди рассказывать священнику о наиболее закрытых моментах своей личной жизни. Апофеоза страх западного человека перед собственной природой достиг в кальвинизме. Его проповедники утверждали, что высшая форма брака должна сопровождаться сохранением девственности супругов. Это прививало европейцам само представление о том, что сексуальность есть некая особая сторона человеческого бытия, подлежащая отдельной регуляции.

    В XVIII-XIX веках этот процесс привел к подлинному перевороту в социальной трактовке института брака. Существовавшая во всех культурах традиционная модель «брачного устройства» личной жизни людей, ориентированная на сугубо практические цели установления родства, передачи имен и материальных благ, на Западе начала постепенно размываться. Она подменялась моделью, базировавшейся на императиве организации интимной сферы жизни человека, в основе которой лежала идея тела и принцип удовлетворения всего спектра физических потребностей индивида. Если традиционный брак помещал человека в особый автономный микрокосм, то брак и семья «нового типа», наоборот, опутывали его целой системой связей социального, экономического и политического характера.

    В рамках нуклеарной современной семьи, той самой «первичной ячейки социума», индивид превращался в элемент общественного механизма и объект нового типа власти — биовласти, власти над телом.

    Модель гендерного поведения, получившая на Западе распространение с наступлением модерна, оказалась в неразрывной связи с процессами социально-экономического развития. Консервативная мораль буржуазной семьи строго регулировала интимную жизнь людей, которым предстояло стать добросовестными собственниками и добропорядочными гражданами. Нуклеарная семья являлась важным проводником биовласти и ключевым каналом «дисциплинирования» социума в индустриальную эру. ОНА являлась ядром, вокруг которого на Западе сформировалось гражданское общество и политическая нация.

    Одновременно с институционализацией сексуальности в рамках западной цивилизации возникает представление о ее формах — той самой ориентации, о которой так много спорят сегодня. То, что ранее в Европе рассматривалось просто как юридически запрещенный акт, трансформировалось в типаж и образ жизни. «Гомосексуалист стал видом», — отмечал Фуко. Вид сексуальности, отличный от легитимированного в рамках нуклеарной буржуазной семьи, получил статус болезни, вопросы лечения которой передали в ведение психиатрии.

    Нетрадиционная сексуальная ориентация, исторгавшая индивида из лона нуклеарной семьи, а значит, и общественного организма, превращала его в социопата — пациента психиатрической лечебницы.

    В результате, маргинальная модель гендерного поведения была купирована в рамках научного знания. Его носитель, врач-психиатр, стоял на страже той темницы, в которую западное общество заключило альтернативную сексуальность, таившую в себе смертельную угрозу для нуклеарной семьи — основы социальных отношений эпохи модерна. Гомосексуалистов больше не рассматривали как одержимых бесом и не сжигали их на костре. В них видели больных людей, которым недуг мешал стать полноценными членами общества. Примеры подобного отношения легко можно найти в классической европейской литературе. Французское буржуазное общество в описании Ги де Мопассана более чем толерантно к бытовому адюльтеру. Однако оно не приемлет нетрадиционной сексуальности, видя в ней покушение на неприкосновенные устои.

    XX век полностью перевернул это положение дел.

    Во второй половине столетия индустриальная цивилизация, изолировавшая альтернативную сексуальность на периферии общественного дискурса, вступила в полосу системного кризиса.

    Его важный симптом — расщепление картины мира и упадок науки как универсальной объяснительной модели мироустройства. В сфере гендерных отношений этот сдвиг проявился в снятии многих табу, на которых в XIX веке лежала печать медицины и психиатрии. Врач-психиатр утратил общественную санкцию на контроль и лечение маргинальных моделей гендерного поведения. Знаковым событием в этом смысле стало выведение в 1992 году гомосексуализма из перечня заболеваний Всемирной организации здравоохранения. Стража темницы отправили на покой, и дух альтернативной сексуальности вырвался на волю. Девальвация самого критерия объективности (а это основной элемент современного кризиса научного знания) привела к тому, что параллельные науке объяснительные модели (в частности, культура) не только не смогли сдержать «бунтующую сексуальность», но и начали выполнять функцию ее легитимации.

    Поэтому в том, что большинство европейцев сегодня поддерживает принятие законов об однополых браках, нет ничего удивительного. Общество дезориентировано. В отсутствие подкрепленного научной картиной мира критерия «нормальности» нормальным кажется все. И легализация гомосексуализма — это еще самое невинное из того, что может породить подобная логика. Выступление папы Франциска лишь свидетельствует о глубине кризиса западного сознания. Церковь давно утратила право на формирование легитимного знания о мире и была вынуждена, по сути, во многом встать на позиции сциентизма. Его упадок оставил ее, фактически, безоружной перед лицом вызовов кризиса современного общества. Папе-иезуиту не остается ничего иного, кроме как признать это.

    Ну а нам-то что до того? Через призму ментальности традиционного общества (которым, во многом, продолжает оставаться российское) все, что сейчас творится в Европе вокруг темы однополых браков, выглядит чистым абсурдом. Действительно, актуальная и болезненная для западного сознания проблема социального статуса сексуальности, очевидно, просто чужда традиционному мировоззрению. В российской «гомофобии», так яростно критикуемой на Западе, нет ни грамма, собственно, «фобии». Есть непонимание того, почему эта тема вообще поднимается. Однако сам факт того, что вопросы нетрадиционной сексуальности регулярно возникают в информационном поле и горячо обсуждаются, — тревожный звонок. Это лишь нагнетает социальную атмосферу в стране и препятствует затягиванию культурных ран, нанесенных обществу в последние два десятилетия. Так стоит ли искусственно заражать самих себя чужой болезнью?

    Источник









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, идеология, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Сентябрь 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru