Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Общество » Русская масленица  
     
    Русская масленица
    Раздел: Общество
     
    Русская масленицаМасленица – один из самых ярких театрализованных языческих праздников славян, связанных с солярным циклом. Проходит он примерно в середине Великого поста и приурочен ко дням весеннего равноденствия.
    Древний земледелец остро осознавал свою полную зависимость от природных стихий, свое бессилие перед ними и невозможность повлиять на них. Ему психологически было необходимо олицетворить эти стихии, чтобы иметь возможность обращаться к ним со словесными и обрядовыми заклинаниями, создавая иллюзию двустороннего диалога между человеком и силами природы.
    Интересно, что славяне никогда не демонизировали свои божества, как древние греки, наделявшие своих богов вселенским могуществом и считавшие их власть над человеком роковой и фатальной. В то же время славянские языческие божества несли в себе такую же космогенную природу, как и боги греческого пантеона, в отличие от западноевропейских дохристианских культов, сосредоточенных преимущественно на сакрализации личностных человеческих страстей.
    По сути, особенности взаимоотношений наших предков-славян со своими божествами несут в себе те ключевые черты славянского характера, те психологические особенности восприятия
    мира, которые нынче принято называть ментальностью и, благодаря которым славянская культура имеет свое собственное, отличное от других народов лицо.
    Еще в начале ХVIII века первые российские фольклористы и этнографы отмечали особую яркость и значительность для крестьян празднования масленицы. Длился этот праздник целую неделю и включал в себя все жанровое разнообразие песенного фольклора и ритуальной обрядности. Характерно, что масленица, сохраняя в себе всю полноту языческой обрядности, не вступала в противоречие с христианской религиозностью крестьян. Приходясь на середину Великого поста, не нарушала его традиций, а как бы подтверждала их в неформальном порядке.
    Открывали масленичную неделю, как и многие другие языческие праздники, дети. Мать пекла для них ритуальные пряники в виде птичек, а они прикрепляли их на жердочки и бежали с ними за хозяйственные постройки в прилегавшие поля, забирались на пригорки и на стожки сена. Считалось, что тот, кто выше всех поднимет птичку в небо, принесет своей семье наибольший урожай. Ребячья возня и соперничество сопровождались пением весенних закличек и оглашала окрестности и улиц деревень весельем и предпраздничной суетой. И вот трогательная деталь патриархального быта: вдоволь накричавшись и набегавшись, детвора конечно же съедала своих сладких птичек, а головки от них следовало принести матери. Для порядком оголодавших детей не съесть головку, а отдать ее матери было делом чести.
    Следом начинались молодежные гуляния. Парни и девушки собирались в стайки и ходили по дворам. С песнями и хохотом они обламывали свисавшие с крыш сосульки. Считалось, что у того, у кого на крыше выросла самая большая сосулька, уродится самый длинный и ценный лен. Заодно масленичная неделя становилась праздником молодоженов. Гости гурьбой заходили в дом, а молодая хозяйка должна была каждому гостю поднести чарку и поцеловаться с ним. Под смех и веселые крики молодых на санках завозили на горку и не давали скатиться вниз, пока те не поцелуются. Девушки же пели им величальные песни, желали богатства и много детей.
    Но самое главное масленичное действо начиналось, когда за дело брались крепкие хозяйки, матери больших семейств. Из белой соломы на крестовине они вязали большую, почти в человеческий рост куклу, обряжали ее в платки, юбки, надевали ей лапти, перевязывали цветастым кушаком, а к руке крепили сковородку. Это и была Масленица. Кукла олицетворяла зиму, холод, по ее вине крестьянину приходилось долго и трудно поститься.
    В первые дни Масленицу привечали и зазывали в каждый дом. Тем, кто носил по деревне ряженую куклу, подносили чарку и угощали блинами. Блины пеклись в каждом доме, это было ритуальное блюдо, как кулич на пасху или кутя на рождество. Круглые на всю сковородку блины символизировали солнце, их от души сдабривали маслом, дабы солнце было благосклонным и принесло не засуху, а богатый урожай. Отсюда и название праздника и имя соломенной куклы.
    Масленице оказывался чуть шутливый и преувеличенно торжественный прием. Ее звали только по имени-отчеству Акулиной Саввишной или еще более экстравагантно – Авдотьей Изотьевной. В ее честь пелись величальные песни, в которых крылась большая доля шутовства:
    Дорогая наша гостья, Масленица,
    Авдотьюшка Изотьевна.
    Коса длинная, триаршинная,
    Лента алая двуполтинная,
    Брови черные, наведенные,
    Лапти частые, головастые.
    Масленицу также возили с ряженными в санях. Ряженные облачались без особых фантазий: девушки – в мужское, а парни – в женское.
    Затем в деревне появлялся еще один масленичный персонаж – Весна. Ее представляла празднично наряженная девушка. За деревней разжигали костер, усаживали Весну на борону и возили ее вокруг костра. Сюда же привозили и Масленицу, которую теперь называли Мара, значит – Смерть. Ее тоже возили вокруг огня и эти потешные круги символизировали борьбу зимы и весны. Причем, Масленице теперь пели корильные песни, в которых обвиняли ее во всех тяготах зимы и поста.
    Кульминацией праздника был день сжигания соломенного чучела. Масленицу-Мару раздевали, ленты отдавали девочкам-подросткам. Но прежде, чем сжечь своего недавнего кумира, ему все же пелись прощальные песни примирительного содержания, ее ласково называли “наша Масленица, наша широкая» и приглашали «на тот год приезжать». Затем начиналась веселая возня, когда куклу разрывали и солому бросали в огонь, при этом старались побольше вымазать друг друга сажей.
    Мало по малу веселье затихало. К вечеру девушки затевали гадание на каше: если закрытый горшок треснул в печи – жди беды, если каша удалась – будет хороший урожай, если каша жидкая – урожай не удастся, такую кашу не ели а выливали на землю. На Украине горшок с кашей принято было закапывать в землю, чтобы приворожить ко двору женихов.
    На утро все отправлялись на кладбище просить прощения у родителей. На могилах оставляли блины и питье. Если все это на другой день исчезало, то считалось, что родители довольны и прощение дано. В этот же день было принято просить прощения у всех родных от мала до велика. Все, начиная с младшего, подходили друг к другу, кланялись в пояс, просили прощения, а затем целовались. Так устанавливался мир во всей семье, включая и живых и покойных предков.
    Веселая, широкая масленица давала крестьянину хорошую эмоциональную разрядку и в то же время была мощным энергетическим зарядом в преддверии весенних пахотных работ. Видимо, в дохристианскую пору этот праздник подпитывал веселым задором поникший за зиму дух земледельца, придавал ему веру в собственные силы перед началом нового сезона полевых работ.
    С середины XVIII века в Российской империи вошло в обычай отмечать масленицу и в городах. Отводились места для народных гуляний, устраивались катания на русских тройках. К масленице приурочивали открытие весенних ярмарок, на улицах шла бойкая торговля горячими блинами и горячительными напитками. Особо любила показать удаль мужская половина горожан. Для них на рыночной площади в землю вкапывали гладкий столб, к вершине которого привязывалась пара новых сапог. Тот, кто добирался до вершины, получал сапоги в награду. Молодые парни состязались в командных кулачных боях, как в то время говорили “ходили стенка на стенку”. Целые процессии сопровождали по городу ряженных с соломенными куклами.
    Как видим, языческие божества славян были скорее наивными, чем грозными, и очень домашними. Такое желание приблизить божество к своему быту было продиктовано прежде всего страхом перед стихиями природы. Но стремление вырваться из под власти мистического страха превалировало в славянском характере и диктовало нашим предкам веселую, почти скоморошью стилистику языческих обрядов.









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, революция, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Сентябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru