Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Общество » СРЕДСТВА МАССОВОЙ ПРОФАНАЦИИ  
     
    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ПРОФАНАЦИИ
    Раздел: Общество
     
    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ПРОФАНАЦИИПолемика о роли и месте средств массовой информации не сходит с экранов телевизоров, мониторов, газетных полос, и добавить вроде нечего. Но если перейти от обобщений к частному, то можно без особых усилий подтвердить аксиому, что российские СМИ вовсе не российские, а за пределами Российской Федерации тем более. Во всех странах ближнего зарубежья картина аналогична, за исключением некоторых особенностей, которые ярко выражены на примере действующих в Молдове русскоязычных СМИ российского происхождения.

    Курам на смех

    Всего полгода назад ряд общественных организаций в Республике Молдова всерьёз задумались о качественном состоянии русскоязычных масс-медиа. Вроде они существуют и их предостаточно, но редакционная политика большинства не соответствует потребности целевой аудитории. Особенно удручает ситуация вокруг российских средств массовой информации, представленных в республике, деятельность которых направлена на создание местной этнократии максимально комфортных условий. Русскоязычные СМИ фактически превратились в подручные средства реализации антироссийской политики и её услужливых чревовещателей, затягивая русскоязычную аудиторию в процесс «зомбирования» по внутринациональному образцу.

    Орденоносная «Комсомолка»

    Орден Ленина, Орден Октябрьской Революции, Орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени – наличие этих регалии обращают особое внимание к «Комсомольской Правде в Молдове», ведь трудовые и боевые награды были политы потом и кровью многих поколений наших предков.

    Летом прошлого года Лига русской молодёжи Республики Молдова организовала пикет у офиса «Комсомольской Правды в Молдове» и инициировала встречу с её руководством. Общественники добивались установления диалога между русскоязычными организациями и представительствами российских СМИ. С их стороны было предложено: ограничить влияние политического класса на редакционную политику, допустить русскоязычные общественные организации к редакционной политике, повысить совместными усилиями уровень освещения процессов в жизни русскоязычного населения Молдовы.
    Приведу дословно ответ главного редактора Сергея Чурикова на выдвинутые предложения:

    - Я рад, что ребята очень социально направлены и очень верно направлены. У них есть позиция, мы её уважаем и, более того, мы её поддерживаем. Я думаю, что ребятам не надо останавливаться, идти дальше, работать с другими СМИ. Я думаю, это будет очень плодотворно. Мы со своей стороны открыты полностью. Готовы предоставлять и печатную площадь и наш сайт.

    Не менее обнадёжило предложение директора «КП в Молдове» Аллы Истрати:

    - В качестве одного из первых шагов мы готовы рассмотреть возможность открытия на сайте «КП в Молдове» раздела, посвящённого творчеству русских поэтов и писателей в Молдавии.

    Если читатель надеется, что «лёд тронулся», то разочарую. После многообещающих перспектив со стороны руководства издания «воз и ныне там». Кстати, решил проверить обоснованность беспокойства общественных организаций по отношению к «КП в Молдове», применив простой анализ выборки из раздела «Региональные новости» за период с 8 января по 7 февраля 2013 года. Всего представлено материалов 526, касающихся хоть как-то проблем русскоязычного сообщества не более пяти (0,95%), по Приднестровью - 54 (10,27%), включая 33 из криминальной хроники левобережных районов. Возможно, что проведённая оценка по некоторым материалам субъективна, но в целом не далека от истины. Остаётся открытым вопрос: А нужны ли редакции какие-то перемены, или общественность настолько инфантильна и деградирована, что не в состоянии хоть что-то изменить?

    Что бы ни являлось основанием непреклонной «стабильности» в редакционной политике, уместно задуматься над тем, какое отношение советские ордена имеют к обложке нынешнего издания. Как говорят в подобных случаях в Одессе: «Или крест сними, или трусы надень».

    Всё познаётся в сравнении

    Проведём анализ преподносимого материала другого не менее авторитетного российского печатного издания, прибегнув аналогичному подходу. В «Аргументах и Фактах в Молдове» за тот же месяц было опубликовано 452 новости. Отношение к освещению проблематики русскоязычного сообщества в молдавском «АиФ» выглядит лучше - 33 (7,3%), вот материалов о Приднестровье оказалось всего 8 (1,77%).

    Со стороны русскоязычной общественности и редакции были также предприняты шаги навстречу друг другу, чему свидетельствуют две заметки за прошлый год.

    № 33 за 2012 год:

    - 14 августа в Кишинёве прошёл пикет у редакции молдавской «Комсомолки», организованный Лигой русской молодёжи РМ. Основная цель акции - привлечь внимание общественности к проблеме русскоязычных СМИ в Молдове.

    По мнению организаторов пикета, некоторые представительства российских средств массовой информации не¬объективно освещают жизнь русскоязычного сообщества в нашей стране.

    Речь идёт о функционировании в республике представительств некоторых российских масс-медиа, в частности, телеканалов, зачастую принадлежащих определённым политическим партиям и работающих против интересов России, соотечественников и молдавско-российских отношений.

    Также 6мл отмечен низкий уровень освещения проблем русскоязычного населения и деятельности русскоязычных организаций.

    В связи с этим была выдвинута инициатива, призывающая к диалогу представителей СМИ, вещающих на русском языке, с русскоязычной общественностью Молдова.

    Редакция «АиФ в Молдове» считает, что данная инициатива заслуживает внимания и достойна дальнейшего обсуждения в обществе для нахождения путей конструктивного решения.


    №40 за 2012 год:

    - В рамках диалога русскоязычных СМИ с русскоязычной общественностью в редакции «АиФ в Молдове» состоялась встреча с представителями Лиги русской молодёжи, Фонда «Содружество», Координационного совета русских общин и общественных объединений Республики Молдова.

    В ходе плодотворной дискуссии был выявлен и обозна¬чен ряд проблемных и болевых аспектов, препятствующих полноценному функционированию русскоязычных СМИ.

    Также представители обще¬ственности отметили, что в последнее время еженедельная газета «АиФ в Молдове» ста¬ла одним из наиболее объективных СМИ в республике и отражает интересы всей читательской аудитории.

    Участники встречи поддержали инициативу более тесного сотрудничества, выработки механизмов для обеспечения качественного и полного освещения всех сфер жизни русскоязычного сообщества, а также продолжения подобных диалогов.


    По сей день остаётся «за кадром», что послужило препятствием развитию заявленных начинаний.

    «О жизни русских в Молдавии»

    Показательна в профанации рассматриваемого вопроса очередная передача Наргиз Асадовой «Lingua Franca» на радио «Эхо Москвы», в которой принял участие новый главный редактор газеты «Коммерсант Молдова» Владимир Соловьёв. По его мнению, высказанному в рамках передачи на тему «О жизни русских в Молдавии», оказывается, что республика изобилует русскоязычными масс-медиа, нет никаких серьёзных препонов для их деятельности, при этом уклонился от дискуссии о дискриминации русского языка и по национальному признаку. Тогда посмотрим результаты анализа и сего уважаемого издания.

    За тот же период времени в электронной версии «Коммерсанта Молдовы» опубликовано 242 материала, в том числе: не более шести (2,48%) из жизни русскоязычного сообщества, 11 (4,55%) на тему Приднестровья.

    Можно возразить, что «Коммерсант» сугубо узкопрофильное издание и к жизни русского сообщества не имеет никакого отношения. Но об этом немного ниже. Сейчас лишь предоставлю информацию о «Коммерсанте» с первоисточника:

    - «Коммерсантъ» - ежедневная общенациональная деловая газета. 16 полос качественной и оперативной информации о мировом и российском бизнесе, финансовые и деловые новости, политика и перестановки в органах власти, главные события в обществе, культуре и спорте.

    Мерило слов

    Несомненно, проведённый анализ трудно назвать глубоким. В расчётах применялись только электронные версии упомянутых изданий, да и критерии для оценки публикуемых материалов в действительности намного шире. Группировка целевой аудитории, выявление круга её интересов и определение позитивно-негативного отношения к разным тематикам - задача нетривиальная. Не только важно учитывать упоминание актуальных тем, таких как NATO, Европейский союз, Таможенный союз, Евразийское партнёрство, отношение к историческим событиям, культурным, религиозным и национальным ценностям, но и характер, интонацию изложения, даже задаваемый тон в комментариях к опубликованным материалам.

    Исходя из рассмотренных статей трёх представителей российских печатных СМИ, в некоторых явно просматривается использование «нечистых» приёмов. Например, в одном из изданий каждая конструктивная новость о Приднестровье обязательно сопровождается парой новостей из криминальной хроники региона. Или сначала публикуется информация о предстоящем визите Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Тирасполь, следом в комментариях неприглядным образом обсуждается персона Патриарха, «скрытые» цели его визита в непризнанную республику, а на другой день оказывается, что Патриарх посетит всю Молдову в рамках празднования 200-летия вхождения Кишинёвской епархии в состав Русской Православной церкви. Но негативный тон задан, представив информацию в определённой дозированной последовательности, насытив негативными комментариями.

    Равно как редкие сообщения о Таможенном союзе вроде можно засчитать как упоминание, но характер изложения материала подвергает сомнению его перспективность и необходимость, а регулярная информация о Европейской интеграции преподносится как неминуемый и почти свершившийся факт. С трудом верится, что указанные «закономерности» случайны и проходят мимо редакций.

    Пару слов о ТВ

    Неуважительно уделять всего пару слов телевидению, так как оно занимает самые существенные позиции по степени воздействия среди СМИ. Достаточно посетить официальные сайты российских телевизионных каналов, транслируемых в Молдове, чтобы убедиться в полной идентичности ситуации с печатными российскими изданиями. Поэтому, в данной публикации хотелось бы коснуться только «ноу-хау», применяемых в так называемой «ретрансляции» российских визуальных СМИ в Молдове.

    Новатором и первым испытуемым в области ТВ-искажения стал самый популярный в ближнем зарубежье российский «Первый канал». В вещательной сетке Молдовы с 1999 года под видом необходимости обеспечения условий для ретрансляции передач «Первого канала» была создана телерадиокомпания «Prime». В сущности, началось вытеснение «Первого канала» неким «сурдопереводчиком».

    На сегодняшний день ретранслируемое время «Первого канала» существенно сократилось за счёт выпуска передач и новостей собственного производства «Prime», заполняющих эфирное время на 4-7 часов, среди которых на русском языке подаётся только часть ежедневных новостей и местный вариант еженедельного ток-шоу «Жди меня». Это не считая произвольного переноса, перекраивания и замены передач российского производства. Так что назвать телерадиокомпанию «Prime» ретранслирующей «Первый канал» неуместно. Да и не красит «Prime» отсутствие с некоторого времени русской версии сайта.

    Заглянем на другой местный молдавский канал «ТВ 7», «подсевший» на российскую телекомпанию «НТВ». Поскольку «ТВ-7» вещает в основном на русском языке, подвергнем его анализу, применённому к печатным изданиям. За исследуемый месяц было выдано 567 новостей, хоть как-то касающихся жизни русскоязычного сообщества – 6 (1,06%), о Приднестровье – 54 (9,52%), главным образом анонсирующих одно и то же предстоящее событие. Зато 54 материала о Премьер-министре Республики Молдова Владе Филате (9,52%), с его изображением – 37(6,53%) и 24 (4,23%) новости с упоминанием ЛДПМ (Либерально-демократическая партия Молдовы). О причинах столь бурных симпатий редакции «ТВ 7» к персоне молдавского Премьера и его партии вернусь позже.

    Процесс «паразитирования» местных каналов на теле российских превратился в традицию. В кабельных молдавских сетях появились «СТС-TV Dixi», «ТНТ-Браво». Но в последнее время больше выделился телеканал «РТР-Молдова», вырвавшийся из кабельных сетей в эфир.

    В Молдове транслируется специальная версия канала: «РТР-Молдова» с логотипом и межпрограммным оформлением «RTR Moldova», чуть ниже находится логотип «Россия РТР». 1 января 2013 года на основе версии канала для СНГ в Молдавии был создан телеканал «РТР-Молдова». До этого в Молдавии шла обычная версия канала с молдавской рекламой и слегка изменённой сеткой.

    Последняя фраза весьма настораживает. По всей видимости, грядут немалые изменения в той самой «сетке», что подтверждается условиями выдачи лицензий на спутниковое вещание и по наземному каналу, согласно которым до зрителя в Молдове вскоре дойдёт не более 5% оригинала.

    Попытки оправдания

    Непростую обстановку в национальном вопросе и сложности во взаимоотношениях с молдавской политической элитой можно принять во внимание только в случае, если российскую сторону в профильном диалоге представляет такая же по качественному составу политическая элита, но категорически неприемлемы подобные оправдания с позиций российской стороны как государства. Поиски доводов в экономических мотивах выглядят вообще смехотворно, учитывая, что основные поступления от деятельности СМИ составляют довольно немалые доходы от рекламы, а российские масс-медиа до сих пор наиболее потребляемы.

    Но тут есть и другая сторона. В последнее время правящим Альянсом в Молдове активно лоббируются разного рода нормативные нововведения. Изменения в Кодексе о телерадиовещании запрещают ретрансляцию зарубежных телеканалов, размещающих в программе свою рекламу. Более того, местного продукта должно присутствовать не менее 8 часов в сутки. Эти законодательные инициативы приведут к необходимости перекраивания всей сетки вещания и фактической трансляции оригинала в записи, и то не в полном объёме, что сыграет только на руку наспех созданным «теле-клонам», зарабатывающих на имени центральных российских телекомпаний. А зритель в результате вместо оригинальных российских новостей и передач в реальном времени получит информационную подмену местного производства с переводом на русский язык. Неужели собственных каналов недостаточно?
    Так что, утверждать о полном порядке в российском спектре русскоязычных СМИ в Республике Молдова нелепо. Остаётся одно из двух: либо жертвовать рекламой и добиваться права чистой ретрансляции каналов российского производства, либо дарствовать российские масс-медиа на произвол местных политиканов. Если выбор падёт на второе, то налицо наглое использование российских СМИ местными этнократами в политических целях для манипулирования сознанием русскоязычной аудитории, притом за счёт тех же российских масс-медиа.

    Кто правит балом

    Основная борьба в рассматриваемом сегменте СМИ ведётся за рекламное место и за умы русскоязычной аудитории, поэтому прежде необходимо разобраться во внутренней «кухне» молдавских масс-медиа, а главное кому они принадлежат. Конечно, из-за столь высоких денежных ставок и политизированности найти реальных собственников СМИ в открытых официальных источниках практически невозможно. Но всё же некоторые следы то и дело всплывают в электронных СМИ.

    По информации портала «Moldnews» телеканалом «Prime» владеет некий местный политик и олигарх Владимир Плахотнюк, он же вице-председатель Демократической партии Молдовы и вице-спикер Парламента Республики Молдова.

    Согласно данным мультимедийного информационного агентства «OMEGA» молдавский бизнесмен Дан Лозован является собственником «CTC-TV Dixi» и ряда других аудиовизуальных СМИ в Молдове, ретранслирующих российские масс-медиа продукты. Ассоциация по культурному развитию и защите авторских и смежных прав Apollo в своё время сообщала, что Дан Лозован приближен к Премьер-министру Владимиру Филату, лидеру Либерально-демократической партии Молдова (ЛДПМ).

    По сообщениям того же информационного агентства «OMEGA» значительными долями в телекомпаниях «TV 7» и «TNT-Bravo» владеет Кирилл Лучинский, депутат Парламента от ЛДПМ, председатель Парламентской комиссии по вопросам культуры, образования, науки, молодёжи, спорта и средств массовой информации.

    «РТР-Молдова», ретранслятор КП «TV-Comunicatii Grup» ООО, её руководитель Андрей Боршевич - на этом цепочка пока прерывается. Но всё тайное становится явным. Не сомневаюсь, что скоро раскроется, кому ВГТРК передало право на псевдо-ретрансляцию РТР.

    Хочется отметить, что Демократическая и Либерально-демократическая партии Молдовы входят в единый Альянс «За европейскую интеграцию», который строго ориентирован на вступление в Европейский союз и ратует за членство в NATO, отвергая любые инициативы по интеграций со стороны Таможенного союза и сближения с Российской Федерацией.

    Следы реальных владельцев или правообладателей «Комсомольской правды в Молдове», «Аргументов и Фактов в Молдове», «РТР-Молдова» не удалось отыскать в интернете, хотя думаю, что это не является секретом для головных московских редакций и сведущих лиц. Было бы желательно узнать, кто из молдавских политиков ими дирижирует.

    Оставив в стороне частные развлекательные СМИ, следует упомянуть, что 51% акций «Первого канала» принадлежит государству, а «РТР-Планета» вообще входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Убеждён, что должностным лицам, подписывающим международные документы во благо укрепления добрососедских отношений и поддержки соотечественников, все приведённые факты хорошо известны. Тогда почему прикрываясь добрыми намерениями, передаётся право на искажение вещания российских каналов в ущерб государственных интересов Российской Федерации и осуществляется де-факто скрытое финансирование антироссийских политических формирований в Республике Молдова? Но как говорится в пословице: «Тёмные дела света боятся».

    В сухом остатке

    Многие зрители давно уже не питают иллюзий по поводу непредвзятости, объективности, независимости СМИ и неподкупности журналистов. Пока идут битвы за раздел масс-медиа и «распил» доходов от рекламы, есть все основания требовать открытости и доступности информации об их собственниках, чтобы, по крайней мере, знать под чью «дудку» ведётся «свободное» вещание со страниц газет и с телеэкранов.

    Думаю, что ситуация с российскими масс-медиа в других странах ближнего зарубежья идентична. Полезно ознакомиться с национальными особенностями деятельности российских СМИ в странах Балтии, Украины, Закавказья и Средней Азии. Очевидно, что нельзя ожидать серьёзных перемен, пока российские СМИ не являются российскими на всём пространстве своего вещания, русские не имеют никакого отношения к русскоязычным СМИ, а сообщество соотечественников не имеет доступ к управлению и контролю их деятельности. Прозрев, проявляются мотивы представителей либеральных кругов Российской Федерации, ратующих за дальнейшую приватизацию СМИ, что полностью развяжет руки для тотального управления сознанием наивных поглотителей информационного потока и окончательно лишит государство ещё одной стратегической отрасли, превратив её в полноправный источник личного обогащения.

    Тогда, что можно противопоставить наблюдаемой печальной тенденции?

    Именно целевая аудитория должна осуществлять мониторинг потребности и оценки качества деятельности СМИ, формировать перечень и характер преподнесения издаваемых материалов, участвовать в подготовке и отборе кадров, влиять на редакционную политику, а не наоборот, как принято сегодня. Важно иметь развёрнутую картину в данной сфере на всём постсоветском пространстве, чтобы найти общее видение конечной модели, выработать необходимые механизмы для осуществления единой политики русскоязычных СМИ независимой от местной этнократии.

    Пора уже серьёзно задуматься о другой производной и не менее насущной проблеме - принципе отбора общественных организаций и наделения компетенцией для осуществления процесса управления. Известно, что для некоммерческой или неправительственной организации не обязательно быть общественным объединением, а регистрация и деятельность общественных организаций не обусловлены обязательным согласием тех, чьи интересы они якобы представляют и защищают. Но это уже другая песня.

    Константин Посторонко

    Материал любезно предоставлен автором









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, революция, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Сентябрь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru