Всеукраинская газета
"Русский Мир. Украина".
Электронная версия. В Сети с 2009 г.
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
  •      
       
    пїЅ   Русский мир. Украина » Общество » РОЖДЕСТВО В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. ЧАСТЬ 2.  
     
    РОЖДЕСТВО В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. ЧАСТЬ 2.
    Раздел: Общество
     
    РОЖДЕСТВО В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. ЧАСТЬ 2.
    В ВЕЛИКОБРИТАНИИ


    Здесь на Рождество все окна сельских домов освещаются свечами, поэтому среди местных жителей эта ночь называется «ночью свечей». В Англии, как и во многих других странах, существовала древняя традиция возжигания рождественского бревна. Но в наши дни в сочельник вместо него зажигают толстую свечу. В Уэльсе зажженные свечи в праздничную ночь украшали не только частные дома в сельских местностях, но и сельские церкви и часовни. Свечи для украшения церкви изготовляли и дарили священнику жители прихода. Во многих деревнях незадолго до праздника женщины устраивали соревнования на лучшее украшение рождественских свечей. Эти украшения делались из полосок цветной бумаги, фольги, золотых и серебряных нитей, ярких лент. В некоторых областях Уэльса с такими же украшенными и зажженными свечами в руках жители прихода шли на утреннюю обедню, начинавшуюся прежде в 2—3 часа ночи.
    Еще со Средневековья старые обряды ряженья церковь стала использовать для того, чтобы дать народу более живые впечатления о библейских историях. Отсюда возникли «мистерии» — драматические представления таких религиозных сцен, как Благовещение, посещение Младенца Христа тремя мудрецами с Востока и другие. Участники драматических версий библейских историй были обычно в масках или с закрытым платком лицом, как и исполнители древних языческих обрядов. Из представлений подобного рода у англичан была особенно распространена игра-пантомима о святом Георгии и драконе, широко известная и во многих других странах.
    В Шотландии в Средние века на Рождество исполнялась пантомима, называемая голосхан. Об этой игре встречаются упоминания в старых письменных шотландских источниках. Сходная с голосхан игра была ранее распространена в тех областях Англии, где сильны были кельтские традиции. В основе ее лежит, по-видимому, миф о воскрешении природы после длительной смерти, так как суть пьесы заключается в том, что главный герой ее, называемый Галгакус, Голосхан или Галациан, убит в битве македонским королем Фалкирком или в других вариантах Черным рыцарем и возвращен к жизни доктором Бельзебалом, или просто доктором Брауном.
    Магическое значение рождественских обрядов ряженья было забыто давно. Теперь ряженье еще сохраняется по всей Англии как развлечение, в котором участвуют в большинстве случаев подростки. Следы этих древних магических обрядов можно встретить в различных пантомимах и маскарадах, которые устраиваются и поныне.
    С маскарадами был связан и еще один интересный обычай: на двенадцать дней Святок в каждом дворце или замке выбирался распорядитель всего празднества, называемый в Англии «лордом беспорядка», а в Шотландии — «мнимым аббатом». Лордом беспорядка выбирался тот, кто мог весело шутить, устраивать развлечения, карнавалы. Он сам подбирал себе свиту, члены которой были разодеты в яркое платье, украшенное лентами и колокольчиками. В Шотландии в свите «мнимого аббата» участвовали характерные для народных процессий ряженых персонажи, как, например, хобби-хорс — молодой человек, изображавший лошадь. Такой шумной компании и особенно ее руководителю разрешалось делать все, что они захотят: врываться в любые дома, чтобы подшутить над их обитателями, устроить игры, танцы и прочие развлечения. Этот обычай был запрещен королем Генрихом VIII (1491 — 1547 гг.).
    Во многих селениях Шотландии мужчины и юноши в день Рождества, под предводительством волынщиков и в сопровождении множества народа выходили за пределы села и на лужайке устраивали соревнования в беге, метании молота. Победитель получал берет, украшенный перьями и лентами, а вечером был главным на балу.
    На все эти обычаи в XVII в. обрушилась новая протестантская церковь. Каждый языческий обряд, даже самый невинный, был безжалостно проклят церковью, запрещены рождественские песни и танцы. Даже выпечку праздничного хлеба протестантское духовенство считало преступлением. Наконец, в 1644 г. празднование Рождества было запрещено по всей Англии специальным парламентским актом.
    После таких гонений празднование Рождества в Шотландии никогда уже не достигало прежней популярности. Сохранились лишь некоторые обряды, но большинство их стало приурочиваться к Новому году. И в настоящее время 24—25 декабря там рабочие дни, а праздником считается Новый год — 1—2 января. В Англии же уже в конце XVII в. Рождество вновь стали праздновать, но на протяжении XIX столетия сопровождавшие его обряды изменились, и к началу XX в. из большого социального события всей общины этот праздник стал чисто семейным, и лишь некоторые из его старых обычаев дожили до наших дней.
    Англичане любят дарить подарки. С особенным чувством ждут их дети. А разносит их добрый Санта Клаус. Кстати, британцы полагают, что этот персонаж пришел к ним из южных стран.
    До сих пор сохраняется старый обычай украшать дом ветками вечной зелени — плющом, остролистом. А над дверью, как и прежде, укрепляют веточку омелы. По обычаю, эта ветка дает хозяину право поцеловать каждого входящего. Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно, в середине XIX в., и был завезен из Германии. Королева Виктория и принц-консорт Альберт впервые устроили елку для своих детей в Виндзоре. Во время Второй мировой войны в Англию, где в то время находились норвежский король и правительство, была впервые тайно доставлена из оккупированной Норвегии огромная ель, которую установили на Трафальгарской площади. С этих пор такую ель ежегодно дарит город Осло британской столице.
    От популярных некогда процессий ряженых ведут свое начало устраиваемые во всех театрах, концертных залах в дни Святок пантомимы и балы-маскарады. Второй день Рождества в церковном календаре посвящен святому Стефану. В Англии этот день называется боксинг дэй. Название произошло от обычая устанавливать в церквах перед Рождеством особые ящики-копилки, куда каждый мог опустить подарки для бедняков. В день святого Стефана пастор распределял собранные деньги среди прихожан. Позднее ящики в церкви перестали устанавливать, но бедняки прихода собирались группами и в этот день с ящиком-копилкой обходили дома, получая мелкие монеты. И сейчас еще сохранилась традиция одаривать в этот день небольшими суммами почтальонов, посыльных, слуг.
    Первый день Нового года является четким рубежом между недавним прошлым и тем таинственным будущим, которое ожидает человека в наступающем году. Именно с этим днем было связано много примет и поверий, различного рода гаданий, с помощью которых люди стремились узнать будущее, старались уберечь себя и свое имущество от действия злых сил, от разных несчастий.
    Фермеры замечали погоду первых двенадцати дней января, определяя по каждому из них погоду в соответствующем месяце. Дождь в утро Нового года предвещал плохой, неурожайный год. Шотландцы в канун Нового года гадали и о судьбе семьи. Для этого вечером перед сном покрывали горящий торф золой, а утром старались увидеть на ней знак, напоминающий отпечаток человеческой ноги: если носок у следа повернут к двери, значит, число членов семьи в этом году уменьшится, если от двери — увеличится. Нет отпечатка на золе, не будет никаких изменений.
    На Британских островах популярен обычай «Впускания Нового года». Он заключается в том, что когда часы начинают бить полночь, хозяин открывает заднюю дверь дома, чтобы выпустить старый год, а с последним ударом часов — переднюю дверь, впуская Новый год. В Шотландии перед полуночью на фермах разводят яркий огонь в камине, и вся семья садится вокруг него в ожидании боя часов. Когда стрелки часов приближаются к двенадцати, глава дома встает и молча открывает дверь. Он держит ее открытой до тех пор, пока часы не пробьют последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый.
    И сейчас в Великобритании еще готовят на Новый год особые традиционные блюда. На завтрак обычно подают овсяные лепешки, пудинг, особый сорт сыра — кеббен, на обед — жареного гуся или бифштекс, пирог, яблоки, запеченные в тесте. Новогодние овсяные лепешки у кельтских народов имели особую форму — круглые с отверстием посередине. Старались при выпечке их не сломать, так как это было бы дурным предзнаменованием.
    В настоящее время в Шотландии для новогоднего стола выпекают большой круглый песочный торт, украшенный цукатами, миндалем, орехами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся за границей. Их обычно украшают национальные эмблемы — вереск, шотландский крест, руки, скрещенные над морем, горы.

    В ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ


    Здесь широко распространен обычай готовить на рождественские праздники ясли или вертеп со сценой рождения Младенца Иисуса. Эти ясли называются bеlёn (от слова Вифлеем). В деревнях их обычно мастерят дети из дерева, бумаги, глины, стекла. В городах их продают в магазинах, на праздничных базарах и ярмарках. Сцена обычно изображает пещеру, где в яслях лежит младенец, а над ним богородица,
    Иосиф, тут же вол, осел, ангел и пришедшие поклониться новорожденному волхвы. Фигурки для этих макетов (их называют в Испании nасimientos, в Каталонии — рessebres, в Португалии — рresepios) продаются на ярмарках и поодиночке, и целыми комплектами.
    Считается, что обычай устраивать ясли введен Франциском Ассизским (конец XII — начало XIII вв.) или его последователями, монахами-францисканцами. Весьма вероятно, что кукольные ясли заменили собой прежние церковные мистерии, где евангельские сцены разыгрывались живыми актерами. Произошло это потому, что церковные власти начали запрещать эти спектакли.
    Во многих местностях крестьяне верят, что души их умерших предков участвуют в праздничной трапезе. Поэтому для них оставляют за столом пустые приборы. Считается, что хозяева не должны покидать дом, так как именно они должны встретить души предков. Для них оставляют горящий огонь в очаге, чтобы те смогли разогреть себе еду. В Португалии принято оставлять после трапезы накрытый стол для умерших. По народным верованиям, души умерших появляются в виде мерцающих огоньков. Но отношение живых к ним двойственное: их и почитают, стараются накормить, и в то же время боятся. В Португалии существует поверье, что души умерших приходят, только если не читать особых молитв для успокоения их в могилах: значит, смотрят на них как на нежелательных гостей. Подобные поверья и обычаи распространены очень широко.
    У испанцев и португальцев, как и у многих европейских народов, есть традиция возжигания большого полена в очаге. Но здесь полено не жгут непрерывно все дни Святок, а лишь обжигают его рождественским пламенем и гасят. Потом его хранят весь год, верят в его чудодейственную силу, и вновь зажигают лишь в разных трудных для семьи обстоятельствах, например, во время грозы, чтобы обезопасить дом от удара молнии.
    Еще во многих местностях на Рождество и Новый год зажигают большие костры, и молодые парни прыгают через них. Такой обрядовый огонь называется luembro nuеvо (новый огонь). И еще один магический обряд, знакомый другим народам, — после трапезы, вечером, хозяева и гости идут в сад и там начинают нарочито угрожать деревьям срубить их как негодные, бросают в них камни. Гости громко уговаривают хозяина пощадить дерево, обещая, что оно даст хороший урожай плодов. Хозяин смягчается и уступает.
    Обычай украшать и зажигать елку стал известен в Испании и Португалии не так уж давно, и то только в городах. Считается, что обычай этот пришел сюда из Германии.
    В скотоводческих районах Испании празднование Рождества отличается некоторыми характерными обычаями. Католическое духовенство объясняет эти особенности тем, что именно пастухи-скотоводы, как повествует Евангелие, первыми узнали о рождении Иисуса Христа и первыми пришли поклониться ему. В сочельник вечером пастухи запирают весь свой скот в загоны и поручают его охрану святому Антонию, а сами спешат в поселок, чтобы отпраздновать Рождество, которое называется Nochebuena.
    Первого января отмечается Новый год (по-испански — Аnо nuevo, по-португальски и по-галисийски — Аnо novo). Новогодняя ночь (Noche vieja, Noite velha) справляется в городах и селах по-разному.
    Горожане любят проводить эту ночь на улице, в гуляньях, танцах. Когда городские часы пробьют полночь, начинаются взаимные поздравления, пожелания счастья, обмен подарками. Бывают и процессии «великанов». Дома у каждого заготовлен обильный ужин.
    Деревенская же молодежь в новогоднюю ночь ходит по домам, распевая песни. Они так и называются — аninоvо, аnibоn, а у португальцев — жанейраш (janeiras) — как тут не вспомнить древнеримского Януса и празднования в его честь, традиции которых, видимо, сохранились кое-где до сих пор. Принято расхаживать в причудливых нарядах и масках. Такие процессии обычно возглавляются «стариком» и «старухой» (по-нашему — «дедом» и «бабкой»). В Галисии эти предводители ряженых ходят с метлами и выметают всю нечисть, накопившуюся за старый год.
    Фигуры «деда» и «бабки» иногда делают из соломы и «наряжают» в лохмотья. Затем их с песнями и со смехом таскают по всему поселку, и в заключение торжественно сжигают. Это сжигание — символическое уничтожение старого года со всеми его неприятностями.
    Поразительные черты древних эротических действ несет в себе один из новогодних обычаев, соблюдающийся и поныне во многих деревнях Испании, хотя теперь уже в шуточной форме. Он называется estrechos или devotos (в разных провинциях по-разному). Это заключение «браков» на время. Под Новый год девушки и парни всей деревни тянут жребий — бумажки с именами односельчан обоего пола. Парни таким образом получают «невест», девушки — «женихов». Кое-где эта процедура проделывается перед кострами у церковной паперти. Образовавшиеся брачные пары считаются до самого конца Святок влюбленными, и ведут себя соответствующе. В крупных городах еще недавно в новогоднюю ночь продавали билетики с именами гостей обоего пола и потом соединяли их парами наобум: получались «женихи» и «невесты» на весь вечер. На следующее утро «жених» должен был прийти к своей «невесте» с визитом и подарком — цветами, конфетами. Иногда молодые люди подстраивали дело так, чтобы получить в «невесты» любимую девушку, и дело кончалось настоящим браком.
    Многие обряды связаны с виноградом и его возделыванием. Считается, что тот, кто ест виноград в новогоднюю ночь, будет с деньгами весь год, что виноградинка, съеденная в первый день Нового года, отгоняет нечистую силу. Самый распространенный обычай — с каждым ударом часов надо съесть по виноградинке, загадывая при этом желания — все они сбудутся.









    Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
     




    Добавление комментария
     
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Введите два слова, показанных на изображении:*



    Голосование
     

    "Экономика всему голова"
    "Кадры решают все"
    "Идея, овладевшая массами..."
    "Все решится на полях сражений"
    "Кто рулит информацией, тот владеет миром"



    Показать все опросы

    Популярные новости
     
     
    Loading...
    Теги
     
    Великая Отечественная Война, Виктор Янукович, Владимир Путин, власть, выборы на Украине, геополитика, Евразийский Союз, евромайдан, Запад, Запад против России, информационная война, Иосиф Сталин, история, история России, Крым, культура, либерализм, мировой финансовый кризис, народ, НАТО, нацизм, национализм, общество, Партия регионов, политика, Православие, революция, Россия, русские, Русский Мир, русский язык, Сергей Сокуров-Величко, соотечественники, СССР, США, Украина, украинский национализм, церковь, экономика

    Показать все теги
    Календарь
     
    «    Апрель 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    Наши друзья
     





    Google+
    Редакция может не разделять позицию авторов публикаций.
    При цитировании и использовании материалов сайта в интернете гиперссылка (hyperlink) {ss} на "Русский мир. Украина" (http://russmir.info) обязательна.
    Цитирование и использование материалов вне интернета разрешено только с письменного разрешения редакции.
    Главная страница   |   Контакты   |   Новое на сайте |  Регистрация  |  RSS

    COPYRIGHT © 2009-2017 RusMir.in.ua All Rights Reserved.
    {lb}
     
        Рейтинг@Mail.ru