Главная > Политика, Общество > КАКАЯ ИДЕОЛОГИЯ НУЖНА ДНР И КАК ЕЁ РЕАЛИЗОВАТЬ {T_LINK}

КАКАЯ ИДЕОЛОГИЯ НУЖНА ДНР И КАК ЕЁ РЕАЛИЗОВАТЬ


14-12-2015, 12:27. Разместил: Редакция
Рождение любого общества, так или иначе, сопряжено идеологией, определяющей его предназначение, смысл существования и развития. Идеология не формируется после рождения общества. Идеология всегда предшествует его появлению, изначально определяя его сознание и мировоззрение, которые и приводят к формированию той или иной общности на обособленной территории. Идеи всегда правили, правят и будут править миром. Идеология может формироваться и после появления общества, но только для того, чтобы сменить идеологию, породившую это общество.

КАКАЯ ИДЕОЛОГИЯ НУЖНА ДНР И КАК ЕЁ РЕАЛИЗОВАТЬ


В этом смысле поиск идеологии развития ДНР представляется действием запоздалым, хотя и не лишённым смысла в своём стремлении понять, какие же идеи положены в основу территориального образования, появившегося на территории бывшей Украины в результате государственного переворота и последовавшего за ним нацистского шабаша. И хотя ставить телегу впереди коня, конечно, несколько странно, но такое бывает даже в уже давно состоявшихся странах, имеющих многовековую историю. К примеру, Россия после распада Советского Союза пока безуспешно пытается понять, какую же идеологию ей необходимо выбрать для объединения общества и укрепления государственной системы. Однако самое интересное состоит в том, что такой поиск осуществляется в условиях давно действующей социальной идеологии (капитализм), закреплённой в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Аналогичной выглядит ситуация и в случае с ДНР.

В соответствии с текстом Конституции ДНР, размещённой на сайте Совета Министров ДНР, «Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством» (глава 1 «Основы Конституционного строя», статья 1). Это означает, что на территории Республики в соответствии с Конституцией официальной политической идеологией является демократия. Не закреплена в Конституции, но официально действует на территории ДНР либеральная идеология, которая лежит в основе проводимой правительством экономической политики. По другому просто и быть не может. Ведь либеральная экономика преподаётся во всех высших учебных заведениях Республики. На базе соответствующих знаний формируются либеральные представления об экономической действительности у руководителей хозяйствующих субъектов и представителей органов государственной власти на всех её уровнях. Следовательно, в результате либеральноориентированного образовательного процесса в стране формируется либеральная экономика со всеми вытекающими последствиями.

Функционирование задекларированной в Конституции политической идеологии (демократия) и давно укоренившейся экономической идеологии (либерализм), взаимосвязанных и взаимозависимых по своему характеру, закономерно приводит к формированию и доминированию в обществе социальной идеологии – капитализма, результатом воздействия которой на общественное сознание, мировоззрение и поведение является утверждение власти денег и развитие общества потребления.

Но такой результат идеологического воздействия, основы которого заложены в Конституции ДНР входит в явное противоречие с социальным характером государства, как это задекларировано в вышеназванной 1 статье 1 главы Конституции. Ведь формирующееся на деле в ДНР не социальное, а капиталистическое государство, представляет собой тип государства, в экономической системе которого играет определяющую роль накопленное обществом богатство, которым распоряжается не собственно государство, а частные лица. Тогда как социальное государство представляет собой особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищённости и самореализации всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию гуманитарной, рыночной, финансовой, правовой и промышленной сфер жизнедеятельности, установлению в нём социальной справедливости и социального благополучия.

Фактически, согласно действующей Конституции на части территории бывшей Донецкой области сегодня осознанно или нет, но уверенно и со знанием дела строится Донецкая Капиталистическая Республика и формируется экономическая система, основанная на избыточном потреблении. Всё это создаёт предпосылки для социального расслоения общества, которое со временем будет только углубляться и формировать два крайних полюса в обществе – правящая олигархическая верхушка и подконтрольное ей остальное общество, имеющее невысокий уровень достатка и тотально зависимое от олигархии, в руках которой сосредоточены средства производства. В результате через 15-20 лет мы получим на территории ДНР вторую Украину, основной смысл существования которой заключён в распространении русофобии, дремучего хуторянства и социального иждивенчества.

Однако это не единственное противоречие в тексте Конституции ДНР. В пункте 3 статьи 9 главы 1 провозглашается, что «Никакая религия и идеология не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных». В то же время в пункте 1 этого же главы признаётся идеологическое многообразие: «В Донецкой Народной Республике признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность» и, как уже отмечалось, в статье 1 главы 1, провозглашается доминирование политической идеологии – демократии.

Таким образом, ответ на вопрос по поводу типа социальной идеологии, определяющей смысл существования ДНР и характер влияния на общественное сознание и мировоззрение очевиден – капитализм. Это конкретно задекларировано в тексте действующей Конституции ДНР и реально воплощается в жизнь.

Названные положения Конституции ДНР входят в явное противоречие с реально существующим запросом людей, проживающих на территории ДНР, на построение социально справедливого и социально благополучного государства для всех, а не только для отдельных наиболее обеспеченных граждан. Да и, в конце концов, не за возможность построения капиталистического будущего борется народ Донбасса, которому не нужны олигархи ни украинские, ни свои, которые вполне могут появиться в рамках формирующегося общества потребления.

Возникает вопрос, а какой же должна быть социальная идеология ДНР? И нужна ли она Республике? Ответ на последний вопрос очевиден. Социальная идеология, безусловно, нужна. Если формируется новое общество и государство, то должно быть идейное начало этого процесса. Но начало это должно быть фундаментом, на котором будет строиться социальный успех общества, а не основой будущего краха. Поэтому идеология должна отражать общечеловеческие, потверждённые многовековым положительным опытом бытия, оправдавшие себя идеалы, нормы и ценности, реализация которых будет способствовать стабильному и динамичному развитию всего общества.

В соответствии с этим социальная идеология должна соответствовать определённым критериям, к которым следует отнести следующие:

1. Социальная идеология наряду с идеологией глобального развития является неотъемлемой составной частью идеологии устойчивого развития общества. Устойчивое развитие – это процесс глобальных и социальных изменений, направленных на установление равновесия между ростом товарооборота на внешнем и внутреннем рынках, как отражения экономического роста, и ростом социального благополучия общества.

2. Социальная идеология обладает системной структурой, включающей в себя идеалы, нормы и ценности. Она направлена на социальное сознание и в этом смысле тесно связана с социальной культурой, представляющей собой совокупность сознания, знаний и мышления.

3. Социальная идеология встроена в структуру управления социальным развитием общества, государственного стимулирующего регулирования экономики и социального развития общества, формируя тем самым основу политики управления, экономической политики государства и социальной самоорганизации.

4. Идеалы, лежащие в основе социальной идеологии, представляют собой интегрированное целое. Результатом их взаимодействия является формирование установки в сознании общества на постоянное стремление к социальной справедливости, без чего невозможен стабильный и динамичный рост социального благополучия.

5. Нормы в структуре социальной идеологии являются организующим центром в идеологической конструкции, который определяет организационный порядок, в соответствии с которым формируется социальное сознание, мировоззрение и поведение.

6. Социальные ценности включают в себя комплекс гуманитарных, рыночных, финансовых, правовых и производственных ценностей, отражая тем самым весь спектр ценностей в рамках существующих сфер жизнедеятельности общества.

7. Ключевыми идеалами социальной идеологии является социальная справедливость и социальное благополучие.

Всем этим требованиям максимально полно соответствует идеология социального детерминизма (социальная идеология), которая проявляет себя в совокупном воздействии идеологии экономического динамизма (экономическая идеология) и морально-этического консерватизма (политическая идеология). Более подробно суть идеологии социального детерминизма изложена в статье «Феномен идеологии в управлении социальным развитием общества».

Реализация идеологии морально-этического консерватизма позволяет формировать самодостаточного человека, обладающего высоким уровнем сознания, адекватным мировоззрением, гибким менталитетом, высокими морально-волевыми качествами, необходимыми для достижения социально значимых целей. Именно такой человек способен реализовать идеологию экономического динамизма, которая формируется в сознании общества посредством изучения новой экономической науки, основанной не на либеральной экономической теории, а на теории стимулирования социального развития общества. Изучение этой теории позволяет иметь адекватные представления об экономических и политических закономерностях, определяющих динамичную жизнь современного общества (Подгорный В.В. Теория стимулирования социального развития общества. Парадигмальные основы теории и механизмы её реализации / В.В. Подгорный. – Saarbrucken, Germany.: изд.-во „LAP LAMBERT Academic Publishing”, 2015. – 80 с.).

Идеология сама по себе бесполезна. Это всего лишь теоретическая конструкция, декларация, которая не работает до тех пор, пока она не будет встроена в процессы управления социальным развитием общества, государственного стимулирующего регулирования экономики и социального развития общества. Социальная идеология пронизывает все эти процессы. При этом идеалы социальной идеологии (свобода личности, свобода самореализации, причастность к обществу, духовность, равенство перед законом, социальная справедливость, социальное благополучие) образуют основу политики управления, экономической политики государства и социальной самоорганизации общества. Стремление к социальным идеалам позволяет обществу реализовывать социальные ценности (личная независимость, трудолюбие, профессионализм, ориентированность на прошлое или будущее, стремление к достижениям) в процессе гуманитарного, рыночного, финансового, правового и промышленного развития, которые являются составными элементами интегрированного процесса социального развития общества. Таким образом, в процессе стимулирования социального развития общества реализуются ценностные установки, что и приводит к повышению уровня общественного сознания и адекватному социальному поведению общества, в результате осуществления которого и формируется социально справедливое и социально благополучное общество.

Следует заметить, что построение идеального общества, в котором на все 100% обеспечены социальная справедливость и социальное благополучие невозможно. Именно поэтому социальная справедливость и социальное благополучие являются идеалами в системной конструкции социального детерминизма. Вместе с тем, реализуя эту социальную идеологию, общество всегда стремиться к этим идеалам, никогда не достигая их, но приближаясь к ним по мере роста уровня своего социального развития.

Идеология социального детерминизма имеет универсальный характер. Положенные в её основу социальные идеалы, нормы и ценности имеют общечеловеческий, а не национальных характер. По этой причине идеология социального детерминизма, отражая взгляды, представления, идеи, выражающих интересы общества по улучшению своего жизненного уровня, способна консолидировать общество и объединить усилия людей различных национальностей. Встроенная в управление социальным развитием общества, в ходе которого согласуются и реализуются разнообразные обоюдные интересы государства и общества, идеология социального детерминизма способна обеспечить реализацию устремлений людей в направлении построения социально справедливого и социально благополучного общества на территории своего проживания.

Владимир ПОДГОРНЫЙ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия, министр экономического развития в первом правительстве ДНР,

для РМ.У

Вернуться назад