Главная > Политика, Культура > РУССКАЯ ИДЕЯ УКРАИНЫ {T_LINK}

РУССКАЯ ИДЕЯ УКРАИНЫ


31-05-2010, 20:49. Разместил: Редакция
РУССКАЯ ИДЕЯ УКРАИНЫВсем известно, что духовно единой украинской державы не существует. Она делится на антироссийский Запад и пророссийский Восток. Этот водораздел имеет не только географические очертания, но и ценностные. Во многом русофобские настроения искусственно поддерживаются заинтересованными в этом силами, как внутри Украины, так и за её границами.

В те времена, когда казаки Богдана Хмельницкого избрали для себя всё-таки единение с единоверной православной Москвой, они именовали себя народом «руським», но никак не украинским. С тех пор с русским этническим самосознанием Украины происходили невероятные катаклизмы, влиявшие на его становление, развитие или разрушение.

С обретением Украиной суверенитета самосознание русских подверглось небывалой информационно-пропагандистской атаке со стороны «национальных элит». Вытравить русскость, заставить забыть о ней, отречься от тысячелетней памяти предков – вот истинная цель украиноцентричной пропаганды.

Такое мощное воздействие не осталось без последствий, и сегодня некоторые этнические русские, или, по крайней мере, люди с русскими фамилиями выступают в качестве апологетов русофобского курса партии «Наша Украина» или Блока Юлии Тимошенко. Даже в списках депутатов от этих партий нередко попадаются русские фамилии. Многие из них, выступая перед телекамерами, рядятся в украинских патриотов, не знающих русский язык и не видящих в России братской страны. Русское самосознание подвергается небывалой эрозии, разъедаемое ржой карьеризма и политического эпигонства. Свою конъюнктурщину они прикрывают витиеватым плетением словес об интересах украинской государственности, стараясь скрыть за этим алчный интерес и жажду наживы.

Русские – государствообразующий этнос. И не только в России. Словно цемент, русский народ спаял воедино огромные пространства нашей необъятной родины, именовавшейся ранее Российской империей и Советским Союзом. И делал это не в ущерб представителям других национальностей. Напротив, здравомыслящая часть национальной интеллигенции всегда видела в русских интеллектуальный «буксир», который поможет обрести новые широты любой национальной культуре. В 1907 году татарский поэт Габдулла Тукай в ответ на глупые нападки черносотенных депутатов выселить всех татар в Турцию за поддержку ими революционного движения написал проникновенные строки: «Мы не уйдем туда! Уйти не могут города и реки! Здесь пережитые века пробудут с нами, здесь навеки! Здесь родились мы, здесь росли, и здесь мы встретим смертный час. Вот с этой русскою землей сама судьба связала нас».

С недавних пор американские власти всерьёз заинтересовались татарским националистическим движением. Хиллари Клинтон, во время визита в Россию посетила также Казань, где её ожидали группы демонстрантов-националистов, видевших в Америке естественного союзника в деле раздробления России. Визит Клинтон они расценили как знак явного расположения Белого дома к устремлениям татарского националистического движения. Но большинство татар не спешат в объятия Вашингтона. Современный татарский поэт Ренат Харис вторит Тукаю: «Не соблазнит чужой свободы звон, врага коварный зов для нас не страшен. Мы не уйдем из пламени знамен, из вольности лугов, раздолья пашен! Живые корни дерева страны, в грядущие мы верим поколенья! Пускай уходят те, кто неверны, кто предает отцовский кров забвенью. Тукай ушел, сказав: «Мы не уйдем!» – в весенний дождь, но громче год от года апрельским первым грозовым дождем звучит: «Мы не уйдем!» – в душе народа». А вот слова руководителя Всемирного Курултая (собрания) башкир Азамата Галина: «Ни одна западная культура не сможет одолеть Россию, а значит, не будет людей, преклоняющихся перед западной культурой. Человек, преклоняющийся перед западной культурой хуже коллаборациониста периода Великой Отечественной войны».

По-другому повела себя патриотическая псевдоинтеллигенция «украинского» разлива. Проницательная Роза Люксембург в «Рукописях о русской революции» об Украине писала особо: «Украинский национализм в России был совсем иным, чем, скажем, чешский, польский или финский. Не более чем просто причудой, кривляньем нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентиков, без каких-либо корней в экономике, политике или духовной сфере страны, без всякой исторической традиции, ибо Украина никогда не была ни нацией, ни государством, без всякой национальной культуры, если не считать реакционно-романтических произведений Шевченко...».

И, действительно, из трёх советских славянских республик Украина оказалась «слабым звеном», где всегда рвётся в первую очередь. Из всех постсоветских стран возвеличивание бывших гитлеровских пособников приобрело неимоверные масштабы только в Прибалтике и на Украине. Сегодня прозападное правительство Молдавии пытается повторить этот «подвиг».

На Украине русскую культуру планомерно вытесняют из информационного пространства. По телевидению практически не демонстрируют выступлений русских фольклорных коллективов, здесь не услышишь русских народных песен. И это в то время, когда только официально зарегистрированных представителей русской национальности проживает на Украине более 11 млн.! Эти 11 млн. стараются перековать в отдельную этническую группу с иным этническим самосознанием. Делается это как раз через вытеснение всего русского и замену всем украинским.

Даже во время праздничного концерта в Киеве в честь 65-годовщины Победы в Великой Отечественной войне при исполнении фронтовой песни «Ехал я из Берлина…» фразу «там, где русская слава все тропинки прошла» заменили на «где солдатская слава все тропинки прошла». Случайность? Надеюсь.

Русская культура чрезвычайно привлекательна. В своё время это вызывало раздражение у немцев и поляков. Достаточно вспомнить высказывание Бисмарка о том, что русские, соединённые православной верой, всегда сливаются в единый организм, словно шарики ртути. Известно, что больше всего азербайджанцев проживает в Иране – 16 млн., в то время как в самом Азербайджане только 8,8 млн. Тем не менее, азербайджанская молодёжь едет не в Иран в поисках лучшей жизни, где проживают такие же мусульмане-азербайджанцы и иранцы. Напротив, их манит в православную Россию, где они прекрасно вживаются в её народное тело.

Может, в такой привлекательности и видят в Киеве нежелательность русской культуры для Украины?

Киевская власть, какой бы идеологии она не придерживалась, будет всегда украиноцентричной. Верность принципу «у себя на огороде шляхтич равен воеводе» заставляет украинское руководство позаботиться о том, дабы, не дай Бог, у рядовых украинцев не проснулись чрезмерные симпатии к России. Это наслаивается на параллельный информационный проект националистического толка, который с уходом Ющенко никуда не исчез, а только переместился с «центральной дороги» немного в сторону.

Националистические газеты и журналы продолжают отравлять мировоззрение простого обывателя, загоняя его в состояние ненависти и злобы по отношению к ближайшему союзнику. Националистические информационные мероприятия (съезды, конференции, диспуты, интервью) продолжают будоражить неокрепшие умы. Не сворачивают свою деятельность аналитические центры националистического толка, вырабатывающие политику ожидания реванша.

Мы становимся свидетелями зарождения новой формации русских людей на Украине. Большинство из них не приемлют зоологической русофобии в исполнении западноукраинских политиков, но, лишённые возможности поддерживать в себе огонь своей русскости, они всё больше подвергаются определённой культурной деформации, когда, не будучи в глубине души русофобами, они, тем не менее, не чувствуют духовной связи с Россией, превращаясь в не совсем русских. Это усугубляется информационным давлением со стороны власти. Иногда мягким (во времена Кучмы), иногда жёстким (во времена Ющенко). Но в обоих случаях это – давление, со всеми вытекающими последствиями.

Не секрет, что многие наши враги видели главную угрозу своим геополитическим устремлениям именно в развитом чувстве русскости нашего населения. Им не нравилось, что население и Российской империи, и СССР считало себя тоже «немножко русскими». В Российской империи существовали определения «русский бурят», «русский якут», «русский осетин». Эти народы были самими собой, храня и лелея свою культуру и язык, но в душе они всё русское воспринимали как часть своего, родного и понимали всю глубину и широту таких духовных горизонтов.

Сейчас же даже в России в паспорте отсутствует графа «национальность». Мы все, и в России, и на Украине, превращаемся просто в безликую массу граждан. Торжество юридического элемента вытесняет этническую составляющую.

На Украине это выливается в отказ от русской идентификации. Если нет в паспорте записи «русский», то зачем ломать себе голову, если можно поддаться механизму социального подражания и записаться украинцем? В этом, по сути, ничего плохого нет, но только при условии, что этническому понятию «украинец» не постараются придать политический оттенок. У нас же как раз так и делают: если ты украинец, значит, и незачем тебе думать и печься о русской культуре, русской жизни и России.

Благодаря такой пропаганде даже в Донбассе периодически появляются высказывания, что мы, мол, украинцы, с русской культурой общего ничего не имеем. Варшава, Лондон и Вашингтон могут только аплодировать такой удаче!

А тут ещё навязчивые псевдоисторики со смехотворными псевдотеориями о древнейшем происхождении украинской нации. Наслушаешься их, и зависть берёт. Так хочется быть самым древним и самым расово чистым!

При этом идеологической штукатуркой пытаются замазать единое панно истории русских и украинцев, кровных братьев, более близких генетически которым нет в Евразии. Это понимали классики нашей литературы. «Хотя враждебною судьбиной и были мы разлучены, но все же мы народ единый, единой матери сыны; Но все же братья мы родные! Вот, вот что ненавидят в нас!». Эти строки принадлежат перу Фёдора Тютчева. «Даже если русских останется всего один хутор, то и тогда Россия возродится», - писал Николай Гоголь. В его душе русскость мирно и гармонично соседствовала с принадлежностью к братской малороссийской ветви русского народа. Пронзительно в любви к России признавался Сергей Есенин: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь! Живи в раю!», я скажу: не надо рая, дайте родину мою!». В другом стихотворении читаем: «И за все грехи мои тяжкие, за неверие в благодать, положите меня в русской рубашке под иконами помирать». Трогательно о русском народе и Руси писал Николай Некрасов: «О! сколько есть душой свободных сынов у родины моей. Великодушных, благородных, и неподкупно верных ей. Кто в человеке брата видит, кто зло клеймит и ненавидит». А если вспомнить знаменитое суворовское «Мы – русские! С нами Бог!» или кутузовское «Гордитесь именем русских, ибо это было и есть имя победы», понимаешь, почему из украинских школ убрали надолго и русский язык, и русскую литературу, и русский язык. Потому что русская победа не всем по душе. В пору воскликнуть: Верните мне моё имя! Я Русь, а не Украина!

Так что же нужно сегодняшним русским на Украине? И не только им, а всем жителям нашей страны, кто не мыслит себя отдельно от произведений Толстого и Фета, Лермонтова и Грибоедова, от Красной площади и московского Кремля, от наших общих достижений и побед? К ним адресованы слова философа Ивана Ильина в его книге «Путь к очевидности»: «Надо, чтобы он научился вместе с Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, и вместе с Гоголем радостно дивиться на гениальность русского языка».

Ну а тем, кто живёт жизнью планктона и кому не интересна творческая судьба своего народа, его чаяния и устремления, хочется сказать: «Если б были все как вы, ротозеи, чтоб осталось от Москвы, от Расеи?».

Илья Макаров

Сегодня.ру

Вернуться назад