Главная > Политика, Общество > ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК» {T_LINK}

ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»


4-05-2014, 10:06. Разместил: Редакция
ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»Фестиваль «Игорев Полк» на Донецком городище прошел успешно

26 апреля 2014 г. в Октябрьском районе Харькова, на территории Донецкого городища VI ст. до н.э. - ХIII ст. н.э. – летописного древнерусского града Донец – состоялся 10-й исторический фестиваль «Игорев Полк». Фестиваль проводится ежегодно с 2005 года в годовщину начала похода князя Игоря Святославича Новгород-Северского в Половецкую степь в 1185 году, воспетого в «Слове о полку Игореве». В нём участвуют историки-краеведы и археологи, народные мастера, самодеятельные творческие коллективы, казацкие общества, учасники движения военно-историчекой реконструкции.

Задача фестиваля «Игорев Полк» состоит в сохранении и углублении исторической памяти нашего края путём популяризации его истории и традиционной культуры, в частности –исторических и культурных традиций восточнославянских народов, а также народного творчества и культурных связей края, в первую очередь – между славянскими и тюркскими народами, наследниками Древней Руси и Дешты-Кыпчак (Половецкой степи), содействии развитию культурного обмена и толерантних отношений между народами, привлечения внимания общественности к охране исторических памятников и непосредственном включении Донецкого городища в культурную жизнь Харькова.

Донецкое городище – один из интереснейших памятников археологии Харьковщины. Оно расположено на правом берегу реки Уды возле Карачёвского шоссе в 300 м. к северу от автостанции «Бабаи» или к востоку от платформы «Карачёвка» ЮЖД Мерефянского направления. Оно представляет собой обрывистый холм 20 м. высотой, площадью 70х38 м., который пересечён рвом, отделяющим цитадель-«детинец» от «посада», основной части городища. Совместно с расположенным в 10 км. к югу Хорошевским городищем Донецкое городище в скифскую, раннеславянскую и древнерусскую эпохи контролировало путь из задонецких степей в Приднепровье – на Русь. В X веке городище взяли штурмом печенеги. Во времена Киевской Руси оно було отстроено, на юго-востоке его появился детинец, окружённый стеной из деревянных срубов-клетей, который служил резиденцией местной феодальной администрации, военной и судебной власти в округе.

Археологические исследования засвидетельствовали высокий уровень хозяйственного развития городища в VIII-XIII веках: тут знали пашенное земледелие, выращивали просо, горох, пшеницу, лён, позднее также ячмень, гречку, мак, овёс, были распространены скотоводство, рыболовство, охота и ремёсла – ткачество, гончарство, металлургия, кузнечное и слесарное дело, ювелирное литьё, резьба по дереву, кости и камню. Здесь впервые в ходе археологических исследований Древней Руси были обнаружены останки домашней кошки и производство шиферних пряслиц за пределами Волыни. В древнеславянские времена жители городища обитали в полуземлянках, в древнерусские – в избах. Донецкое городище играло роль значительного центра торговли и денежного оборота.

Название фестиваля «Игорев Полк» выбрано не случайно: Донецкое городище непосредственно связано со «Словом о полку Игореве» – сюда, в древнерусский град Донец, как свидетельствует летопись,князь Игорь бежал из половецкого плена летом 1185 года (или же, по мнению М.Ф. Гетманца, в 1186 году). Население оставило его в XIII-XIV веках, после Батыева погрома.Виднейший исследователь городища Борис Андреевич Шрамко предполагал, что жители городища перебрались на место нынешней центральной части Харькова. Соответственно Донецкое городище можно считать старейшим оплотом градостроения и городской цивилизации на территории современного Харькова, прообразом нынешнего города в эпоху Средневековья.

Донецкое городище упоминали «Книга Большому Чертежу» начала XVII века и «Описание Харьковского наместничества» конца XVIII века. История археологических исследований городища насчитывает около двухсот лет: раскопки на его территории проводили многие видные археологи: в ХІХ веке друг Александра Герцена Вадим Пассек, в первой половине ХХ века – В.А. Городцов и А.С. Федоровский, в послевоенные годы – Б.А. Шрамко.

В число организаторов фестиваля в разные годы входили Русское национально-культурное общество Харьковской области, Харьковский союз коллективов и мастеров русского народного творчества «Талица», военно-исторические клубы им. генерала П.С. Котляревського и «Ратибор - СеверскаяРусь». На фестивале побывали воспитанники Октябрьского районного Центра детского и юношеского творчества, гости из Киева и Винницы. Программа фестиваля постоянно изменялась, совершенствовалась: Федерация исторического фехтования Украины дважды проводила здесь рыцарские турниры.

Ежегодное проведение фестиваля привлекло внимание к Донецькому городищу общественности, прессы и администрации Октябрьского районаво главе сР.С. Веприцким и Т.А. Цибульник, которые его активно поддержали. Перед фестивалем силами работников культуры района на территории Донецкого городища проводились субботники, а весной 2011 года была ликвидирована расположенная фактически на его территории свалка. Тогда же в фестивале впервые приняли участие Творческая мастерская «Дана» под руководством Натальи Афанасьевой и музыкальный ансамбль «Восьмой день».

Нынешний фестиваль был 10-м, юбилейным. К нему хотелось бы подготовиться получше, но… не до праздников нам с вами сегодня! И тем не менее фестиваль удался. В этом году он был посвящён защитникам древней Руси – и нынешнего Харькова, в которой и в старину, и ныне играют немалую роль казацкие общества. Под руководством мастера кузнечного дела люботинского казака Павла Рязанова и при участии клуба «Ратибор - СеверскаяРусь»прошёл турнир, на котором древнерусские витязи сразились с западными рыцарями. Принял участие в фестивале и Харьковский слобожанский казацкий полк им. Ивана Сирко: с приветственным словом от него к участникам фестиваля обратился начальник политотдела полка Геннадий Макаров.

Концертная программа была представлена прекрасными выступлениями фольклорного ансамбля «Слово» под руководством Леонида Котохина и творческой студии «Дана» во главе с Натальей Афанасьевой. Ансамбль «Слово» – долгожданный гость «Игорева Полка». В его исполнении прозвучали редкие обрядовые и лирические песни Северской Руси. Их сопровождали глубокие и интересные комментарии Л.И. Котохина, которые затронули и вопрос украинской культурно-психологической аномалии – «упоения страданием», нашедшей широкое отражение в фольклоре. Прозвучали на донецком городище и песни Натальи Афанасьевой, посвящённые традициям «старины глубокой», единению Природы и Человека.

К сожалению, не смогли на этот раз посетить наш фестиваль его давнишняя участница мастерица вышивки Татьяна Костова – лауреат многих выставок и фестивалей, в творчестве последней большую роль играет образы героев «Слова о полку Игореве», и писательница Алина Немирова. А уже после его завершения мы узнали о нежданной кончине Дмитрия Михайловича Дудко – одного из вдохновителей «Игорева Полка», писателя, археолога, кандидата исторических наук, сотрудника Национального литературно-мемориального музея Г.С. Сковороды. Под его руководством не раз проходила вторая часть фестивального действа – поход в Бабаи, к дому, в котором в 1774 году жил Григорий Сковорода, и далее на Хорошевское городище, либо к мемориальной Сковородинской кринице между посёлками Бабаи и Высокий. Состоялось «паломничество к Сковороде», семикилометровый пеший переход к лесной кринице, и на этот раз – только уже без Дмитрия Михайловича…

На открытии фестиваля присутствовало 25 человек, общее число его участников достигло 70 - 80-и. Особый интерес визвали обряды «волхвов-родноверов», которые проводились в это же время на городище в их «капище». Так или иначе, но фестиваль «Игорев Полк» уже 10 лет собирает свою аудиторию. Пусть она пока невелика, но ведь людей, действительно заинтересованных в сохранении, в оживлении исторических традиций никогда много не бывает. Зато не превратился наш фестиваль, подобно иным, в вотчину массовой культуры и «друзей пива», в коммерческое мероприятие, лишенное подлинного духа и реального культурного наполнения.

Современность наполняет нашу культурно-историческую акцию новым смыслом. Не от «дикой степи», как в былинные времена, пришло время защищать наш край и наш город: гроза надвигается на Харьков с запада, от некогда «стольного» Киева с его нынешними хозяевами. Впрочем, для последних трёх столетий, со времён Мазепы, это стало уже привычным. Среди участников нынешнего фестиваля были те, кто защищал памятник Ленину, участвовал в митингах и пикетах на площади Свободы. Ведь памятники истории и культуры – и древние, и минувшего века – это наши «крепости», оплоты дня сегодняшнего и «гаранты» завтрашнего дня, нашего права самим строить это «завтра». Так от защитников Древней Руси – к сегодняшним защитникам Харькова, поборникам возрождения единства Руси со времён «Слова о полку Игореве» передаётся эстафета народной борьбы за единство и свободу, связующая времена и эпохи, и «Игорев Полк» – одно из звеньев в этой цепи.

И в следующем году, к 830-летию событий «Слова о полку Игореве», мы будем вновь готовить наш фестиваль – с новыми силами, новой программой и размахом!

ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»
ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»
ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»
ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»
ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»
ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»
ФЕСТИВАЛЬ ИГОРЕВ ПОЛК»


Организатор фестиваля

Дмитрий Бадаев

Вернуться назад