Главная > Политика, Культура, Общество > МАЙДАН И АНТИМАЙДАН: ПРОТИВОСТОЯНИЕ {T_LINK}

МАЙДАН И АНТИМАЙДАН: ПРОТИВОСТОЯНИЕ


13-12-2013, 21:30. Разместил: Редакция
МАЙДАН И АНТИМАЙДАН: ПРОТИВОСТОЯНИЕСтало хорошим тоном противостояние Запада и Востока Украины изображать как конфликт кроманьонского прогресса (Запад) и неандертальской отсталости (Восток). В привычной символике: это «вперёд - в просвещенные Европы» (терминология крайне сомнительная, но понятная) и «назад - в атавистический Совок» (совершенно непонятная жуть, что-то вроде призрака коммунизма, который всё бродит, но в этот раз по Азии). В том, что раздел проходит именно здесь, между Западом и Востоком, сомневаться не приходится, сколько бы ни заклинали те и другие: «Не допустим раскола Украины!» - это, знаете ли, на публику. Насчет мобильности воза, запряженного то раком, то щукой… (лебедя пока не случалось) никто не обманывается. В рамках федерации может, и уживёмся, но это даже не послезавтра…

Особенно преуспевают в демонстрации этакого дуализма (проклятое прошлое и светлое будущее) украинские СМИ, среди которых, может и к сожалению, но вовсе не осталось средств «не майданных». Не рискуют наши СМИ показаться «не прогрессивными». Потому и стало приличным показывать, как ни мычит, ни телится пролетарский плебс и «натхненно спиває» западная интеллигенция. Излюбленный приём - подобрать донецкого субъекта с самым «вдумчивым» лицом и задать вопрос ещё тупее, чем его выражение. А потом выхватить крупным планом умилённую студентку, которая бодро натараторит общих фраз, смысл которых для неё сводится к свободному выезду на поиски мужа-миллионера…

Что ж, вынужден сыпануть соды в кислотно-щелочную среду майданного вдохновения. Происходящее на майданах - противостояние даже не католического индивидуалистского менталитета и православного соборного, а куда менее глубинное, это: ПРОТИВОСТОЯНИЕ АГРАРНОЙ И УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

При этом совершенно очевидно, кто по какую сторону баррикады. Восстание аграрного архетипа «селянина», и исконно враждебного ему «новосёла» – горожанина «москаля». Понимаю, что исторически невозможно объяснить, почему русское население, со времён Екатерины осваивавшее «дикое поле» городами - промышленными форпостами империи - воспринимается «свідомими» украинцами чуть ли не как «загарбники»? Сами-то титульные подтянулись попозже? Бог судья. Но сколько не пеняй на «каторжное» происхождение промышленного Востока диспропорция интеллектуального и вообще урбанистического потенциала страны – налицо.

Западные же украинцы, принявшую городскую культуру только в 40-вых годах прошлого столетия… (и, как мы помним - вследствие советской миграционной политики), ещё не рассталось с психологией хуторского оборонца. Это когда «Моя хата з краю», але «Боронь боже, хто на ту хату зазіхне…» Духовная матрица принципиально та же - индивидуального «вільного» землепашца, а все прочие модерновые гаджеты на ту же операционную систему. Тут никакого парадокса - с сороковых годов, когда в города западной Украины, зачищенные от подлинных европейцев - поляков, немцев, евреев…– пришли окрестные селяне. (Едва ли стоит средние 10% довоенного украинского населения в западных городах Австрии-Посполитой считать носителями городской культуры – прислуга, прачки, изредка приказчики – история, «що поробиш?»)

Парадокс в другом…

Парадокс в том, что вчерашние хуторяне рвутся в, чуждую им, городскую цивилизацию Европы с искренней убеждённостью что «йдуть до дому»?! Нет, это, разумеется, вполне органично для сельской психологии – с непосредственностью и нахрапистостью «селюків» покорять город, чтоб заделаться «городським», хотя даже слова такого нет на «рідній мові» - откровенный суржик. Конечно, можно только приветствовать. Отечественная культура знает массу таких, вполне удачных и даже знаменательных для истории, покорений. Ну, так флаг, как говорится… и частным порядком. Зачем же страну тащить в «голубое будущее», о котором, кроме цвета, никакого определенного представления у вас нет?

Тут опять таки сталкиваемся с романтическим селянским архетипом:Если восток это «жах», древний и невменяемый, испугавший ещё в 30-ых советским трактором и коммунистическим голодом, почему-то упорно ассоциируемый с Россией, – которая дольше, кровопролитнее и отчаяннее всех других народов СССР сопротивлялась коммунизму и, в конце концов, стала залогом украинской независимости… То Запад это рай на земле, вчерашняя Канада, а в транскрипции нынешних проповедников - этакий супермаркет, где можно задарма набрать за обе щеки всего, что хочешь, от удачной карьеры и вплоть до пресловутых европейских ценностей.

«З якого переляку?»

По-моему на всех языках вплоть до английского (лично mss Кэтрин Эштон) сказано, - плата за вход – обязательное сотрудничество с МВФ, то бишь, повышение коммунальных тарифов и сокращение социальных выплат… Одним словом – разруха, против которой по сей день бастуют Болгария, Греция и Испания, а нам, стране с развитым промышленным потенциалом, ориентированным на восточный рынок, так вообще апокалипсис.Ну, понятно… от сохи не разберёшься, да и некогда. Мы ж с бендеровским упорством, оборудовав на майдане «величезну криївку» защищаем холопский миф о барине, «который рассудит»… Отстаиваем даже то, чего отродясь не имели - Европейскую идентичность. В нашем случае – «Що не з’їм, то понадкушую». И спасибо нынешнему правительству три года потакавшему нелепым чаяниям и вложившим в руки народа убийственный аргумент: «обіцяли завезти меду, а де?! »Оно, конечно, трудно было с оглядкой на западный электорат вдруг ляпнуть, де: ЕС – это перспектива даже не ваших детей… Но на хрена… пардон, весьма недальновидно было, выторговывая условия союзничества, три года поддакивать тезису: Европа и есть культура… Как будто никакой другой на Земле больше нет или от своей можно избавиться, как от вышедших из моды, портков. Куда там, особенно, если учесть, что шаровары у нас далеко не единственный признак культурной самобытности.

И если уж вступать в политический союз (экономический, как мы все понимаем, в обстановке противостояния Запада и России только прилагательное), если уж говорить о вступлении в ЕС, (в целесообразности которого есть большие сомнения) – то не грех поучиться у европейцев их же меркантильности. По меньшей мере, не мешать правительству чесать в затылке. В конце концов, оно у нас первое набралось смелости заявить свое мнение на внешнеполитической арене, а то всё как-то: «чего изволите?..» И хоть и не особо у него получается следовать примеру умного теля, что двух маток сосёт, но… по крайней мер, мы первые удивили старушку Европу отказом посчитать за счастье стать её бесплатным донором.

И в порядке оптимистического эпилога:

А вообще… похоже, что многовекторности Янукович учился у Мазепы. Тот, правда, плохо кончил…

Но нам это не грозит – искренней ложкой меда добавим в бочку дёгтя – нам это не грозит. Сколь ни бессмысленна на данный момент гражданская позиция Майдана, она обнаруживает главное – наличие у народов Украины гражданской позиции. Есть… Так что, по меньшей мере, хронический российский монархизм нам не грозит. С нашей-то исконной анархией, когда со времен Запорожской сечи - то в погромщики Петлюры, то в погромщики Будённого, абы только «Гайда!». А там, глядишь, и до единой украинской политической нации дойдем… если в рамках федерации, конечно, а то и тут гайдаматчина начнётся.

Вячеслав Демченко

Вернуться назад