Главная > Политика > ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХОВ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАВЕТОВ ВОЙТЫЛЫ ИЛИ УНИЖЕНИЕ ПЕРЕД МОСКВОЙ И СДАЧА ИНТЕРЕСОВ УКРАИНЫ? {T_LINK}

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХОВ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАВЕТОВ ВОЙТЫЛЫ ИЛИ УНИЖЕНИЕ ПЕРЕД МОСКВОЙ И СДАЧА ИНТЕРЕСОВ УКРАИНЫ?


20-08-2012, 04:46. Разместил: Редакция
ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХОВ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАВЕТОВ ВОЙТЫЛЫ ИЛИ УНИЖЕНИЕ ПЕРЕД МОСКВОЙ И СДАЧА ИНТЕРЕСОВ УКРАИНЫ?"Подписан первый в истории документ, призывающий к примирению русских и поляков" - так озаглавило свое сообщение о событии 17 августа 2012 года в Варшаве ведущее польское информационное агентство PAP. В этот день в Королевском дворце в польской столице состоялась торжественная церемония подписания святейшим патриархом Московским и Всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом "Совместного послания народам России и Польши".

Далее мы намеренно даем цитаты из этого документа на двух языках, чтобы показать, как близки наши народы сейчас, по крайней мере, в языковом плане. "Apelujemy do wiernych, by prosili o wybaczenie krzywd, niesprawiedliwości i wszelkiego zła wyrządzonego sobie nawzajem - Мы призываем наших верующих просить прощения за нанесенные друг другу обиды, несправедливость и всякое зло", - гласит послание.

"Każdy Polak w każdym Rosjaninie i każdy Rosjanin w każdym Polaku powinien widzieć przyjaciela i brata - "каждый поляк в любом россиянине и каждый россиянин в любом поляке видели друга и брата", - читаем мы дальше в этом документе.

В преамбуле подчеркивается, что церкви призывают своих верующих и людей доброй воли к примирению: "Pragniemy wnieść swój wkład w dzieło zbliżenia naszych Kościołów i pojednania naszych narodów - мы желаем внести свой вклад в дело сближения наших Церквей и примирения наших народов".

Главы церквей призывают политиков, общественных деятелей, ученых, деятелей искусства и культуры, верующих и неверующих: "Предпринимайте постоянные усилия ради развития диалога, поддерживайте то, что позволяет восстановить взаимное доверие, сближает людей друг с другом и способствует созиданию свободного от насилия и войн мирного будущего наших стран и народов". Далее иерархи провозглашают: "Мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению".

Патриарх Кирилл и митрополит Михалик в своем послании отмечают, что после Второй мировой войны и "болезненного опыта атеизма", который был навязан нашим народам, мы вступаем на путь духовного и материального обновления.

Прощение не означает забвение, но отказ от мести и ненависти, а также участие в формировании взаимопонимания между поляками и россиянами, подчеркивают в послании высшие иерархи двух церквей.

На церемонии подписания послания в Королевском дворце присутствовали: апостольский нунций Селестино Мильоре, спикер польского сената Богдан Борусевич, вице-премьер Вальдемар Павляк, министр культуры Богдан Здроевский, министр администрации Михал Бони, мэр Варшавы Ганна Гронкевич-Вальц, бывший премьер-министр Тадеуш Мазовецкий, депутаты сейма и сената.

Польские СМИ отметили два важных обстоятельства, связанные с визитом патриарха Кирилла. Во-первых, это первый за всю историю двух народов визит патриарха Московского и всея Руси в Польшу, и, во-вторых, это первый прецедент соглашения Русской православной церкви с католической конфессией. Оптимисты в католическом мире Польши теперь видят в ближайшей перспективе встречу патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским или даже визит последнего в Россию.

Перед подписанием документа патриарх Кирилл подчеркнул, что соглашение между двумя церквами не имеет политического характера. Тем не менее, многие комментаторы и представители католического духовенства иначе расценили означенный факт. Общее мнение в Польше: церковная публичная дипломатия в данном конкретном случае призвана для улучшения отношений между двумя странами и обществами. В этом смысле визит патриарха Кирилла, формально прибывшего в Польшу по приглашению главы польской православной автокефальной церкви митрополита Варшавского Саввы, имеет политический характер прежде всего для Польши.

Сами поляки обратили внимание на то, что послание было подписано в королевском дворце, т. е. в светском месте в окружении политиков, а не в церковном соборе во время службы. По-видимому, РПЦ не согласилась на экуменическую службу с католиками, посчитали они. И потом, польские наблюдатели констатировали тот факт, что во время 4-х дневного визита патриарха Кирилла в Польшу польская сторона принимала его по президентскому протоколу. Патриарх Кирилл получил прием у высших руководителей Польского государства - премьер-министра Дональда Туска и президента Бронислава Коморовского.

Премьер Туск публично признал, что визит патриарха Кирилла проходит в Польше под патронажем президента Коморовского. В этой связи ксендз Исакович-Залесский на страницах правоконсервативного издания Gazeta Polska высказался в том смысле, что патриарх Кирилл - независимый глава Русской православной церкви, на самом деле, был посланником, готовящим будущий визит в Польшу президента Владимира Путина.

Общим местом комментариев в польских СМИ является указание на тесную связь РПЦ и лично патриарха с Кремлем. Поэтому не случайно, что правые польские издания Gazeta Polska Codziennie и Niezależna дали свои комментарии к визиту под заголовком "Кирилл - человек Кремля в Польше". В означенной публикации ксендз Исакович-Залесский высказал претензию к мероприятию в том смысле, что документ при его подготовке, которая длилась целых два года, не стал предметом общественных дебатов в двух странах. При его составлении даже не обратились за консультациями к Польской православной церкви. Кроме того, он указал на болезненную для поляков тему Украины. Патриарх Кирилл в ходе прошедших визитов на Украину, считает польский священник, продемонстрировал вовлеченность во внутренний политический конфликт в интересах России. Ксендз имеет претензии и к церковной политике РПЦ на Украине. Патриарх, по его мнению, высказал негативное отношение к тамошней униатской церкви. Поэтому ксендз Исакович-Залесский посчитал, что "примирение" стало бы всеобъемлющим только в том случае, если бы к процедуре подготовки и подписания обращения были привлечены еще главы непризнанной РПЦ Украинской православной церкви и тамошней униатской церкви. О признании УПЦ патриархом московским, как условия примирения с польской католической церковью, писал в Niezależna и публицист Кшиштоф Щерский в статье "Фальш примирения". В целом, критики справа "Совместного послания" считают его сомнительным документом - "Спорным польско-российским примирением" (Niezależna).

Однако в этой связи главным итогом визита патриарха Кирилла в Польшу для внутренней польской политики, с нашей точки зрения, стал видимый раскол во мнениях именно в польском правом лагере. Последнее обстоятельство, очевидно, связано с клерикальной ориентацией этой части политического спектра Польши. Особенно, что значимо, зримо разделились на противоположные мнения по поводу визита патриарха Кирилла в своих высказываниях представители партии "Право и справедливость" (PiS).

Признаемся, что, с одной стороны, давно мы не видали такого градуса расизма и злой русофобии, которые представила связанная с PiS Niezależna в статье Томаша Лысяка "Крест подпираемый батогом. Культура нагайки". Эта публикация, датированная 17 августа, сопровождала сообщение о подписании соглашения. Статьи подобного рода с содержательной точки зрения по любой проблеме (не только польской) просто невозможно представить в российских СМИ. Но, с другой стороны, депутат польского сейма от PiS Збигнев Гиршинский в комментарии, опубликованном во Wprost, заметил, что папа Иоанн Павел II (Ян Войтыла) "радуется соглашению на небесах", и сейчас выполняется его завет - молиться за христиан Востока. Очевидно, что часть польской правицы связала акт церковной дипломатии с этой сакральной фигурой польской истории. Мнение о том, что подписание 17 августа в Варшаве совместного обращения двух церквей является выполнением заветов папы Иоанна Павла II повторяется в эти дни довольно часто в Польше, как польскими политиками, так и деятелями Костела.

Раскол польской правицы особо подчеркивает благоприятная позиция недавно созданной вышедшей из PiS партии "Солидарная Польша" (Solidarna Polska). Председатель этой партии Збигнев Зиобро заявил: "Солидарная Польша" приветствует мужественные и дальновидные действия польской Церкви для примирения поляков и русских. Современная Европа все больше и больше отвергает христианские ценности, и леволиберальная политическая корректность агрессивно бросает вызов христианской идентичности нашей цивилизации".

Весьма показательно, что во время церемонии подписания перед Королевским замком был проведен одиночный пикет членов клуба Gazety Polskiej под транспарантом: "Фальшивое примирение имеет целью прикрыть преступления советского НКВД и КГБ в Польше против поляков". По-видимому, авторитет католической церкви в стране удержал правых во время визита патриарха Кирилла от значительных уличных акций. Серьезный удар по позиции PiS накануне подписания соглашения с РПЦ нанес сам митрополит Михалик, поставивший под сомнение версию этой партии Смоленской авиакатастрофы 2010 года.

Поэтому неслучайно, что под покровом внешней благообразности визита патриарха Кирилла в Польшу, среди националистической части поляков сейчас бушуют страсти. Это демонстрирует польский Интернет в блогах и комментариях 17 августа. Для этой части польского общества характерно представление о том, что осуществленный акт примирения является отражением неравноправных отношений современной России и Польши. Критики соглашения с РПЦ считают, что приниженное положение Польши в диалоге с Москвой закрепляют именно нынешние власти Варшавы. Таким образом, событие 17 августа будет и дальше использоваться для критики правящей в Польше партии Дональда Туска "Гражданская платформа". Однако деятели PiS конкретно в этом вопросе не будут едины.

Общее мнение, выражаемое сейчас польскими государственными и церковными деятелями: примирение не так просто и займет долгие годы. Формально, таким образом, сторонники публичного церковного акта 17 августа выводят это событие из сферы актуальной политики в перспективу. "Мы - два народа, находимся в начале долгого пути примирения", - считают сторонники подписанного соглашения в Польше. Об этом во время визита патриарха Кирилла сказал и премьер Туск. По своему содержанию "Совместное послание" адресовано прежде всего полякам, поскольку в современной России накала страстей по отношении к Польше нет, а полонофобия, как значимое общественное явление напрочь отсутствует. Впрочем, сами представители "трезвомыслящей польской общественности", придерживаясь вековой традиции, внешне выдвигают претензии не русским, а российской имперской государственности.

Регнум

Вернуться назад