Главная > Политика > НУЖНА ЛИ УКРАИНЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ? {T_LINK}

НУЖНА ЛИ УКРАИНЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ?


9-10-2009, 23:59. Разместил: Админ
НУЖНА ЛИ УКРАИНЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ?Для создания стабильного общества нужны не унитарность и украинизация с изоляционистской от России политикой. Главное богатство уже есть – это сознание единства исторической судьбы этносов, положивших начало новому суперэтносу в Украине. Стабильности можно добиться через уважение жертвенности этих субэтносов. На конституционном уровне — это закон о втором официальном языке — русском, закон о двойном гражданстве и федерально-земельное политическое устройство Украины.
Спокойствие человека и сосредоточение его на своем деле, а не на политике или проблеме выезда из страны — это и есть необходимый нам морально-политический фактор, который в итоге будет способствовать и социально-экономической стабилизации.

Это понимали и администрация М. Тэтчер, и правительство Китая, согласившись на присоединение в 1997 г. Гонконга к материковому Китаю. Социальной гарантией, защищающей капиталы, свободу и жизни жителей Гонконга, выступает второе гражданство и британский паспорт. По всей Западной Европе гражданин может жить в одной стране, работать во второй, иметь семью в третьей. Институт двойного гражданства признается здесь почти везде, давая человеку определенную гарантию от своеволия государственной машины. Насколько правы были руководители материкового Китая, перенимая организационный опыт Гонконга, показывает сегодняшний уровень конкуренции между городами и провинциями Китая. По всем показателям Шанхай и ряд других провинций вышли на уровень Гонконга.
Упас, видимо, этот вопрос не может быть быстро решен. Об этом говорит опыт некоторых так называемых суверенных государств ближнего зарубежья. «Так называемых» потому, что суверенное государство защищает граждан своего государства, а не ущемляет их права, деля на граждан первого, второго и третьих сортов (титульная нация, коренные народы, национальные меньшинства), не разгоняя лучших своих сыновей и дочерей, не доводя их до самоубийства, не вгоняя в растительное существование, лишая население благ цивилизации. Иначе оно не суверенно, ибо выступает не от лица всего народа, а от лица политиков, пробившихся к власти, не понимающих современных реалий, сменивших красные шоры на желто-голубые.
«Национально свидомые» часто вопрошают, мол, к ка¬кой нации принадлежат русскоязычные? А как бы они ответили на вопрос, к какой нации принадлежат европейцы (суперэтнос), в большинстве своем англоязычные? Это их усилиями 15 стран объединились в один Европейский Союз, и отныне там действует единая валюта. Так и у нас, русско¬язычные люди — это именно те, у которых идеи интеграции между странами бывшего СССР проявились наиболее ярко. Это прежде всего научные работники, деятели искусств, представители передовых технологий во всех областях деятельности.
Франция для наших «национально свидомых» — образец «демократии», главный пример унитарного устройства и жестокой языковой политики. Но ведь она тоже была империей! И в результате гражданской войны и народно-освободительных революций она потеряла Алжир и ряд других колоний. Ее законодательство продолжает носить имперский характер по отношению к этносам, живущим на ее территории.
Поэтому время от времени французские газеты сообщают о выступлениях националистов, требующих автономий и даже отделения от Франции. Для справки:
на юге Франции говорят на провансальском, на юго-западе — на баскском, на западе — на бретонском, на немецком говорит большинство эльзасцев (жители восточных районов)
На острове Корсика говорят на диалекте итальянского! В школе, судах, высших учебных заведениях господствует французский язык, самое большое «родимое пятно» имперской истории. Франция не является моноэтнической страной, как заявляют многие известные политики, а даже совсем наоборот. А французский язык выполнял и выполняет такую же функцию языка меж¬национального общения, как русский в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического лагеря.
Провозглашение украинизации, ставившей целью сменить соотношение языковых групп в Украине, следует рассматривать как стремление к демонстративной ассимиляции, как проявление имперской политики, в которой явно просматривается «комплекс Эдипа», основной черты инфантального сознания. Основной подсознательный лозунг такой ассимиляции: «Нам не нужно, чтобы вы знали украинский язык, нам нужно, чтобы вы знали свое место». Зарисовка из жизни: в одном харьковском вузе зав. кафедрой с русской фамилией (условно Петров) решил попытать счастья в конкурсе на место ректора своего института. Ему в Министерстве образования сказали примерно следующее: «Хороший ты специалист, Петров, и мову знаешь в совершенстве, но с такой фамилией ректором уже никогда не будешь».
Л. Гумилев отмечает, что победители в политике ассимиляции мало выигрывают, ибо приобретают соплеменников лицемерных и, как правило, комплексующих. Контролировать можно лишь внешние проявления. Мы являемся свидетелями превращения ярых коммунистов-интернационалистов в свою противоположность (с большой долей агрессии). Психоанализ предупреждает нас: комплексующие люди агрессивны и жестоки, когда доминанта то¬тального пресса государственного контроля спадает.
На примере греческого мифа об Эдипе теория и практика социопсихоанализа доказывает, что реализация «эдипового комплекса», т. е. занятия места «отца» путем его насильственного устранения при-водит к гибели, разложению, деградации как самого комплексующего (как личности), так и гибели самого социального организма, где разворачивается эта драма. Выход, с точки зрения психоанализа, не в занятии места «отца» путем его устранения, а в замене объектов влечения, переключения на созидательные цели и осознании комплексующим субъектом, что он находится в конкуренции не только с «отцом», где она (конкуренция) лишь инструмент, побуждающий к развитию, но в более жестокой борьбе с другими желающими занять его место. Мифологическое решение этой проблемы древние греки предложили в мифе об Одиссее (Одиссей, его сын Телемак и женихи Пенелопы). Реализация его в современных условиях ярко осуществлена в Белоруссии под руководством А. Лукашенко — союз с Россией, двуязычие, «китайский» — традиционалистский путь экономических реформ (без господства компартии). О достижениях такого пути говорит выход Белоруссии по ВНП на уровень 1990 г. Для сравнения: ВНП Украины по сравнению с 1990 г. составляет 35-40%, России - 75-80%, Грузии - 20%.
Осознание заключается в том, что «отец» не только конкурент, но и союзник, а мир полон другими ценностями, достойными влечений комплексующей личности и оттого изменяющейся внутренне, путем выстраивания приоритетов этих стремлений в атмосфере всеобщего откровенного диалога внутри состоявшейся общности, и тем самым выздоравливающей. Как сказал испанский философ Ортега И. Гассет, «Нация — это постоянный плебисцит, хотим ли мы продолжать жить вместе». В этих словах заложена невероятно хрупкое социально-политическое и психологическое равновесие. Опыт быстрого развала Советского Союза и Югославской федерации это определение полностью подтверждает и должен предостеречь чересчур комплексующих политиков. Отношение к этой проблеме массового подсознания в определенной мере характеризует существование «народной мудрости»: «гуртом и батьку бить легче". Бить то легче, а как после этого жить?
Здесь в значительной степени психологические при-чины гражданских войн в постсоюзе. Но там, где доля русскоязычных велика, война начинается не сразу. Сначала поднимается антирусская истерия. Затем русскоязычные выезжают, затем люди начинают стрелять друг в друга, выясняя, кто из них наиболее «титульный». А тем, кому не дает покоя «эдипов комплекс», принуждающий к демонстративной ассимиляции всех русскоязычных, можно напомнить, что главными врагами государственной системы являются те, кто лицемерно принимал все ее необходимые черты. Оправдывалось это неизбежностью, недостатком информации, необходимостью делать карьеру и т. д. Еще пример. Ассимиляция Украины Польшей привела к восстанию под руководством Б. Хмельницкого и Переяславской Раде. Ассимиляция Польшей после 1918 г. привела к восторженной встрече Красной Армии украинским населением Западной Украины.
Лечение таких комплексов — в основательном обсуждении взаимных обид и создании политико-правовых форм, с достаточной полнотой их разрешающих. Избирательность закона, несовершенство правовой сферы (деление граждан на первый, второй, третий сорт) может сыграть и играет на руку фашизму.

Геннадий Васильевич МАКАРОВ
ХАРЬКОВ

Вернуться назад