Главная > Политика, История > УРОКИ ПОЛОНИЗАЦИИ: МАГДЕБУРГЕРЫ С ДУШКОМ {T_LINK}

УРОКИ ПОЛОНИЗАЦИИ: МАГДЕБУРГЕРЫ С ДУШКОМ


26-02-2012, 11:23. Разместил: Редакция
УРОКИ ПОЛОНИЗАЦИИ: МАГДЕБУРГЕРЫ С ДУШКОМили Нет пророка в своём Отечестве

Из газеты «Голос Украины» узнал, что некая общественная организация «Молодёжная альтернатива» при поддержке скандально известного международного фонда «Возрождение» объявила конкурс «От Магдебурга до твоего города: глазами тех, кто неравнодушен». Цель конкурса - улучшить осведомлённость молодёжи о состоянии местного самоуправления и соответствии этих процессов общеевропейским тенденциям. По задумке организаторов, молодёжь сможет презентовать свой регион сквозь призму развития в нём институтов местного самоуправления, установления европейских правовых систем и моделей развития.

«Этим проектом мы хотим привлечь внимание молодёжи к местности, где она живёт, и к стране в целом. Доказать, наконец, что мы, украинцы, - европейская нация, что на уровне генетической памяти у нас сохраняются европейские традиции самоуправления, принесённые на Украину магдебургским правом», - отметили организаторы конкурса.

Так вот, о «генетической памяти». Многие украинские исследователи на полном серьёзе утверждают: «Мы давно уже, ещё со средних веков, были реальными членами «старого континента», членами тогдашнего «Евросоюза», а магдебургское право - яркое свидетельство того, что украинские города на протяжении веков находились в едином политическом, культурном и правовом пространстве с городами Европы».

По данным БСЭ, «магдебургское право - феодальное городское право немецкого города Магдебург. Сложилось в XIII веке из разных источников, в том числе из привилегий, данных архиепископом Вихманом городскому патрициату (1188), Саксонского зерцала, постановлений суда шеффенов Магдебурга и других. Среди записей М. п. наиболее известны «Саксонский Вейхбильд» и «Право, сообщённое шеффенами г. Гёрлицу в 1304». М. п. носило универсальный характер, то есть трактовало различные виды правоотношений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядок судопроизводства, вопросы земельной собственности «в пределах города», нарушения владения, захвата движимого имущества, устанавливало наказания за различные виды преступлений и т. д. Особое место занимали нормы, регулировавшие торговлю и ремёсла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения.
М. п. действовало до XVIII-XIX веков, хотя значение его постоянно уменьшалось».

Сегодня магдебургское право - один из фетишей, с помощью которых национально сознательные историки и интеллигенты поддерживают миф о «европейскости» Украины. В современном украинском контексте это явление стоит в одном ряду с такими понятиями, как «Галиция - украинский Пьемонт», «Бандера - народный герой», «Гэть вид Москвы!».

Давайте, однако, разберёмся, не преувеличивают ли поклонники магдебургского права его положительное влияние на население земель Юго-Западной Руси, находящихся сегодня в границах Украины, и повлекла ли на самом деле рецепция этой системы правовых норм улучшение жизни людей?

Сразу отметим особенности «украинского взгляда» на магдебургское право: безапелляционное провозглашение этой системы прогрессивной, без детального анализа конкретных норм, а также игнорирование других средневековых правовых памятников Европы, Московского государства и Малороссии.

Города Западной Европы создавали своё право, статуты. Прежде всего были изданы статуты итальянских городов, затем появились права Валансьена (1114 г.), Фрейбурга (1120 г.), Аугсбурга (1281 г.).

Статуты эти касались вопросов управления рынком, отношений городов с феодалами, гражданского и уголовного права и судопроизводства. При большой пестроте права в нём были всё же общие черты, отвечающие общим условиям городской жизни. Города в Германии, законы которых послужили образцом для других, назывались материнскими городами в противоположность дочерним городам.

Кроме Магдебурга материнскими городами считались Кёльн, Любек, Аугсбург, Гент и другие. Кёльнское право было принято тридцатью городами Южной Германии; любекское - распространилось в городах Ганзейского союза; гамбургское - в Лифляндии и Эстонии; магдебургское - в Венгрии, Силезии, Лаузице, Польше, а затем перешло в Галицию и Белоруссию (с XVI века).

Своё право имели не только отдельные города, но и союзы городов. В 1210 году возник союз между Гамбургом и Любеком, который под именем Ганзы охватил другие города. В 1238 году образовался такой же союз в Италии, который получил название Ломбардов.

Когда магдебургское право было принято в городах Польши, Литвы, Белоруссии и запада нынешней Украины, там возникло привилегированное положение для купцов, особенно немецких.
С этим связывают усиление влияния польских феодалов и католической церкви и национально-религиозную дискриминацию местного городского населения. Города добились самоуправления лишь после присоединения к России.

Большая часть коренного славянского населения по обе стороны Днепра проживала в сельской местности. Подтверждением тому являются часто цитируемые демографические данные в отношении «самого украинского из украинских городов» - Львова, в котором до новейшего времени подавляющее большинство жителей составляли поляки и евреи. Поэтому «европейский след» в генах украинцев под большим сомнением.

Гипертрофированным вниманием к магдебургскому праву незаслуженно (и скорее всего - умышленно) оттесняется на обочину изучение местных писаных источников права, которые применялись в тот же период наряду с обычаями и судебной практикой князей. К наиболее заметным относятся прежде всего «Русская правда» и «Судебник» 1497 года.

«Русская правда» - первый кодифицированный свод древнерусских законов, куда вошли нормы «Закона Русского», «Правда Ярослава Мудрого», «Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха» и другие. По мнению историков, этот документ появился в XI веке. Действовал в течение нескольких столетий, постоянно развиваясь и обновляясь. Существует более 100 списков (экземпляров). «Русская правда» содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Высказывая мысль о якобы низком уровне общественно-экономического, политического и правового развития Киевской Руси, некоторые историки стали доказывать, что нормы «Русской правды» не могли возникнуть самостоятельно, что её составители использовали главным образом зарубежное право - скандинавское, германское, византийское и древнееврейское.
С таким мнением согласиться нельзя. Возникшая в один и тот же период с так называемыми «варварскими правдами», германскими и скандинавскими, «Русская правда» демонстрирует гораздо более высокий уровень развития. Являясь первым сборником русского права, она имеет исключительное значение в истории не только русского, но и украинского, и белорусского права. Нормы «Русской правды» лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот. Она является основным источником и литовского права.

Великий князь Иван III поручил составить проект кодекса, получившего название «Судебника». Проект был утверждён князем и боярской думой в сентябре 1497 года. «Судебник», содержавший нормы материального и процессуального права, является памятником, который имел большое организующее значение в только что возникшем национальном Русском государстве. Хотя составители «Судебника» использовали Псковскую судную грамоту, «Русскую правду» и обычное право, несколько десятков статей в нём были новеллами.

Таким образом, представлялось бы вполне логичным такое положение вещей в сфере изучения культурного и юридического наследия наших предков, при котором каждый исторический памятник будет занимать своё уникальное место, пропорциональное его действительному значению и влиянию на современность.

Иван БАКАЙ, адвокат.

Источник

Вернуться назад