Польша продолжает позиционировать себя «адвокатом» Украины на международной арене. Ловко играя на горячих темах, польские политики и дипломаты в течение последнего времени весьма активно «решают вопросы» сближения Украины и ЕС. За тенью официальной риторики Польши о помощи, оказываемой Украине по всему спектру вопросов интеграции в Европейское пространство, скрывается широкомасштабная операция по возвращению «исконно польских», по мнению руководства Польши, территорий Украины.
В польском политическом лагере изначально сформировались две позиции по украинскому вопросу. Национал-демократы отстаивали необходимость создания национального польского государства, проводя при этом тотальную ассимиляцию (в том числе и насильственную) не поляков, проживающих в стране. Федералисты верили в объединение Украины и Польши на федеративных началах, однако не отказывались от более тонкой и скрытной ассимиляции.
После поражения в «освободительной борьбе» 1917-1921 годов Украинской Народной Республики, союзником которой на последнем этапе была Польша, значительная часть этнических украинских земель (Берестейщина, Волынь, Галичина, Лемковщина, Надсянье, Холмщина и Подляшье) отошла к Польше.
В нарушение военной украинско-польской конвенции 1920 года, статей Рижского договора и обязательств перед Советом послов в 1923 году предоставить украинским землям широкую автономию, началось массовое заселение и без того перенаселенных украинских территорий поляками. Тогда, около 200 тыс. польских ветеранов войны получили на территории Украины поместья от 12 до 18 гектаров земли.
Окончательное понимание того, что украинские территории требуется «полонизировать», пришло к руководству Польши в 1938 году. Именно тогда потерпела крах лояльная к украинцам «Волынская программа» воеводы Г. Юзевского. Ей на смену пришла секретная откровенно дискриминационная в отношении украинского населения «Политическая программа государственной политики Польши на Волыни» воеводы А. Гавке-Новака.
Примечательно, что многие украинские историки, исследующие причины массового голода, охватившего в 1932-1933 годах всю территорию Украинской ССР, сходятся во мнении о виновности в этой трагедии украинских коммунистов. Ими отмечается тот факт, что на начало 1930-х годов доля этнических поляков в составе Компартии Украины была приблизительно вдвое большей, чем других национальностей (включая и украинцев) Советской Украины. При этом в рассматриваемый период генеральным секретарем ЦК КП(б)У был поляк С.Косиор, целенаправленные преступные действия которого по коллективизации сельского хозяйства привели к голодомору.
После Майдана Польша широко открыла двери для трудовых мигрантов из Украины. Образовательные программы, предложение гражданства, повышение заработной платы приезжим рабочим до уровня коренных жителей. Все это делалось для создания прослойки украинских граждан, поддерживающих политику Польши на Украине. При этом в ее повестке возвращение «исконных» территорий не является единственным вопросом. Главной целью Польши на Украине является завладение ее научно-техническим потенциалом, ядерной промышленностью, технологиями в области вооружения, самолетостроения и космических исследований.
Сегодня для получения финансовой помощи в проведении высокотехнологичных исследований украинские компании вынуждены играть по «польским правилам», попадая в сферу сделок «слияния и поглощения».
Уже сейчас становится очевидным, что за демонстративной «добродушностью» представителей польского руководства к Украине и щедрыми обещаниями помощи в приближении сытого и беззаботного «европейского будущего» скрывается негативное отношение большинства поляков к украинцам. Повседневной реальностью стали нападения польских националистов на украинских рабочих, уничтожение памятников «бойцам» УПА в Польше, призывы в польском обществе о возвращении «исконно польских земель» и в первую очередь Львова.
Кроме того, польские парламентарии уже приоткрыли свои истинные намерения, приняв резолюцию, согласно которой Волынская трагедия признана геноцидом, который был совершен украинскими националистами по отношению к полякам. Показательно, что всего за резолюцию проголосовали 432 депутата при десяти воздержавшихся. Против не проголосовал никто. Поразительное единодушие!
Очевидно, что поляки никогда не забудут и не простят кумиров современной украинской молодежи из числа нацистов УПА, устраивавших этнические чистки поляков в годы Второй Мировой войны, а украинцы никогда не откажутся от своей чванливой «самостийности и незалежности».
Все это заставляет усомниться в перспективах успешного вовлечения Украины в польское культурное и политико-экономическое пространство.
Антон ЛАНГЕ