20 июня в Санкт-Петербурге Владимир Путин встретился по-отдельности с Сержем Саркисяном и Ильхамом Алиевым, после чего должна была состояться трехсторонняя встреча по Карабахской проблеме, заявил помощник президента России Юрий Ушаков.
Ушаков подчеркнул, что с российской стороны "будут предприняты активные шаги, чтобы оказать содействие сторонам в урегулировании конфликта", - напомнив, что Россия уже сыграла решающую роль в прекращении боевых действий в зоне конфликта в начале апреля 2016 года.
"Сейчас мы проложим свою посредническую миссию, естественно, в полном взаимодействии с другими сопредседателями минской группы ОБСЕ, на основе принципов, которые были предложены в соответствии с заявлениями президентов России, США и Франции в период с 2009 по 2013 годы. Посмотрим, какой результат даст этот трехсторонний контакт. Наша сторона будет проводить самый заинтересованный и активный диалог", - заключил Ушаков.
В заявлении помощника Путина нет ни слова о достигнутых на майской встрече в Вене договоренностях, в частности, размещении в зоне конфликта механизмов расследования и расширении мандата ОБСЕ. Есть только ссылки на заявления президентов, в которых стороны призывают достичь рамочного соглашения.
На венской встрече были, по сути, «констатированы» условия армянской стороны, выдвинутые для возобновления переговоров. И после Вены Россия вновь получает «монополию» на карабахское урегулирование. Венские договоренности были не выгодны России и Азербайджану, поскольку означали бы конец их политики.
После встречи Алиев сразу же приступил к торпедированию венских договоренностей, выдвинув свои условия, в частности, вывод армянских сил. Россия, в свою очередь, стала намекать о миротворцах, на сей раз, под эгидой ОДКБ.
В Германии Алиев на совместной с Меркель пресс-конференции заявил, что Россия – стратегический партнер Азербайджана и играет конструктивную роль в урегулировании. Меркель в свою очередь заявила, что Россия может сыграть ключевую роль в процессе, фактически, «вернув» Карабах России.
После Апрельской войны Армения получила возможность вывести карабахскую проблему из русла российско-азербайджанского «урегулирования», которое предполагает передачу Карабаха под контроль Азербайджана при размещении российских миротворцев. Военно-политическое руководство Армении предприняло ряд шагов, которые были нацелены на это. Но потом, когда шок войны был преодолен, власти отступили и стали постепенно возвращаться в прежнее русло. Захваченные Азербайджаном земли были объявлены неважными, Алиева стали оправдывать перед всем миром. Для этого вызвали даже Самвела Бабаяна, который повторил тезис о том, что «Азербайджан неожиданно для себя достиг успеха».
Интересно, что в преддверии встречи в Санкт-Петербурге в Москве состоится встреча министров обороны СНГ, в которой примут участие министры обороны Армении и Азербайджана.
Кстати, до Апрельской войны в Москве состоялась встреча начальников штабов ВС стран СНГ, и были достигнуты определенные договоренности, в частности, по линии военной тайны. После этого произошла Апрельская война, в ходе которой возникла масса вопросов к главе Генштаба Армении и военного командования в целом.
Интересно, что сейчас встречаются министры. Интересно также, что накануне встречи был распространен скандальный материал, который указывает, что в дни Апрельской войны армянские солдаты не получили приказа стрелять.
О чем на сей раз договорятся в Москве и Санкт-Петербурге? Все подобные встречи под эгидой России сопровождаются эскалацией. Россия продолжает вооружать Азербайджан и не предоставляет Армении обещанное оружие.
Следует ожидать, что и на сей раз будет напряженность на границе, во всяком случае, «российский план» невозможно продвинуть без эскалации на границе.
Ситуация двоякая, и удар может быть нанесен по самому уязвимому месту и в самое неожиданное время, с непредсказуемыми последствиями. Как поведет себя военно-политическое руководство на сей раз?
Мы убеждены, что без активного участия Ирана в разрешения Карабахского конфликта невозможно.
А у Ирана иное мнение:
1) Иран не желает видеть российские войска в зоне Карабаха.
2) Иран против также ввода войск других государств в зону Карабахского конфликта.
3) Иран готов серьезно помочь ОБСЕ для организации механизмов мониторинга в зоне Карабахского конфликта.
4) Иран против того чтобы в миссии наблюдателей ОБСЕ были англичане (граждане Британии).
5) Иран сомневается, что Германия, как Председатель ОБСЕ, успеет до окончания ее полномочий внедрить механизмы контроля.
6) Иран готов помочь ОБСЕ в информационном вопросе, чтобы представить им точную информацию о ситуации в Азербайджане и в Карабахе.
7) Иран начал сомневается в искренности действиях Кремля по отношению региона, Карабах, Иран, Азербайджан, " Новый шелковый путь Китая", Сирия, после недавнего встречи и договоренностей между Путином и Нетаняху....
8) Иран очень строго предупредил лидера Азербайджана.
9) Иран считает, что Баку находится под контролем Лондона, а не Москвы.
10) Иран за честное партнерство с Германией в вопросу урегулирования конфликта в Карабахе.
11) Иран не доверяет руководству Армении, и тем более главе МИД Армении, о чем ему сказали в прошлой недели в Тегеране..
Араик САРГСЯН, Почётный Консул Македонии в Армении, президент Академии Геополитики, представитель АМС в Иране