В мировых СМИ вновь возник политолог Збигнев Бжезински. На сей раз престарелый муж, склонный к размышлениям о политике, попугал планету вероятной утратой Соединёнными Штатами статуса мировой державы. Утрата означенного статуса породит «глобальный хаос». Однако мир может спасти «глобальная перестройка».
По мнению американского политолога, «конец глобальной роли Америки», вероятно, приведёт к «глобальному хаосу». Чтобы избежать этого, сторонник американской гегемонии Соединённых Штатов предложил «глобальную перестройку». Об этом учёный муж поведал в журнале «The American Interest».
Вся статья Бжезинского сводится к двум тезисам:
1. Соединённые Штаты уже не являются глобальной империей.
2. Вероятно, планете грозит хаос, если имперская гегемония США уйдёт в историю.
И вот тут-то Бжезинский предложил несколько рецептов для сохранения Соединёнными Штатами своей власти.
Рецепт «А». Главные геополитические соперники Америки (России и Китай) должны «работать в направлении интересов США». Для реализации такой стратегии следует «использовать кризис на Ближнем Востоке». Бжезинский думает, что Вашингтон лишь тогда проявит свою эффективность в борьбе с терроризмом и насилием на Ближнем Востоке, когда создаст коалицию, которая будет включать в себя Москву и Пекин.
Отдельно политолог высказался о Поднебесной. По его мнению, политическая перспектива Китая в ближайшее время ясна: он «должен стать основным партнёром Америки в сдерживании глобального хаоса», начиная с Ближнего Востока. Если эта стратегия не состоится, то терроризм расползётся, дойдёт до России, до её юга и востока, а также проникнет на запад Китая.
Рецепт «Б». Устроить так, чтобы исламский мир действовал в русле интересов США.
Здесь Бжезинский обращается к своей доктрине «глобального демократического пробуждения», которая в своё время оправдывала участие США в «арабской весне». Суть её проста: использовать антиамериканские силы для укрепления господства США через различные механизмы влияния и прямого вмешательства. Особое внимание нужно сосредоточить на новых политически активных массах незападного мира. Появление «ИГ», а до того «Братьев-мусульман», да и вообще «цветные революции» в исламском мире можно рассматривать как практическое применение этой конкретной стратегии. Эти силы «на удивление» создают проблемы для всех, кроме Соединённых Штатов.
Рецепт «В». Поддерживать военное присутствие США на Ближнем Востоке. Любыми средствами! В тексте Бжезинского говорится, что это имеет решающее значение для Соединённых Штатов, вывод сил немедленно приведёт к краху «американской гегемонии».
Полный вывод войск США из мусульманского мира, о котором говорят «отечественные изоляционисты», отмечает Бжезинский, может привести к разжиганию новых войн (возможные примеры: Израиль против Ирана, Саудовская Аравия против Ирана, интервенция Египта в Ливию) и породит «ещё более глубокий кризис». Этот кризис подорвёт веру в Америку, которая до сих пор играла на планете «стабилизирующую роль».
От такого сценария самым «непредсказуемым образом» Россия и Китай смогут стать геополитическими бенефициарами.
Миропорядок рухнет.
Устрашившаяся Европа, точнее, государства-члены ЕС, начнут выбирать «покровителей» среди США, Китая и России, и конкурировать друг с другом.
Бжезинский предлагает следующую стратегию, где ключевую роль сыграет ситуация на Ближнем Востоке.
1. Следует разжечь войны в регионе и сеять хаос, опираясь на силы «глобального демократического пробуждения».
2. Объявить войну терроризму, но бремя её переложить на Россию и Китай путём вовлечения их в безнадёжный региональный конфликт.
3. Поддерживать, а то и увеличить военное присутствие под предлогом сохранения стабильности на Ближнем Востоке.
Всё это необходимо замаскировать тезисами о борьбе с терроризмом, обратив внимание «на страдания мусульман и жителей третьего мира».
«Общая угроза исламского терроризма» — вовсе не «угроза» сама по себе, тем более для США. Америка серьёзно пострадала от исламизма только один раз в своей истории — 11 сентября 2001 года. В США мусульмане составляют около 1% всех граждан, в отличие от многомиллионного мусульманского населения России и Китая. И в отличие от этих двух стран, в США нет ни одного региона, где может возникнуть угроза исламистского сепаратизма.
Кроме того, Америка отделена от конфликтного региона Атлантическим океаном. Таким образом, США могут позволить себе сыграть за двумя столами сразу: скрытно поддержать экстремистов и вести борьбу с терроризмом, втягивая в неё Россию и Китай, а впоследствии ослабляя исламский мир.
Есть и ещё одна надежда будущего: Вашингтон рассчитывает использовать взращённых им же исламских экстремистов в России — скорее всего, это случится уже в постпутинскую эру. Эта угроза исламизма будет использоваться для вовлечения России в американо-ориентированную систему. Бжезинский открыто заявляет, что такая прозападная стратегия опирается на переход России от «византийской имперской экспансионистской идеологии» к «концепции русского национального буржуазного европейского государства, существующего в рамках западного мира».
В соответствии с классической геополитической традицией Бжезинский считает главным американским врагом Россию, а не Китай.
Он советует проводить политику, которая сделает по меньшей мере одного из двух потенциально опасных противников «партнёром» США. Сейчас перехитрить можно скорее Россию, нежели Китай. Но в долгосрочной перспективе более опасным может стать Китай.
* * *
Старая политическая лиса готова разворошить весь мировой курятник и не боится даже явления хозяина с ружьём.
Стратег крайне неубедителен. Судите сами.
Если США прекратят быть «гегемоном», мир почему-то накроет «хаос».
Если же США будут отстаивать свою роль глобального «стабилизатора», то на планете произойдёт следующее: на Ближнем Востоке вспыхнет пожар терроризма, в который плескать бензину будут люди Вашингтона, а гасить его бросятся почему-то Россия и Китай. Тем временем США будут поощрять российских «сепаратистов» исламистского толка, которые в конце концов, уже в постпутинские годы, запалят пламя «арабской весны» в Москве. Следом за Москвой американцы «перехитрят» и Пекин.
Реализация такого кошмарного сценария, даже самое его начало, неминуемо приведёт к третьей мировой войне. Очевидно, такая война, в которой «гегемон» отсиживается за океаном и наживается на крови, и есть цель «глобального демократического пробуждения». В тотальной войне и гегемонии США американский идеолог видит порядок, в стремлении к многополярному миру — хаос.
Бжезинский чурается лжи и двойных стандартов. Все вещи он называет своими именами.