В январе в Европейском парламенте с помпой объявили о проведении «украинской недели». Мероприятие решили провести с 29 февраля по 2 марта. В его рамках планировали заседание бюро комитета ассоциации Украина-ЕС, обсуждение докладов о положении страны на пленарной сессии и в группах. Политическую программу недели украинцы предложили дополнить фотовыставкой бойцов ВСУ, которые учатся жить с протезами, и показом документального фильма о событиях на Майдане "Зима в огне", выдвинутого на американский Оскар.
Как украинские власти манипулируют предложениями западных политиковТеперь мероприятие состоялось. За ним последовала встреча в Париже министров иностранных дел «нормандской четвёрки» и очередное заявление из штаб-квартиры Международного валютного фонда. У всех этих трёх событий разная история. Объединяет их одно — украинцы не получили ожидаемых результатов. Даже в малом. Фильм о Майдане оказался за бортом премии американской киноакадемии.
А ожидания были серьёзными. По случаю «украинской недели» в Брюсселе высадился мощный десант из пятидесяти депутатов Верховной Рады, ведомый спикером Владимиром Гройсманом. В условиях уже нескрываемого пессимизма европейцев к реформам на Украине и ожидаемого в апреле референдума в Нидерландах киевские политологи отмечали особую важность «украинской недели» для имиджа государства. Кроме прочего в результате межпарламентских дискуссий должны были составить «дорожную карту», призванную поднять эффективность Верховной Рады. Её разработал экс-президент Европарламента Пэт Кокс. Он провёл многомесячный аудит украинского парламента и сделал свои предложения.
Украина и раньше не была обделена вниманием западных политиков. Только исполнять их пожелания не сильно торопилась. Скажем, кураторы из Брюсселя и Вашингтона требуют от Киева начать борьбу с коррупцией, подсказывают соответствующие законы и структуры для их исполнения. Украинские власти тянут с решением вопроса и по своему усмотрению корректируют предложенные им реформы.
Так было, когда Запад потребовал создать на Украине Национальное агентство по предупреждению коррупции. Этот орган должен был проверять декларации о доходах украинских госслужащих, вести мониторинг их образа жизни. Летом прошлого года Верховная Рада приняла требуемый закон. Однако до сих пор власти не сформировали состав агентства. Пять его полномочных представителей должны избираться на конкурсной основе. С этим как-то не заладилось. Пока избранными утверждены только две кандидатуры. По остальным нет даже предметной работы.
Как нет и надлежащей юридической базы для деятельности агентства по предупреждению коррупции. Её изрядно выхолостили при голосовании республиканского бюджета на 2016 год. Верховная Рада оговорила принятие бюджета целым рядом поправок, ограничивающих открытое электронное декларирование на специальном сайте доходов госслужащих (на чём настаивали еврочиновники) и отменяющих уголовную ответственность за подачу ложных сведений в декларации.
Президент Пётр Порошенко поправки законодателей подписал с лёгким сердцем, чем вызвал раздражение посла ЕС на Украине Яна Томбинского. Посол заявил, что поправки искажают первоначальный смысл закона. Теперь он «вызывает разочарование и не соответствует обязательствам по борьбе с коррупцией, которые взяты руководством Украины».
Всего лишь два примера реакции украинских властей на предложения западных политиков показывают, что новую «дорожную карту» ожидает та же участь. Меж тем, западные лидеры, как школьные учителя, хотят, чтобы их слушали, а поручения исполняли. Трудно сказать, на что рассчитывают украинские руководители, хронически не выполняя «домашние задания» Брюсселя.
Страна невыученных уроковЕвродепутаты встретили украинских коллег без привычной радушности. По крайней мере, на этот раз в Брюсселе зазвучали жёсткие ноты. Их вызвал скандал с уже упомянутой фотовыставкой. Там, наряду с искалеченными войной бедолагами, на фоне фашистской свастики позировали вполне здоровые националисты из батальона «Азов». Скандальное фото скоренько убрали из экспозиции, но осадочек остался. Подпортил, так сказать, имидж.
Добавил евродепутатам эмоций опубликованный в Женеве 13-й доклад ООН о положении в области прав и свобод на Украине. Информация о нём широко распространилась в Европе. На этот раз составители доклада из управления Верховного комиссара по правам человека Украину не щадили. Центральную часть документа они посвятили трагедии 2 мая 2014 года в Одессе, в которой погибли 48 человек.
Авторы доклада констатировали «отсутствие желания должным образом расследовать или привлечь к ответственности виновных». В ООН увидели в действиях украинских властей наличие «намеренной обструкции и задержки следственных процедур». Это был звоночек, что отношение мирового сообщества к Украине меняется. Ей перестали прощать нарушение договорённостей, разворовывание финансовой помощи, открытое пренебрежение правами и демократическими свободами.
Затем началась неделя информационной порки. Евросоюз громко отказал Украине в безвизовом режиме, ранее обещанном уже в ближайшие месяцы. ООН кроме прочего призвала киевские власти расследовать нарушения прав человека во время «гражданской блокады» Крыма и обеспечить «общественную безопасность и верховенство права в южных районах Херсонской области». Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер объявил, что в ближайшие 20-25 лет Украина не сможет стать членом Евросоюза и НАТО.
Поток негатива продолжил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Он призвал активизировать процесс мирного урегулирования конфликта в Донбассе: «Сейчас уже не та ситуация, когда достаточно формального признания приверженности минскому соглашению», — предупредил украинского коллегу Штайнмайер. Предупреждение не возымело должного действия. Позиция главы украинского МИД на парижской встрече министров «нормандской четверки» снова завела в тупик переговоры дипломатов.
Наконец, новые условия предъявил Украине Международный валютный фонд. Его официальный представитель Джерри Райс выступил с жёсткой критикой и высказал властям Киева претензии о слишком скромных успехах в проведении реформ. Райс потребовал не на словах, а на деле перейти к борьбе с коррупцией. А главное — урегулировать долг в три миллиарда долларов перед Россией. Без этого условия Украина не может рассчитывать на дальнейшую финансовую подпитку из МВФ.
На этом сплошь негативном фоне слабым утешением стало утверждение Европарламентом «дорожной карты реформ» для Верховной Рады. С одной стороны проявлена заинтересованность в продвижении реформ на Украине. А с другой — документ из 52 пунктов мельчит в деталях, вроде рекомендаций штрафовать депутатов Рады за драки, сократить количество комитетов до числа министерств в стране, изменить систему голосования так, чтобы законы (кроме конституционных) принимать простым большинством депутатов, пришедших в сессионный зал и пр.
Украинская оппозиция уже высказала свои сомнения в том, что такая «дорожная карта» продвинет реформы в Раде. Она лишь создаст рабочие места для комиссии Пэта Кокса, которая и дальше будет мониторить ситуацию на Украине.
Что же произошло такого, что так напрягло мировых политиков и международные структуры? Ответ лежит на поверхности. На Украине кризис власти. Рассыпалась правящая коалиция в Верховной Раде. Непопулярный в стране кабинет министров сохранил посты, несмотря на неудовлетворительную оценку своей работы и отставку отвечающего за реформы министра. Президент не может разрешить ни первую, ни вторую проблему. В этих условиях западные политики просто-напросто потеряли ориентиры: кому ставить задачи, если в стране теряется управляемость власти.
Меж тем, задачи есть и они очевидны — продвижение интересов западных стран на просторы Украины. Но возникла временная пауза. Её-то и заполнили негативом, чтобы напомнить: спрос с киевских властей может быть и жёстким. Учтут это, восстановят управляемость — и самые демократичные в мире политики и структуры забудут о сегодняшних претензиях. Как не вспоминали об этих проблемах всё послемайданное время.
Поэтому не нужно строить иллюзий, будто изменилась политика Запада по отношению к Украине. Просто у него пока нет новых идей по продвижению своего проекта в этой стране, а старые дали сбой и перестали работать. Вот и занервничали их авторы и спонсоры…
Геннадий ГРАНОВСКИЙ