14-15 декабря этого года состоялся визит президента Польши Анджея Дуды на Украину. На брифинге в Киеве Дуда заявил, что хочет видеть Украину на июльском саммите НАТО, который пройдет в Варшаве, а также выступил за продление санкций против РФ "в связи с ситуацией на Востоке Украины". По итогам встречи украинские эксперты сделали вывод, что Польша "подтвердила курс на стратегическое партнерство с Украиной".
Польский сайт mysl-polska.pl опубликовал материал в котором журналист Богдан Пентка (Bohdan Piętka) подверг критике политику Польши по отношению к Украине. "Myśl Polska" - старейший польский журнал, основанный в 1941 году. Автор отмечает: "визит Дуды подтвердил тот факт, что вопрос о "Волынской резне" не будет рассматриваться польскими властями в качестве главной проблемы в польско-украинских отношениях, что означает, что прославление бандеровских убийц на Украине - как и прежде - не будет вызывать отрицательной реакции Варшавы". Автор также пишет, что до сих пор польская политика опирается на концепцию Гедройца, разработанную еще в период холодной войны.
Заключительную часть статьи перевели на сайте polska-kaliningrad.ru:
Один из ведущих журналистских „ястребов”, Рышард Чарнецки, официально признал, что „Реально Польша все еще является крупнейшим адвокатом и послом Украины на международной арене. Не ставит Украине каких-либо предварительных условий, потому что для Польши Украина имеет стратегический характер (...)” . Неужели никто в Варшаве не видит безответственности этой политики? Ее общей иллюзорности и глубокой вредности?
В ситуации, когда даже Германия – один из инициаторов и спонсоров восстания на майдане 2013/2014 года – не говоря о, например, Франции, Чехии, Словакии и Венгрии, все более и более дистанцируется от послемайдановской Украины и ее скомпрометированных властей, Варшава считает эти власти за „стратегического партнера”. Партнера для чего? Прометейской политики, основания которой развивалось в политических реалиях 20-30 годов XX века? Для реализации концепции Гедройца, образовавшейся в реалиях холодной войны полвека назад?
Неужели никто в Варшаве не видит, что заканчивается 2015 год? Действительно, никто в польской интеллигенции не понимает, что Берлин и Брюссель будут стремиться к деэскалации отношений с Россией и будут искать с ней сотрудничества на поле боя от угроз, идущих с Ближнего Востока? Господа Порошенко, Яценюк и Саакашвили никогда не рассматривались ЕС как „стратегические партнеры”, скорее как пешки в геополитической игре. В настоящее время эти господа составляют большую нагрузку для ЕС, от которой Берлин и Брюссель захотят избавиться.
В связи с этим возникает вопрос, какие „европейские устремления” Украины хочет поддержать президент Дуда? Правда ли он верит в то, что страна, рейтинг которой был снижен с „мусорного” до „частично неплатежеспособного”, может быть принята в ЕС? Зачем нужно вступление Украины в НАТО? Политической линией новой власти в Польше является эскалация напряженности с Россией. Кроме без критичной поддержки для послемайдановых властей Украины, эта политика проявляется в стремлении к разрыву соглашения НАТО-Россия с 1997 года и установке американских баз в Польше, которые анонсировал глава МИД Витольд Вашчиковски. В чьих интересах эта политика действительно реализуется? Почему СМИ в Польше скручивают спираль страха перед Россией, пользуясь языком военной пропаганды?
В интервью для итальянского журнала „Corriere della Sera” президент Путин отметил, что военные расходы США больше всех остальных стран мира вместе взятых, и что это не Россия стремится к войне с Польшей и Прибалтикой. „Только кто-то больной на уме или кто-то очень размечтавшийся может представить себе, что Россия нападет на НАТО”, – заявил Путин. Однако можно себе представить ситуацию противоположную. В этот сценарий вписывается восточная политика политического лагеря, сосредоточенного вокруг партии PiS, которая должна быть еще более антироссийской и проукраинской, в отличие от политики ее предшественников. После смены руля правления в Варшаве с немецкого на американский, ничего другого, впрочем, можно было и не ожидать.
О концепции Гедройца: Еще в 1973 г. на страницах эмигрантского польского журнала Ежи Гедройца «Культура» появилась программная статья Юлиуша Мерошевского "Польская Ост-политик". В основе концепции Гедройца лежит лишь риторически обновленная и адаптированная к современным условиям идея польского миссионерства и лидерства на Востоке. Отказ от планов по «возвращению Львова и Вильны» сочетается с постулированием как главной цели новой польской политики отрыва «государств между Польшей и Россией» от московского влияния с последующей их интеграцией в европейское сообщество, имеющее жесткую цивилизационную границу с «миром» России на востоке.
В продолжение темы отношения ЕС к Украине отмечу, что вчера Политнавигатор сообщил, что "Запад принимает стратегию Москвы в Донбассе, игнорируя Киев". Об этом в эфире «Эспрессо ТВ» заявил экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж, по словам которого, эта информация неофициально озвучивается на европейских форумах:
"Я, находясь на международных форумах в Лондоне, Монако, в других странах мира за последние год и три месяца, как раз почувствовал тенденцию уменьшения интереса к Украине, — сокрушается Маломуж. — Действительно, ситуация такая, что «давайте урегулируем ситуацию любыми способами» в плане освобождения боевиков, консервации конфликта, проведения выборов», — то есть, сценарий почти российский… Она (Россия, — авт.) добивается всего этого, на болевую точку давит, выходит на формат проведения антитеррористических операций в формате мира. Постепенно Запад отступает, но альтернативно и неофициально ставит вопросы окончания проблем на Украине. Но не в плане вывода боевиков и установления контроля над границей, а предоставления права этим русскоязычным решать свои вопросы".
Также в понедельник министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью телеканалу "Звезда" заявил, что официальные заявления политиков стран Евросоюза по поводу отношений с Россией из-за Украины все чаще расходятся с той точкой зрения, которую они озвучивают в кулуарах.
"Иногда то, что они произносят с трибуны, противоречит тому, что они говорят тебе один на один, когда никто не слышит", - отметил Лавров.
"Поодиночке подавляющее большинство членов Евросоюза мне говорит, что ошибка идти на конфронтацию с Россией из-за Украины, которая сама оказалась, в общем, жертвой политики Евросоюза, который пытался ее поставить перед выбором", - добавил он.
"И все они говорят: ну, вот все они сейчас чуть-чуть успокоятся, надо выполнять минские соглашения, - тогда мы вернемся к нормальному взаимодействию, стратегическому партнерству", - продолжил он.
"Но когда они все вместе собираются и говорят с трибуны, они не могут этого произнести", - подытожил глава российского МИДа.