В прошлый раз мы коснулись тех учений под американским патронажем, которые нацелены на максимально практический результат в области подготовки «вассальных» подразделений, которые всегда можно бросить в пекло — сражаться за американские интересы и отрабатывать деньги, убитые на саму подготовку. Сегодня же я предлагаю вспомнить об еще одной категории учений. Её значение нельзя недооценивать, а вот активность в этой области всегда скрыта от посторонних глаз.
Не секрет, что между великими державами (а их у нас три) давно идет полномасштабная война на просторах интернета. Где-то речь идёт о промышленном шпионаже и экономических диверсиях путем взлома банковских датацентров и внутренних промышленных сетей. Где-то имеют место попытки вскрыть базы данных правительственных учреждений. А где-то мы видим всё нарастающую информационную кампанию во «вражеском лагере». Цель может быть разной, масштаб — один, и он колоссальный.
Причем, та популярная точка зрения, что столицей хакеров всего мира давно уже стал Китай — не более чем утка. Все эти байки находятся в обычной колоде американских уловок. Оттуда же доставали вездесущих «русских хакеров», и тем же путем Штаты пытаются увести внимание от того, чем занимаются сами, причем на таком уровне, который и не снился азиатским умельцам.
Именно США были, есть и еще долго будут лидером по числу взломов, атак и постоянных попыток дестабилизировать пол-планеты путем рожденных всё там же, за океаном, социальных сетей. И не только лидером. Главное отличие между Штатами и Россией именно в том, что мы заняты своей безопасностью и своим суверенитетом, в то время как американцы пытаются интегрировать весь западный мир в свою кибермашину.
Учения в этой области — отличный слепок всей политики на данном направлении. Так, в январе, а затем в мае в Эстонии под эгидой Военно-морского колледжа США и при активном участии специалистов из Великобритании была организована целая серия курсов, формальное содержание которых — международное право в области информационных технологий. Только с одной важной поправкой — ключевое внимание было уделено именно действиям «в период вооруженных конфликтов».
И примерно тогда же, всё там же, в Таллине, в Объединенном Центре передовых исследований в области кибербезопасности НАТО, были проведены учения по отработке компьютерных атак и по использованию новейших технологий в данном области. Формальная цель — информационная безопасность. Но мы прекрасно знаем, что имеют в виду Штаты когда говорят о безопасности и обороне. Каждый раз, без исключений, это означает лишь одно — подрывную деятельность и готовность атаковать.
То же самое касается и учений по ликвидации бот-сетей, которые состоялись в феврале, и повторно — в июле. Учитывая, что абсолютное большинство бот-сетей созданы Западом и уже показали себя во время Арабской Весны и переворота на Украине, речь идет лишь об одном — о подавлении ОТВЕТОВ на контролируемое развертывание бот-сетей в случае обострения обстановки в еще «непокоренном» регионе.
А вот уже мартовские мероприятия даже не пытались как то «замазать». Их повесткой стали «основы вредоносного программного обеспечения», а отрабатывалось на этих учениях лишь одно — поиск уязвимых мест, проникновения в закрытие сети, их взлом и уничтожение.
Дальше — больше. Так, апрельские учения уже стали не отдельным событием, а продолжением ежегодной традиции, а участие в них приняли более 400 специалистов, причем не только из НАТО. Пустили даже украинских холуёв. Правда, что именно показали последние, кроме умения выкладывать в сеть антирусские картинки — неизвестно. А что касается остальных, то спектр отработанных задач и вопросов весьма широк. Тут и обмен информацией, и координация действий, и работа по критическим объектам инфраструктуры.
Последнее наиболее опасно. Лишь за последнее время была зафиксировано почти пол-сотни кибератак на атомные электростанции. Учитывая плачевное состояние этой области в странах, которые когда то очень рвались порвать с Россией, и принимая во внимание близость этих объектов к нашей стране, есть все основания ожидать серьезной аварии, которую могут спровоцировать ребята, сидящие за ноутбуком где-то под Лас-Вегасом.
Но говоря о глобальных угрозах, нельзя забывать и о тех, что мы всегда носим с собой. Конечно же, речь о смартфонах, роль которых в России куда больше, чем на Западе, хотя бы по той причине, что очень для многих — это «понт» чистой воды, за который готовы платить любые деньги. А попытки хоть как-то регулировать проникновение этих устройств в закрытые и стратегические учреждения наталкиваются на чудовищное возмущение тех, кто пошел туда работать исключительно на себя.
Именно удаленному вскрытию мобильных устройств посвящена львиная доля исследований западных специалистов. А последние скандалы по взлому «облачных хранилищ» - это именно практическая отработка форсированной волны взломов в критической ситуации.
Что можно сказать обо всём этом? Это естественно. В мире где технологии регулируют едва ли не каждый шаг, очень полезно умение дистанционно сломать ноги целой стране. И тут недостаточно адекватно реагировать на каждую атаку. И очень глупо возлагать всю работу по защите государства на его плечи. Бесчисленное число американской техники, социальные сети, «Скайп» и «Твиттер» — всё то, что спокойно читается и сканируется оттуда, откуда пришло — всё это мы принесли себе в дом сами. И, к сожалению, почти всегда пытаемся перевалить всю ответственность на других.
Николай СЕВОСТЬЯНОВ