Хотелось бы начать свои рассуждения с личных наблюдений. Когда в декабре 2013 года в центральной и западной частях Украины поднялась волна протестов (Евромайдан), мне довелось беседовать с канадским политологом о противоположном движении, Антимайдане. Он довольно пренебрежительно отозвался о людях, которые прибыли на Антимайдан в Киев из южных и восточных областей Украины – Донецкой, Луганской, Запорожской, Херсонской, Одесской. Он придерживался популярных мотивов прозападных «демократических» украинских СМИ: противников Майдана в украинскую столицу свезла Партия регионов, действующая в старом советском стиле «садитесь на поезд до Киева или лишитесь работы».
По какой-то непонятной причине априори отрицалось само право участников Антимайдана на собственное мнение и инициативу. Многие украинские СМИ уничижительно называли их «даунбасами», «колорадами», бестолковыми «совками» и так далее. Говорилось, что противники Майдана не способны к мобилизации. О, нет, всё, что им нужно – стабильность и порядок, даже если это зиждется на коррупции. И свободными они быть, конечно, не хотят, о, нет. Им недоступны «революционные» лозунги о свободе личности, свободном рынке и правах человека. Какие там права? Они счастливы пребывать в невежестве и крепостном праве. В своей слепоте они цепляются за ставшего президентом уголовника, потому что он является одним из них. Они всего лишь угодливые бессловесные овцы, с удовольствием жующие своё сено, даже если оно не лучшего качества. Ах да, чуть не забыла: ещё они много пьют. Вот, пожалуй, и весь портрет Homo Sovieticus.
И как прикажете новой демократической Украине процветать, когда среди её населения так много «пережитков» тоталитарного советского прошлого? Ведь эти «пережитки» отказываются признавать своё невежество, называть Советский Союз тоталитарным режимом, внимать постулатам о том, что их родители и они сами только изображали видимость успешной деятельности.
А между тем, эти популярные постулаты и правда хромают. Советские граждане в самом деле усердно трудились, гордились своей работой и верили в уравнительные идеалы социализма. Они высоко ценили бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование. Несмотря на жизнь в «закрытом» обществе, они слушали «Битлз» и Джими Хендрикса, читали Франца Кафку и Габриэля Гарсиа Маркеса, бывали в операх и театрах. Эти люди с теплотой воспоминают о советском прошлом. Я это знаю, потому что подобные воспоминания есть и у меня.
Они не рвутся в ЕС, так как знают, что такой шаг обернётся для многих из них потерей рабочих мест и социальных благ. И что же решает предпринять новое правительство? Тянуть их, упирающихся руками и ногами, в обетованную Европу, «цивилизовывать» против воли, вдалбливать им в головы, что Россия – коррумпированное авторитарное государство, в котором правит Красный Царь Путин, мечтающий о восстановлении если не Советской, то уж по крайней мере, Российской Империи.
Как-то мне приходилось читать размышления известного украинского писателя Юрия Андруховича, написанные после «оранжевой революции» 2004 года. Он заявлял, что в какой-то момент его неприятно поразило, что они (европейцы, просвещённые украинцы) застряли в одной и той же стране с «совками» из Донбасса. Некоторые патриотически настроенные граждане даже критиковали Андруховича за то, что он осмелился сказать вслух мысли, которые другие предпочитают держать при себе: без Донбасса Украина заживёт лучше. Такие люди считают Донбасс оковами на ногах свободной Украины, которая отчаянно пытается вырваться из смертельных объятий российского тоталитаризма. «Отпустите Крым и Донбасс, и мы построим Европу на Украине гораздо быстрее».
Другой западноукраинский писатель Владимир Павлив относится к Восточной Украине иначе. Павлив называет её «Украиной Б», которая до сих пор не избавилась от советского коммунистического прошлого. «Украина А», которая освободилась от советского ига даже раньше 1990 года, должна проявить терпение и помочь замшелой «Украине Б» нагнать время в соответствии с западными ценностями. «Украина А» должна осуществить быстрые радикальные реформы, выстроив новое государство так, чтобы когда «Украина Б», наконец, догонит «Украину А», диктовать свои условия будет последняя, а не наоборот.
Сегодня же вышло так, что «Украина А» десоветизирует «Украину Б» не только сносами памятников Ленину, но и обстрелами зданий и улиц советских времён. «Украина А» предпочитает убивать тех, кто думает и живёт по-своему. И, конечно, жители «Украины Б», также взявшиеся за оружие из-за глухоты Киева по отношению к ним, тут же были записаны в поддерживаемые Россией террористы и сепаратисты. «Авторитарная отсталая Россия» и правда сродни им – она стойко противостоит американским миссионерам, стремящимся вылепить из неё неолиберальную демократию.
На первом фото показан пример инструмента «мирной» десоветизации Донбасса «демократическим» киевским правительством – гильза артиллерийского снаряда, оставшаяся после обстрела мирных жителей украинской армией.
Гильза артиллерийского снаряда в восточноукраинском регионе На втором фото показано то, что изготовил из осколков украинских снарядов донецкий кузнец Виктор Михалев, – модель древней короны Российской Империи.
Модель короны Российской Империи Когда весной 2014 года против Донецкой и Луганской областей начались военные действия в рамках так называемой АТО, Виктор и его друзья начали собирать металлические осколки снарядов и бомб. Поначалу они хотели сделать трёхметровую стелу в знак сопротивления и непобедимости, однако не все осколки хорошо подходят для ковки. Некоторое время Виктор размышлял, что же с ними делать, пока не додумался изготовить корону. На это ушёл месяц.
Виктор надеется, что в один прекрасный день он сможет подарить корону Владимиру Путину. С точки зрения просвещённых европейских украинцев, это жест идолопоклонства – простодушный работник выражает своё восхищение всемогущему Царю Всея Руси. Но для меня это знак уважения от умелого мастера лидеру, который вернул простым россиянам гордость за свою страну. Это просто вопрос восприятия. Но человеческая жизнь бесценна с любой точки зрения. Разве почётно убить кузнеца Виктора только за то, что он думает по-другому? Разве не лучше предоставить «Украине Б» самой решать, чем и с кем она хочет быть?
«Украина А» стремится создать сильное и единое государство, но её правители хотят превратить страну в культурно нетерпимый монолит. Однако сердца жителей Донбасса никогда не склонятся к подобному идеалу. На самом деле его отвергает население и всей остальной Украины. Тысячи призывников армии «Украины А» «проголосовали ногами» в недавней войне, покидая фронт или уклоняясь от службы. Их действия дают надежду на построение терпимой и открытой Украины, которая может занять своё место среди прогрессивных и миролюбивых стран Земли.
Галина МОКРУШИНА,
докторант Оттавского университета по специальности «социология», доктор лингвистических наук.