Мустафа Барзани, отец нынешнего лидера Курдистана Масуда Барзани, в 50-е годы прошлого века, после Иракской революции 14 июля 1958 г., вернулся в Ирак (6 октября 1958 г.). Ему тотчас был выделен один из лучших особняков в Багдаде. Первоначально отношения Барзани и возглавляемой им Демократической Партии Курдистана с главой Ирака Абдель-Керимом Касемом складывались наилучшим образом. Но отказ Касема предоставить автономию Курдистану и его поворот в сторону арабского шовинизма вызвали напряженность, приведшую к попытке силового подавления курдского движения (сентябрь 1961г.). Эта попытка, в свою очередь, положила начало так называемому «Сентябрьскому восстанию», охватившему весь Курдистан.
Мустафа Барзани, выступив из Барзана с 640 бойцами, в основном старыми своими соратниками перебравшимися с ним в СССР, быстро увеличил свою армию, одержал ряд побед над правительственными войсками и овладел горной частью Курдистана (без провинции Киркук), создав фактически автономное государство и сформировав его правящие органы. Основные требования Мустафы Барзани к Багдаду сводились к предоставлению Курдистану широкой автономии и прекращению дискриминации курдов при назначении на государственные должности и распределении бюджетных средств. Будучи реалистом, целей создания независимого Курдистана он не выдвигал. Он отдавал себе отчёт, что такая акция противоречит интересам как всех ближневосточных, так и великих держав, а потому заранее обречена на неудачу и способна только погубить курдское движение. Барзани стремился ладить с властями Турции, Сирии и Ирана (стран, разделивших Курдистан) и подчеркивал, что курды в каждой стране должны решать свои проблемы самостоятельно.
С другой стороны, во всех странах, где проживали курды (включая Ливан), были созданы свои «Демократические партии Курдистана», ставившие целью помощь барзанистскому движению. Согласно их идеологии, Иракский Курдистан — центр курдского движения, и успех курдов во всех частях «Большого Курдистана» неразрывно связан с успехом или неудачей Барзани в Ираке. Особенно упорно и настойчиво стремился Барзани заручиться поддержкой США, но это удалось ему только в 1972 году, когда Ирак тесно сблизился с СССР.
Мы не забыли, как Мустафа Барзани доверял словам тогдашнего помощника президента США Никсона – представителя одой из древних семитских наций Генри Киссинджера. По оценкам многих этнографов, курды и евреи принадлежат к семитской группе. Именно нерешенность этнического происхождении курдов и стало одной из главных причин отказа в предоставлении курдам независимости после Первой Мировой войны, когда нациям побежденной Османской Империи выделялись территориальные образования, для провозглашении независимости. По Лозаннскому договору, некоторые национальные меньшинства были официально признаны в Турции, но курды в их число не вошли. Курдам тогда сказали, что они на самом деле являются турками, а язык, на котором они говорят — искусственно придуманный. Поэтому в течение 80 лет борьба курдов против турок, так и не закончилась (см. карту).
Но первым автономию курдам, и во время правления Садама Хусейна и в наши дни, представили правители Ирака. И в знак благодарности к властям официального Багдада курды сегодня вместе с оккупантами из НАТО разрушили прекрасный Багдад и другие города и деревни Ирака. Теперь ту же предательскую политику против своих стран, где они проживают, курды проводят по отношению к Сирии. Объединяясь с внешними агрессорами, они разрушают свою страну метрополию, и взамен, за оказанные услуги грабежа и убийств невинных граждан, хотят получить автономию и независимость.
Этот древний метод курды применяли еще со времен султана Османской Турции — врага Рода Человеческого — Абдула Гамида. Тогда в конце 19 века по приказу Абдула Гамида были сформированы “Гамидие” — курдские войсковые подразделения, состав которых иногда доходила до 35000 вооруженных курдских всадников и мародеров. Они выполняли приказы турецких властей, убивая мирных граждан Турции, представителей других конфессий и этносов. А имущество убитых мирных людей турецкие офицеры разрешили курдам из “Гамидие” делить между собой.
Автор этой статьи был свидетелем, как нынешнее поколение “Гамидие” — курдские вооруженные отряды, грабили и поджигали правительственные здания Ирака, музеи и банки, дома людей некурдской национальности в марте-апреле 2003 г. И в знак благодарности нынешние потомки политики турецких султанов — Натовские генералы, подарили северные территории Ирака курдам для создании независимого государства. Получится ли у них на этот раз, говорить еще рано.
Вернемся к Договору 11 марта 1970 г. между Барзани и Саддамом Хусейном, признавшем право курдов на автономию. Этот договор стал вершиной политических успехов Мустафы Барзани. Однако, вскоре отношения между Мустафой Барзани и Саддамом Хусейном вновь стали портиться. В «мирный» период Барзани пережил целый ряд покушений, организованных спецслужбой Ирака «Мухабаррат». Так, в ночь на 7 декабря 1970 г. в Багдаде была обстреляна машина его сына Идриса; 29 сентября 1971 г. в его резиденцию в Хаджи-Омране была заслана делегация арабских шейхов, снабженных взрывчаткой (погибло двое охранников, а сам Барзани отделался царапиной). В июле 1972 г. к Барзани был подослан новый убийца (сирийский курд Ибрагим Габари), впрочем с самого начала перевербованный курдской спецслужбой «Парастин», которая и предъявила его журналистам. К месту будет сказано, что противоречия между нынешними руководителями Курдистана Масудом Барзани и Ирака — Нури Аль-Малики могут повторить события тех далеких дней начала 70-х годов.
Чем черт не шутит. Тем более в наши дни, когда эксгумировали тело экс-президента Турции, курда по национальности Тургута Озала. Экс-президент Турции Тургут Озал, останки которого эксгумировали в начале прошлого месяца, был отравлен. Об этом сообщили турецкие СМИ. Согласно заключению судмедэкспертов, в образцах тканей в ходе исследования был обнаружен сильнодействующий яд на основе стрихнина. В организм бывшего главы государства он мог попасть с пищей или напитками, полагают специалисты. По официальной версии Тургут Озал
скончался от инфаркта 17 апреля 1993 г.
Продолжая тему взаимоотношений между Курдистаном и Багдадом, надо сказать, что изданного Багдадом Закона об автономии Курдистана (11 марта 1974 г.) Барзани не признал. Основным пунктом противоречий был вопрос о границах Курдской автономии. На совещании курдского руководства, отвергшем правительственный закон, Барзани заявил буквально следующее: «Они (власти Ирака) хотят, чтобы мы уступили Киркук и другие районы. Это невозможно. Я не хочу, чтобы курды пришли к моей могиле и плюнули на неё, говоря:
Мустафа, зачем ты продал Киркук?!».
В этом последнем восстании Барзани пользовался массированной поддержкой Ирана, имевшей жизненно важное значение. Шаху Ирана он не доверял, называя его «гадюкой, всегда готовой укусить». Но он полностью доверял гарантиям, данным ему госсекретарём США Г.Киссинджером. Поэтому ирано-иракское соглашение, подписанное в Алжире 6 марта 1975 г., явилось для Барзани неожиданным ударом. 19 марта Барзани, оказавшись в безвыходном положении, отдал приказ о прекращении сопротивления и уходе в Иран. 22 марта он сам покинул иракскую территорию. Он возвращался туда, откуда все и начал в начале 40-х годов прошлого века. Но тогда за Барзани стоял сам Сталин. Теперь Сталина уже не было, и вопрос о независимости Курдистана был отложен до агрессии США против Ирака 2003 г.
В 2003 г. Ирак перешел под полный контроль правительства США, который закончилась, хотя и не полностью в конце 2011 года, с выводом основных частей оккупационных войск США. После вывода этих войск, под вопросом остались нерешенные вопросы взаимодействии официальных властей Багдада с властями курдской автономии. Останется ли нынешний президент Ирака, курд по национальности, Фуад Максум, на своем посту, или его заменит на этот раз Масуд Барзани, или удастся нынешнему Премьер-министру, шииту, арабу Хайдару Аль-Абади стать общенациональным лидером Ирака, пока рано говорить, так как практика ликвидации политических противников в
Ираке имеет богатый опыт.
По крайней мере, политическая судьба и М. Барзани и Ф. Максума выглядит весьма туманно, тем более что после недавнего “воскресения из мертвых” политического лидера Иракской партии БАСС — старца саддамовской гвардии Изета Ибрагима, “защитника” прав кувейтских женщин во время ирако-кувейтской авантюры. Необходимо также заметить, что Масуд Барзани скорее всего является “человеком” Турции, чем Моссад. При Барзани основные выгодные коммерческие контракты в Курдистане получают турецкие компании, не только в сфере ТЭК, но и в торговле, строительной сфере, в постройке зданий, автодорог, аэропортов и т.д.
Но главной проблемой между Багдадом и курдами является статус провинции Киркук. Багдад против включения этой провинции в состав курдской автономии. А курды никогда не согласятся на независимость Курдистана без Киркука. Это может стать поводом для войны между арабами и курдами. Из-за стратегического географического положения города, за Киркук в свое время сражались три империи: Ассирия, Вавилон и Мидия, которые контролировали город в различные времена. Исторически здесь проживает смешанное этническое население: курды, туркмены, ассирийцы, арабы и армяне. Имеются большие запасы нефти и природного газа. 10 апреля 2003 г. курдские бойцы при поддержке американских войск вошли в Киркук. Это были бойцы «Пешмерга» из состава Патриотического Союза Курдистана, лидера которого потом американцы назначили президентом Ирака.
В данный момент провинция Киркук находится под властью Патриотического Союза Курдистана. Почти большинство жителей Киркука поддерживают политическую линию ПСК и находятся под сильным влиянием бывшего президента Джаляля Талабани и его последователя- нынешнего президента Ирака этнического курда Фуада Максума. Кстати надо заметить, что Фуад и Джалял совместно со своим тестем Ибрахимом Ахмедом основали ПСК (Патриотический Союз Курдистана). Все административные и управленческие центры находятся в руках курдов. Президент Курдистанской автономии Масуд Барзани в своём обращение к народу Курдистана, в ночь на праздник Навруз 24 октября, в жестком виде поставил ультиматум правительству Ирака в лице Премьера-министра Ирака требуя решения проблемы Киркука с его передачей в состав курдской автономии. По новой Конституции Ирака, согласно статьи 140, провинция Киркук должна войти в состав курдской автономии. Понимая важность киркукского вопроса, посол США в воскресение, 28 октября срочно прибил в столицу Курдистана Эрбил. Масуд Барзани встретился с Робертом Стивеном Бикрофтом — послом США в Ираке, в ходе встречи стороны обсудили текущую ситуацию в Киркуке. Посол США призвал обе стороны, Эрбиль и Багдад найти
решение Киркукского вопроса.
Аль-Абади прекрасно понимает, что после вхождения Киркука в состав Курдистана, курды объявят независимость и, скорее всего после этого, начнется война между курдами и арабами. Какова будет позиция Турции, после этого, мы обсудим в другой раз. Но мы бы хотели особо подчеркнут о роли Ирана в геополитической войне в Ираке и по курдской проблематике. Так, рупор ливанской группировки "Хизбалла" телеканал "Аль-Манар" сообщил, что командующий элитным подразделением "Аль-Кудс" Корпуса стражей Исламской революции генерал Касим Сулеймани руководит операциями иракской армии и ее союзников против "Исламского государства". Как сообщает "Аль-Манар", иранский военачальник прибыл в Ирак в июне, сразу после того, как под контроль ИГИЛ полностью перешла "северная столица" Ирака Мосул. Он возглавил большую группу иранских и ливанских военных советников. Главной его целью на том этапе военных действий было не допустить падения Багдада.
"Совместно с иракской армией и шиитскими ополченцами он создал мощный рубеж обороны на дороге, соединяющей столицу с Самаррой. Очистив от террористов эту стратегическую артерию, он непосредственно возглавил операции в западной провинции Анбар, а также принял участие в координации действий в курдских районах и в окрестностях Киркука", - рассказал "Аль-Манар".
Публикации СМИ, посвященные участию Ирана в иракском и сирийском конфликтах, появлялись и ранее. Во всех из них отмечалась ключевая роль подразделения "Аль-Кудс" и его командира, который считается экспертом по ассиметричной войне. Также цитировались заявления представителей руководства Исламской республики Иран, согласно которым Тегеран не допустит захвата шиитских святынь Ирака и Сирии.
В конце октября подразделения вооруженных сил и шиитские ополчения выбили боевиков "Исламского государства" из стратегического населенного пункта Джур аль-Сакар, контролирующего дорогу между Багдадом и священной для шиитов Кербелой. Это стало первым военным успехом правительства Хайдара аль-Абади. Уже тогда сообщалось, что действиями шиитских группировок "Бадр" и "Бригады Хизбаллы" руководят иранские военные советники, а общее руководство операцией осуществлял командующий подразделения "Аль-Кудс".
Как сообщается, помимо инструкторов иранцы направили в Ирак 88 боевых самолетов советского производства, который экс Премьер Министр Ирака Нури Аль-Малики в бытность своего правления отправил в Иран для безопасности и на ремонт. Аналитики отмечают, что чем бы ни закончился конфликт в Ираке, иранцы пришли в эту страну, чтобы остаться. И вопрос подчинении Киркука станет «яблоком раздора» между Саудитами, Турцией, Израилем, США и Ираном в новой войне в Ираке.
В заключение надо добавит, что Киркукский вопрос является геополитическим козырем в руках тех, кто его контролирует. И то государство, которому будет подчинен Киркук, будет реальным геополитическим
лидером Месопотамии.
Продолжение следуетАраик Саргсян, академик, Почётный Консул Македонии в Армении, вице Президент Академии геополитических проблем России.