Придя к власти во Львове, галицкие национал-демократы начали не с решения экономических задач, а приступили к делу куда более соответствующему уровню своего развития - к сносу памятников советской эпохи. И надо согласиться, весьма в этом деле преуспели. Но полностью зачистить территорию города от “символов тоталитаризма” национал-демократам не удалось. На ул.Стрыйской у входа в парк им.Б.Хмельницкого по-прежнему возвышается Монумент Славы Советской Армии, сооруженный в 1970 г. Несмотря на решение Львовского городского совета №935 от 6.11.1997 г. о “реконструкции” монумента, львовские власти не посягнули на памятник, занесенный в список ЮНЕСКО.
Однако “борцы за волю Украины” не успокаиваются. Видимо, вдохновленные примером афганских талибов, не так давно разрушивших гигантские статуи Будды, «известные» львовские деятели искусства в составе трех человек: художника Богдана Романца, Ярослава Мотыки и архитектора Ярослава Климовского вместе с “общественностью города Львова” выступили с требованием ликвидации памятника на ул.Стрыйской под шаблонным предлогом - как символа “советського” тоталитаризма.
Памятник не нравится вышеназванным деятелям еще и потому, что возле него проводятся “антидержавные акции”. А главным проявлением “антидержавности” по мнению львовских национал-демократов являются призывы к воссозданию союзного государства, к сближению Украины с Россией и Белоруссией. И это в то время, когда экономический крах Галичины настолько очевиден, что даже депутат Львовского городского совета Владимир Витковский вынужден был признать: “Мы прошли катастрофическое разрушение хозяйства - страшную трагедию, которую можно сравнить разве что с войной и голодомором”. Сколько бы ни повторялись заклинания о “незалежности” и “державности”, реальность такова, что рынки сбыта для продукции львовских предприятий находятся на востоке, и прежде всего в Российской Федерации. Именно распад Союза нанес сокрушительный удар по экономике региона.
К примеру, Львовский автобусный завод выпустит в этом году в лучшем случае около 700 автобусов (для сравнения в 1990 г. завод выпустил 11860 автобусов). “На сегодня, - говорит вице-президент ОАО “Львовский автобусный завод” Василий Трач, - мы не имеем никакого государственного заказа. Нашу продукцию покупает в основном Россия...”
Тарас Федак - первый заместитель, и Владимир Герич - заместитель председателя Львовской облгосадминистрации посетили с рабочей поездкой Донецкую область. Особое внимание там было уделено обсуждению вопроса о представительстве Львовщины в Донецке: на ярмарках, экономических и инвестиционных форумах. “А поскольку эти ярмарки и форумы в основном рассчитаны на российский рынок, то такое представительство могло бы активно предлагать российскому рынку продукцию львовских предприятий”, - считает Т.Федак.
Признавая экономический провал своего региона и необходимость хозяйственных связей с восточной Украиной и Российской Федерацией, галицкие деятели в то же время никак не могут отрешиться от претензий на особую мессианскую роль Галичины как светоча культуры и “национальной свидомости”, озаряющего якобы темную и культурно отсталую Украину. В обмен на экономическое содействие В.Герич предлагает организовать “львовскую культурную экспансию на Донеччину”.
Да, не ведают, конечно, жители Донбасса об “истинной культуре” - вместо того, чтобы сносить памятники, они продолжают добывать уголь и производить металл, поддерживая на плаву замордованную национал-демократическими экспериментами Украину.
А львовская культура, - это, к сожалению, не только сокровища львовских музеев и памятники архитектуры, оставшиеся с тех пор, когда Галиция была частью Польши и Австрии, но и акты самого дремучего вандализма, проявления враждебности к людям иных политических взглядов, иной национальности.
Львовская газета “Поступ” следующим образом прокомментировала требование ликвидировать Монумент Славы:
“Наконец снова заговорили про монумент Славы в парке им.Б.Хмельницкого. Группа известных во Львове деятелей искусства требует ликвидации этого памятника тоталитарного режима. И это хорошо. Но одно плохо. Исчезнет место, где можно на красные праздники встретить стайку еще невымерших коммуняк и набить им морды”.
Деятели искусства требуют уничтожать неугодные им памятники, а львовские “интеллектуалы” предпочтительным способом идейной полемики считают мордобитие, - так выглядит в галицком варианте европейская культура, которую Галичина стремится нести всей Украине.
В.Витовский, соглашаясь с тем, что “украинский Пьемонт” в экономическом отношении предстал “голым королем”, не намерен отказывать Галичине в ее мессианской роли, считая, что “спасение от русификаторской навалы как можно более широкой украинской территории - высокая и достойная перспектива”.
Таким образом, “русифицированный” восток Украины должен экономически помогать Галичине, которая, сидя на его шее, будет “спасать” Украину от “русификации”. Это значит - возбуждать среди украинцев ненависть к России и к “москалям”, бороться против русской культуры и русского языка.
В распространении именно такой, с позволения сказать, культуры и видят галицкие деятели историческую миссию Галичины, ее “высокую и достойную перспективу”.
Константин ВАСИЛЬЕВ