В своем обращении к турецко-российскому Совету сотрудничества высшего уровня в прошлом ноябре, Владимир Путин так охарактеризовал взаимоотношения между странами: «У нас могут быть определенные разногласия по конкретным проблемам, но это ни в коей мере не приводит к охлаждению в наших отношениях. Напротив, мы интенсифицируем контакты и поиск общего языка».
Это довольно точная характеристика современного состояния российско-турецких отношений. В частности, Турция и Россия расходятся в вопросе о путях урегулирования военного кризиса в Сирии. Турция хотела бы видеть Сирию без Башара Аль-Асада, в то время как Россия считает, что любая иностранная интервенция с целью его свержения приведет к дальнейшей дестабилизации обстановки как в Сирии, так и на Ближнем Востоке в целом. Впрочем, это разногласие затеняется бурным ростом объемов торгового сотрудничества и инвестиций между двумя странами, а также сотрудничества в энергетической сфере. Лерна Яник задается вопросом, будет ли это сотрудничество продолжаться столь же интенсивно.
Давние соперникиОттоманская и Российская империи в течение трехсот пятидесяти лет воевали за территории и сферы влияния в регионе. Страны оказались по разные стороны и в Первой мировой войне. Несмотря на краткосрочное союзничество во Второй мировой войне, вскоре две страны снова оказались в конфликте в связи с требованием Советского Союза открыть свободный проход по проливам Босфор и Дарданеллы (в противном случае СССР угрожал пересмотром границ).
Это превратило СССР во врага Турции номер один на долгие годы. Таким образом, формирование политики безопасности Турции пошло в направлении поиска места в западном лагере. Советский Союз официально отказался от своих претензий после смерти Сталина в 1953 году, однако для улучшения отношений между странами потребовалось еще несколько лет. Однако, к концу семидесятых годов Турция стала одним из крупнейших объектов советской помощи среди стран, не входящих в Варшавский договор.
Отношения несколько охладились снова в начале девяностых годов после распада СССР когда страны вступили в конфликт в связи с турецким экспансионизмом в Центральной Азии, проблемам прокладки нефтепроводов и вопросам безопасности вокруг чеченского и курдского сепаратизма. В течение нескольких лет отношения нормализовались, поскольку прояснился ограниченный потенциал турецкой экспансии и обеим сторонам удалось найти компромисс по вопросу прокладки трубопроводов и проблемам безопасности.
Энергетические проблемыЭта фаза некоторой неловкости не подорвала экономических связей между двумя странами. В 1980 году годовой объем торговли между Турцией и СССР составлял всего 361 миллион долларов США. К 1992 году он вырос до полутора миллиардов долларов, а к 2006 году достиг 20,6 миллиардов. В настоящее время этот показатель колеблется вокруг цифры в 33 миллиарда долларов. Число турецких компаний, осуществляющих инвестиции в Россию оценивается около 600 а общий объем их инвестиций составляет приблизительно 12 миллиардов долларов, в то время как инвестиции в противоположном направлении составляют около 9 миллиардов. Как турецкие так и российские политики неоднократно заявляли, что намерены к 2023 году достичь объема торговли между странами в 100 миллиардов долларов.
Значительную часть объема торговли занимает природный газ. Россия поставляет почти 60% потребляемого в Турции природного газа, при этом ее потребность в этом энергоносителе увеличилась с 2000 года втрое, существенно увеличив зависимость от российских поставок (в основном, благодаря нефтепроводу «Голубой поток»). Россия также осуществляет 20-миллиардный проект по строительству атомной электростанции в городе Аккую на юге Турции.
Впрочем, эта растущая зависимость от поставок природного газа находится в противоречии с политической волей властей Турции, стремящихся превратить страну в энергетический центр, снабжающий Европу нефтью и газом по системе трубопроводов из таких стран как Катар, Ирак и Иран. Это потенциально способно привести к прекращению доминирования России на европейском энергетическом рынке, таким образом, Турция вынуждена действовать чрезвычайно осторожно.
Россия в настоящее время работает над проектом трубопровода «Южный поток» из южной России через Болгарию и Балканы в Италию, который создаст альтернативу существующему направлению, проходящему через Украину. Турция оказала этому проекту вялую поддержку, явно не желая конфликтовать с Россией в этой сфере.
Украина и СирияТурция вынуждена была проявить осторожность также в связи с украинским кризисом. Когда за присоединением Крыма последовали про-российские восстания в Донецке и Луганске, Турция высказалась двусмысленно, заявив, что территориальная целостность Украины должна сохраняться, но с другой стороны, правительство должно реформироваться с целью соблюдения прав меньшинств на Украине. Когда Россия ответила на экономические санкции некоторых западных стран введением эмбарго на поставки продуктов, Турция и отдельные страны Латинской Америки охотно увеличили объемы своего экспорта в Россию, извлекая немалую выгоду из этой ситуации.
Теперь о Сирии. Режим Ассада является одним из ключевых союзников СССР и России на Ближнем Востоке. В то же время Турция отказалась от отношений с Сирией, присоединившись а Арабской весне в 2010 году. С тех пор она неоднократно выражала свое желание видеть Сирию без Ассада, а недавно призвала США нанести удар по режиму Ассада, объявив это условием своей поддержки коалиции в борьбе с ИГИЛ. Еще несколько инцидентов создали дополнительное напряжение в турецко-российских отношениях с момента начала войны в Сирии в 2011 году. Так , в 2012 Турция принудила сирийский самолет, доставлявший оборудование двойного назначения из России в Сирию, приземлиться на своей территории для инспекции. Этот шаг разгневал Москву и привел к тому, что намеченный визит Путина в Турцию был отложен.
Предпринятые Турцией и НАТО меры по созданию системы ПРО и размещению ракет «Patriot» на востоке страны также встревожили Россию. Турция настаивала на том, что как ракеты так и ПРО установлены в качестве мер защиты против Сирии. Это не слишком убедило русских, однако конфликт так и не достиг критической точки. В настоящее время Сирия, как утверждает посол Турции в Москве, «представляет собой частичное несовпадение позиций, которое нельзя квалифицировать как разногласие». В случае, если ситуация изменится, Россия без сомнения даст Турции это понять, возможно, создав трудности для турецких бизнесменов. Это может дать России серьезный рычаг давления на соседнюю страну.
Источник