Проблема сепаратизма на Украине стала весьма актуальной после прихода к власти вооруженным путем в Киеве различных радикальных элементов. «Парад суверенитетов» и требования федерализации стали иметь достаточно большую поддержку в разных областях страны. Закарпатская область не стала исключением. Венгры и русины заявили о своих правах. И если у первых эти требования заключаются в создании венгерского национального района, то у русинского населения планы масштабнее.
Сам термин сепаратизм не несет негативного смысла, как пытаются преподнести украинские СМИ, а означает политику обособления части территории государства с целью создания новой самостоятельной страны или получения статуса широкой автономии. Такие процессы происходили и происходят сегодня во многих странах Европы, где национальные движения продолжают бороться за федерализацию. Так, с требованиями автономии в составе Норвегии выступает Лапландия, а в Румынии венгры-секеи. В западных демократических странах желание жителей определенных областей к самоопределению воспринимается как абсолютно нормальный процесс, за который не заводят уголовные дела. В США, например, совершенно легально существуют: Партия независимости Аляски (только официальных членов партии более 13 тысяч человек), а также движения за самостоятельность Юга США, афроамериканского населения, Вермонта, Гавайских островов и многие другие объединения. Сепаратистские идеи высказывает также франкоязычная область Квебек в Канаде, Шотландия в Великобритании, Каталония в Испании и другие территории.
Большинство русинских активистов требуют именно предоставления краю автономии по результатам референдума 1991 года. Но некоторые русины полностью разочаровались в украинской государственности, и хотят воссоздания независимой Подкарпатской Руси. Причин таких заявлений несколько, но основная - нежелание постсоциалистической Украины решать «русинский вопрос». Большое значение в решении которого сыграло бы признание русинов не объектом управления, а субъектом, осознавший свой групповой интерес, и с которым необходимо было вести диалог. Вместо этого, украинские власти объявили в розыск русинского активиста Петра Гецко (1), а многие представители русинского движения были вызваны на допросы с целью недопущения с их стороны высказываний даже по поводу федерализации Украины(2).
Требования русинов за 23 года так и не были выполнены. А между тем они в основном заключались в соблюдении прав человека по развитию собственной этнической общности. Но русинов так и не признали отдельным от украинцев народов на официальном уровне. Следует подчеркнуть, что они считаются отдельной национальностью всеми европейскими государствами, кроме Украины. Киевская власть, вместо того, чтобы сделать этот шаг, пыталась русинское движение искусственно разделить на несколько враждующих между собой организаций, а также приняло ряд т.н. «планов»(3), обеспечивающих ассимиляцию русинов в украинской этнической среде.
Многие исследователи признают, что проблема данного конфликта не только в современности. В определенной степени большую роль в желании русинов видеть свою Родину независимой сыграл исторический фактор, а также до сих пор незавершенный спор выбора идентификационной и цивилизационной модели развития. Не исключено, что причины кризисной ситуации в Закарпатской области были заложены еще при присоединении Подкарпатской Руси к Украинской ССР. В межвоенный период под таким же названием она входила на правах автономии в состав Чехословакии. Одним росчерком пера все русины Подкарпатской Руси были записаны украинцами. Хотя в то время было широко распространено русофильство и общерусское самосознание, на что советские власти своего внимания не обратили. Ускоренными темпами сфальсифицировали свидетельства о рождении, по которым все жители Закарпатья родились на Украине (а не в Австро-Венгрии или Чехословакии) и поэтому являются украинцами. Все школы были срочным образом переведены на украинский язык(4).
Разнонаправленность этнической ориентации русинов свидетельствуют об общей политической дезориентации как в Закарпатье, так и на территории европейских государств, главным образом под давлением Украины, которая была больше всего заинтересована в раздроблении русинского движения и пыталась ассимилировать целую национальность. В том числе и поэтому часть русинских активистов выступают за восстановление русинской государственности.
Фактором, который усиливает сепаратистские настроения в Закарпатской области, можно считать и социально-экономические проблемы в регионе. По мнению части населения, за годы существования украинского государства было почти полностью разрушено то, что строили в Закарпатской области в советские времена, и то, что было приобретено русинами, когда они входили в состав Чехословакии и Австро-Венгрии. Разрушены многие отрасли народного хозяйства, промышленность, средняя и высшая школа, медицина, социальное обеспечение, наука(5). Но экономические причины сепаратизма явно вторичны и по значимости, и по восприятию русинским народом, в сравнении с идеологическими и этнополитическими проблемами.
В последнее время, в связи с распространением национализма в Закарпатской области и деятельностью праворадикальных группировок, русины серьезно озаботились своим будущим положением в стране. Дело в том, что в своих программах и идеях данные элементы нередко пропагандируют этнически чистую Украину, в которой остальные этнические группы будут отодвинуты на второй план. Русины, несмотря на отсутствие у большинства населения общерусского или общевенгерского самосознания, часто воспринимаются украинскими националистами как пособники России или Венгрии. Невозможность подавить очаги напряженности в юго-восточных областях страны, может заставить власти, с подачи радикалов, провести крупномасштабную и принудительную насильственную ассимиляцию неукраинского населения, как по отношению к русинам, так и к венграм, румынам и другим национальностям края.
Сформулируем некоторые выводы. Важнейшей причиной нарастания конфликта и сепаратизма во взаимодействии Киева и русинов Закарпатья является непризнание второй стороны, а соответственно, и самого конфликта. Вместе с тем приходится констатировать, что ряд аспектов русино-украинских этнических взаимоотношений, которые способны привести к сепаратизму, глубокому конфликту и дестабилизации, основаны на нежелании Украины решать данную проблему на протяжении всех лет независимости украинского государства. Хотя бы частично удовлетворить наиболее приемлемые требования русинской стороны. Вместо этого официальный Киев не хочет слышать о существовании на самом западе страны особого народа и заводит на представителей русинского движения уголовные дела, тем самым еще больше обостряет вопрос сепаратизма в Закарпатской области.
Григорий МИРОНОВ