После событий по разгону евромайдана власть и милиция в один голос бросились сожалеть о применении силы в ночь на 30-е ноября. Я же считаю, что евромайдан был разогнан правильно, и это решение обосновано. Поясню свою позицию.
Действия митингующих с целью принудить страну к подписанию ассоциации с ЕС изначально не имели ничего общего с законностью. Активисты евромайдана неоднократно нарушали уголовное законодательство, пытались захватить и блокировать органы управления страной – Кабинет министров и другие здания – с целью оказать давление на власть. При этом наблюдалось силовое противодействие милиции. В первый же день и в первую ночь противостояния происходили столкновения с милицией, причем активисты использовали слезоточивый газ, бросали в милицию взрывпакеты и горящие предметы, избивали сотрудников МВД и снимали с них защитные шлемы.
Митингующие не выполнили распоряжения киевской администрации и незаконно оккупировали Площадь независимости. Евромайдан был нацелен с самого начала на ультимативное противостояние по принципу: - Мы не уйдем, пока не принудим власть выполнить наши требования. При разгоне евромайдана на видео также отчетливо наблюдается силовое противодействие с применением физического насилия по отношению к сотрудникам милиции, и бросанием в них горящих предметов. И только отсутствие широкой народной поддержки не позволило “силовым евроинтеграторам“ в первые же дни перевести конфликт в революцию по захвату власти, как к этому призывали их лидеры.
Сейчас, когда я пишу эту статью, митингующие, выдвинувшись с Михайловской площади, снесли установленные заграждения на Площади независимости и захватили площадь, штурмуют городскую администрацию, Кабмин и администрацию президента. Все эти действия снова же являются уголовным преступлением и не имеют ничего общего с демократией и народным волеизъявлением. Весьма красноречивым является факт, что на Михайловской площади, митингующие предварительно сформировали отряды самообороны, вооруженные палками, и тренировались в применении палок, с целью оказать силовое противодействие милиции.
Много говорят и подпадающие по квалификацию УК заявления господ Луценко, Тягнибока и других лидеров, которые наконец-то окунулись в привычную для себя стезю революционного разрушения. По-сути все эти события является реинкарнацией рейдерской революции 2004-го года, когда определенные социальные группы снова пытаются ультимативно навязать обществу свою волю.
Безусловно, разгон евромайдана выступил катализатором гнева людей, и далеких от требований евроинтеграции. Здесь следует учитывать, что экзальтированность и эмоциональность многих граждан Украины высока, а критичность, культура и умение самостоятельно мыслить – низки. Является характерным и факт, что большинство протестующих – западные украинцы преимущественно из Львовской области, приехавшие в Киев для участия в происходящей вакханалии. Здесь мы снова имеем революцию кричащего меньшинства.
В целом, национал-социалисты из "Свободы", профессиональные оранжевые революционеры, а также поддержавшие их западные украинцы – меньшая часть народа. Но эта часть путем гражданского и физического насилия пытается принудить остальных к исполнению своих целей. Ультимативная "майданная демократия" по сути, изначально явилась позицией людей, не желающих жить по законам общества, и насилием выражающих презрение к тем, кто думает по иному. Подобные действия не имеют общего с действительной демократией.
Нужно понимать также западно-украинский менталитет. Невнятность позиции власти, шарахание от заявлений о недопустимости беспорядков до сожаления о применении силы – говорят о слабости и недалекости власти, и только провоцируют дальнейшие беспорядки. Выступления людей за или против ассоциации с ЕС должны решаться на региональных референдумах, демонстрации с целью представить свою точку зрения должны проходить в заранее согласованных с городской властью местах, и быть не ультимативными. И ни в коем случае не сопровождаться избиением сотрудников МВД и блокированием органов власти и городской инфраструктуры, а также нанесением повреждений.
Отмечу невысокий уровень культуры и правового мышления общества, когда ультимативные протесты рассматриваются как нормальное явление. Развитые в социальном и культурном отношении граждане не станут реализовывать политические убеждения посредством ультиматумов и насилия.
Стоит указать и на опыт ультимативных уличных революций в Европе. Украинские власти и милиция в данном отношении значительно беспомощнее и толерантнее своих европейских коллег. В ЕС, подобные евромайдану и событиям на Михайловской действия, были бы немедленно пресечены полицией, если необходимо, с применением водометных установок и гранатометов с боеприпасами со слезоточивым газом. В ЕС участники подобных акций подвергаются штрафу до 2-3-х тыс. евро, а активисты и организаторы – уголовному преследованию, грозящим тюремным заключением сроком от нескольких месяцев до нескольких лет, невзирая на депутатскую неприкосновенность. Не говоря о действиях активистов и господина Луценко, а также членов ВО “Свобода“, которые в любой европейской стране за подобные действия понесли бы уголовную ответственность. Европу стоит начинать примерять с себя.
Что касается поддержки людьми подписания ассоциации с ЕС – здесь снова играет роль неинформированность людей. Западные украинцы стремятся в ЕС в силу надежд там работать, также с целью реализации антирусской идеи, которая в целом характерна для их региона. Остальные поддерживающие евроинтеграцию, прежде всего, надеются ездить в ЕС без виз, не зная о том, что для отсталых стран-участников устанавливается многолетний запрет на работу в ЕС, и отсутствует свобода передвижения внутри шенгенской зоны. В целом, необдуманное стремление в ЕС принесет только ухудшение для страны, а в перспективе потерю суверенитета, вплоть до отказа от национальной валюты. Люди забывают о том, что жить нужно самостоятельно, и значительно лучше строить жизнь по своим, а не чужим правилам.
Что касается действий власти, которая пытается беспомощно защититься, открещивается от действий милиции и осуждает насилие – это компрадорская позиция. Чем слабее власть – тем сильнее будут уличная вакханалия и насилие. И если милиция и “Беркут“ за свои вполне правовые действия будут нести ответственность и клеймиться за “чрезмерное проявление силы“ – завтра они порядок в стране защищать не станут, и протестующие власть снесут.
Вот только кто защитит нас – граждан Украины, которые хотят достойно жить, работать и не страдать от безвластия, революций и постоянной уличной вакханалии кричащего и готового к насилию агрессивного меньшинства?Руслан Шаванов